Упражнения для развития орфографической зоркости
1
Коррекционно-развивающие задание:
Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл?
В нашем краю растут густые л(и, е)са.
Бабушка пос(и, е)дела.
Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?
загорела - горка
нагляделся - глядя
травить - трава
волна - вол
3. Выбери нужное проверочное слово.
Пригород (горе, город)
Сплотить (плата, плотный).
УПРАЖНЕНИЕ №2
При списывании дети совершают следующие шаги:
Читаем и слушаем предложение;
Каждое слово разбираем по слогам;
Находим букву ударного гласного и отмечаем "опасные места";
Читаем несколько раз. Закрыв текст, произносим, как будем писать;
Пишем;
Проверяем.
Для того чтобы дети четко усвоили этот алгоритм, его можно представить в виде схемы- опоры:
УПРАЖНЕНИЕ №3
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1. «Найди ошибку».
Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.
Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.
Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
2. «Волшебный круг».
Цель: упражнять детей в подборе слов, уличающихся друг от друга одним звуком, играть фонематический слух, закреплять внимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.
Ход игры.
1 вариант
Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть сделку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.
Например:
мишка мышка удочка уточка
мак рак коза коса
киткот трава дрова
усы уши кадушка катушка
дом дым.
II вариант
Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики хором читают слог (букву, слово), затем ведущий крутит стрелку дальше дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка.
Количество играющих: 1-2 человека и более.
3. «Найди слова в слове».
Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словоо
·6разующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика Дисграфии.
Ход игры. На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и записывают его в тетрадь). Далее установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».
Количество играющих: 1-3 человека и более.
4. «Допиши словечко».
Цель: автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.
Ход игры. На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например
Воробей взлетел повыше.
Видно всё с высокой ________ (крыши).
Количество играющих: 1-2 человека и более.
5. «Занимательная грамматика».
Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.
Ход игры. Сложить слово из двух слов по схеме:
______+______=_______?_______.
Слова слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например:
1 ) первый слог наименьшее трехзначное число;
второй слог обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот. нос,только во множественном числе;
личное местоимение; - тоже личное место вместе главный город страны (столица);
2) первый слог второй слог имение; вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).
УПРАЖНЕНИЕ №4
Способы «усиления» орфограмм:
1. Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета
. дуванчик
Р . машка
Пуг . вица
К . пейка
2. Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
Варежка – хорошо, что тут живет «еж», а не «ёж», а то как носить колючую варежку?
Пирог – с пирогом можно закатить «пир» на весь мир!
3.Составление ребусов
восток вокруг опять сорока
4.Заучивание обобщенным способом.
В классе висит и постоянно пополняется список слов, трудных для запоминания. Для более продуктивного запоминания напротив слов можно помещать картинки.
апельсин бабочка
5.Возвращение в забытую этимологию слов.
Балкон – от слова балка (из Италии) – помост, устроенный на заложенных в стену балках.
13PAGE 15
15