Выступление на тему Развитие орфографической зоркости

Развитие орфографической зоркости
Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема грамотного письма учащихся.
Еще в период обучения грамоте я поставила перед собой цель: научить детей сначала слуховой зоркости- слуховому восприятию, а затем зрительной зоркости- зрительному вниманию, которые сливаются в одну орфографическую задачу.
Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил меня задуматься над развитием орфографической зоркости детей. Анализ этого вида работы проводится по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам. Это дало возможность выявить слабоуспевающих учеников по русскому языку и установить причины их неуспеваемости. Вот некоторые из них:
- незнание правил;
- знание правила, но неумение их применять;
- дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
- плохо развита память;
Вся работа со слабоуспевающими учениками была разбита на несколько этапов.
Первый этап-выяснительно-организационный.
Цели: выяснить причины слабой успеваемости,
проанализировать ошибки.
На втором этапе-методико отборочном- была поставлена задача: «С чего следует начать работу по формированию орфографической зоркости, так необходмой для достижения грамотного письма?».
Прежде всего, необходимо научить детей слышать звуки, определить их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные ;надо научить видеть и узнавать орфограммы в слове; приучить к самоконтролю.
При решении орфографических задач постоянно ставились вопросы: «Какую букву надо проверить при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что надо сделать,чтобы написать верно?»
Итак, звуковой анализ, т.е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма, знание правил орфографии и самоконтроль- условия, которые необходимы для выработки правильного письма.
Вот некоторые приемы работы, которые я использую на этом этапе.
Волшебный квадрат(5х5). Этот квадрат лежит всегда на партах учеников. «Дети! Квадрат будет обладать волшебной силой, если вы научитесь им правильно пользоваться. Для этого вы накладываете квадрат на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, открываете первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом он легко обнаружит пропуск буквы»,-объясняю я. Квадрат притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.
На каждом уроке отводится 3-5 минут для дополнительного жужжащего чтения, а на уроках русского языка используется методика орфографического проговаривания.
Алфавитные книжки.
Письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. диктует слово по слогам. называя слог и гласную в нем. Позднее можно предложить детям проговаривать только по слогам, называя четко каждое слово.
Письмо с комментированием, помогающее детям избежать возможных ошибок и содействующее наиболее прочному усвоению материала. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы.
Формулировка правил идет с опорой на ключевые слова, так как не следует излишне напрягать память слабоуспевающих учеников требованием его запомнить, при повторении в течение шести дней это произойдет само собой.
Но чтобы ребенок применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки русской речи; умением видеть «опасные» места, требующие применения правил.
Но для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог « открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более уверенно и успешно.
Например, постановка знаков препинания в конце предложения.
1.Прочитай предложение, О ком, о чем в нем говорится?
2.Как произносится предложение?
3.Какой знак нужно поставить в конце предложения?
7.Алгоритмы-памятки.Они помогают учащимся навык самопроверки, например,
Проверь!
1.Не пропустил ли ты букву?
2.Правильно ли ты написал безударные гласные , парные согласные, непроверяемые согласные?
3. Не уверен_ спроси у учителя!
Или вот такая памятка, которая помогает детям правильно написать слова в предложении:
1.С какой буквы пишу слово?
2. Есть ли в слове приставка? Как приставки пишутся со словами?
3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.
8. Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
Например:
Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешать, смешить.
Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик.
Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима.
Сосна, стол, парта, лесной, ком.
9.Рецензирование домашней работы и любой другой работы в паре. Для успешного выполнения домашней работы я составила памятку « Как выполнить домашнее задание по русскому языку». Для родителей провела инструкцию по организации домашнего задания и контролю за его выполнением.
На этапе рецензирования обязательно обращаю внимание детей на осмысление значения слова, на слово, обозначающее предмет, признак предмета ,который присущ данному предмету.
Третий этап-тренировочно-технологгический.
Цель данного этапа состоит в том, чтобы слабоуспевающие ученики писали слова с предложенными орфограммами в словах, предложениях, доказывали и обосновывали свой выбор.
На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные , слухоартикуляционные ощущения . Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные , чтобы они не надоедали детям и интерес и внимание к ним постоянно возрастали. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме, через любой другой дополнительный материал. Например:
-списывание слов с доски с пропуском букв;
-работа в паре с последующей взаимопроверкой;
-использование ребусов, кроссвордов, загадок;
Формы работы, которые вводятся на этом этапе, различны:
-списывание с разнообразными заданиями;
-диктанты зрительные, с комментированием, объяснительные, предупредительные, картинные, диктанты по памяти;
-диктант «Проверь себя», когда ученик пишет слова с пропуском букв, в написании которых сомневается. После диктанта дети спрашивают и только потом вставляют нужную букву;
-свободные диктанты, изложения, сочинения;
Активно применяются таблицы памяти, памятки-опоры. В общем, каждый учитель должен знать, чем больше дети пишут на этом этапе, тем прочнее их навыки.
Следующий, четвертый этап – итогово-диагностический.
Цель : проверить умение учащихся правильно писать слова с отобранными орфограммами в какой-либо письменной работе. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов на 3-4идиагностируемые орфограммы).
При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова снова включаются в разнообразные упражнения и задания.
Следует помнить, что быстро та и прочность усвоения орфографических навыков находится в прямой и непосредственной зависимости как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать. А успех всей работы зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
четкое планирование всей работы;
тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные восприятия;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии ;
постоянный контроль за усвоением пройденных орфограмм.





15