Развитие орфографической зоркости учащихся на основе морфемного разбора.
Корепанова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы
школы №97 г. Ижевска
Развитие орфографической зоркости учащихся
на основе морфемного разбора.
Важнейшей задачей обучения русскому языку является задача научить правильно писать слова. Для этого необходимо развивать орфографическую зоркость учащихся. Термин орфография в переводе с греческого буквально означает «правильно пишу». Орфографическая правильность состоит в единообразии: все пишущие должны писать единообразно, одинаково. Единообразное письмо важно так же, как единообразное произношение: и то, и другое необходимо для быстрого и свободного взаимопонимания при устном или письменном общении.
Чтобы правильно писать слова, учащиеся должны усвоить систему орфографических понятий. Базовыми для овладения школьниками правописной грамотностью являются следующие орфографические понятия: орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки и условия выбора орфограммы, орфографическое правило, орфографическая ошибка.
Написания в словах делятся на две группы: написания по произношению («пишу, что слышу»), например дно, пол, слива, и написания не по произношению(«пишу не так, как слышу»), например топор – в корне первая буква о произносится как [а]: [тапор]. И если в первом случае учащиеся пишут слова верно, то во втором случае возникают трудности в написании. Написания не по произношению называются орфограммами, т.е. правильными написаниями.
Овладение грамотным письмом начинается с умения предвидеть в устном слове (перед его записью) и видеть в записанном слове «точки» применения правил, т.е. возможные орфограммы. это умение и называют орфографической зоркостью. Ее формирование опирается на знание особых примет в словах – опознавательных признаков.
Чтобы выбрать орфограмму, ученик должен знать условия ее выбора, которые представлены в виде соответствующей орфографической инструкции. Пользуясь этой инструкцией, ученик выбирает из антонимического ряда «орфограмма/ошибка» орфограмму, т.е. правильное написание.
Большинство орфографических правил содержит в себе такой опознавательный признак, как место нахождения орфограммы. Поэтому правописание слов часто связано с таким разделом языка, как морфемика. Умение членить слово на морфемы во многом определяет качество усвоения школьниками орфографических правил.
Так, слова сделать и здоровье начинаются с одного звука [з], но с разных букв. Написание данных слов зависит от состава слова. В первом случае в слове есть приставка, во втором случае ее нет. Написание букв и/ы после ц зависит от того, где они находятся – в суффиксе или в корне.
Известно, что орфографическая ошибка может появиться там, где ученик неверно разобрался в составе слова, неправильно квалифицировал ту значимую часть слова, в которой находится орфограмма, в результате чего он при выборе написания руководствуется не тем орфографическим правилом.
Вот пример суждений ученика: «в словах вопеть, вохвалять, во..чик пишем букву с, так как за приставкой на -з/-с стоят глухие согласные». При этом у ученика не возникает мысли, что слово возчик пишется с буквой з, что там другая орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова (возчик - возить). Подобные орфографические ошибки являются распространенными в школьной практике, они характерны для таких орфографических случаев, когда требуется учитывать структуру слова: длинный ( длин(а) + -н-; гусиный ( гусь + -ин-. То есть следует отметить первостепенное значение для учащихся знания морфемного состава слова, что особенно важно для формирования орфографических навыков.
С основными понятиями морфемики учащиеся знакомятся в начальной школе. Это, прежде всего, такие понятия как корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова, морфемный разбор. Ученики не только разбирают слова по составу, но и учатся понимать значения морфем в отдельности, а также то значение, которое морфема придает слову. Так осознанное членение слова с учетом знания выделяемых в нем морфем помогает предупредить появление в устной и письменной речи учащихся и тех видов ошибок, которые заключаются в нарушении нормативной структуры слова: надсмешка, хоккейничьи турниры, играет пианинщик, цветок сгиб, это показалось мне обидчивым и др.
Овладение умением морфемного анализа слова имеет большое значение, поскольку является базовым в процессе формирования важнейших умений в области языка – владение орфографической грамотностью, умение систематизировать и обобщать знания по орфографии, умение лингвистически анализировать текст разных типов и стилей, умение анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов и др.
Морфемный анализ слова важен не сам по себе, а главным образом в интересах правописания. Поэтому для разбора нужно подбирать слова, связанные с орфографическими трудностями. Закрепить знания о составе слова, умение членить его на морфемы и, соответственно, видеть в этих морфемах орфограммы помогают следующие виды упражнений, которые я применяю на уроках:
1. Выписать из предложения слова, соответствующие схеме. Например: из предложения Заплыв продолжался более тридцати минут найти слово, соответствующее схеме ( ( ( (это слово заплыв). Какая орфограмма есть в этом слове? (парная согласная в корне, в данном случае на конце слова)
2. Подобрать слова по предложенной модели. Какие трудности в написании этих слов встречаются?
3. Заполнить таблицу примерами:
(
(
(
(
(
пере
ход
и
ть
рас
крас
не
ть
ся
сапож
ищ
е
4. Игра «Составь слово». Нужно составить слово из разных морфем предложенных учителем слов:
Приставка в слове замолчать,
А корень в слове вязать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове каска.
Получилось слово завязка. Какая орфограмма есть в этом слове? Подберите 2-3 слова с этой орфограммой.
В дальнейшем, когда дети научатся этой игре, предлагаю им самим придумывать материал для этой игры, по большей части в стихотворной форме.
5. Найти лишнее слово в ряде и объяснить, почему оно лишнее: отобрать, отогнать, отопить, оторвать.
6. Записать слова, выделяя в них приставки, одинаковые ли они? Пододеяльник, подобный, подол, подожженный, подорожный, подотчетный, подоходный, подошва.
7. Распределите слова в таблице:
О-
Об-
Обо-
Нет приставки
Обобщать, обобрать, оболочка, обочина, обогатить, обогреть, обогнать, обоготворить, ободок, ободрить.
8. Выписать слова, имеющие суффикс –ок: чулок, мешок, молоток, кусок, клок, мелок, срок, клубок, бок, брусок, стрелок.
9. От данных существительных образовать и записать слова с суффиксом -к- (рыба – рыбка). Объяснить, в чем особенность произношения и написания последнего согласного звука корня в образованных словах.
Ягода, береза, трава, тетрадь, морковь, лошадь, канава, голова, борода.
10. Вставить подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег-/-снеж-
Скоро зима. Замелькают в воздухе(снежинки). Теплым одеялом укроет(снег) землю. (снежные) метели заметут лесные тропы. А детям радость! Будут лепить (снеговиков). Разобрать вставленные слова по составу.
11. Чем барабанщик отличается от барабанчика? Объяснить отличия. Назовите орфограммы, которые есть в этих словах.
Очень эффективным приемом являются задания типа «Расскажи о слове». Учащимся предлагаются отдельные морфемы, а дети «считывают» информацию о словах по этим морфемам:
-ами (существительное множественного числа в творительном падеже).
-ишь (глагол 2 спряжения в форме настоящего времени, 2 лица, единственного числа) и др. Тут же ученики подбирают слова с данными морфемами. Далее можно усложнить задачу – изменить один из признаков данного слова. Например: записать рядом это же слово в единственном, а не во множественном числе. Это задание особенно эффективно в парах, когда один придумывает морфему, а другой угадывает.
Формируя у учащихся представление о морфеме как значимой части слова, нельзя не остановиться на работе с однокоренными словами. Корень – основная морфема, без которой не существует знаменательное слово. Эта морфема дает наибольшее количество орфографических ошибок. Это неслучайно, т.к. корней в русском языке тысячи, а служебных морфем (приставок и суффиксов) – только около пятисот.
Правописание корней зависит от их семантики, сложным в этом является наличие в языке корней-синонимов. Так, при изучении орфограммы «Чередование О/А в корнях -КОС-/-КАС-» возникают типичные орфографические ошибки. Эти корни имеют значение «дотрагиваться чем-либо до чего-либо» и чередование букв в этих корнях зависит от наличия суффикса -а- после корня, этим мотивируют ученики написание слова касарь, хотя здесь суффикс -ар- и вообще корень с другим значением.
Для различения корней-омонимов анализируются тексты, в которых встречаются слова с такими корнями. Сначала мы работаем с готовыми текстами. Например: Понимаете, ребята, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды. Может он быть подводником или проводником, или, скажем, быть заводилой, или водителем трамвая, или водопроводчиком, или выдавать себя за руководителя или хозяина завода, словом, какая-нибудь вода, тут быть должна.(К.Чуковский) Затем я предлагаю ученикам составить подобные тексты самим. Эта работа их увлекает, она позволяет развивать не только орфографические навыки, но и умение составлять связный текст.
В дальнейшем умение установить существующую зависимость орфографических и морфемных явлений совершенствуется в ходе выполнения заданий, нацеливающих на более широкие обобщения. Например:
1. Перечислить орфографические правила, которые опираются на умение выделять в слове корень (суффикс/приставку/окончание).
2. Доказать, что для написания о или е после шипящих нужно уметь правильно разбирать слово по составу.
3. На примере данных слов доказать, что безошибочное написание корня зависит от умения правильно выделять эту значимую часть слова и подбирать однокоренные слова. Например: обогреть – обагрить, отварить – отворить.
4. Графически объяснить выбор пропущенных букв в словах р..скошный и р..сколоть. Сделать вывод о написании этих слов.
5. Используя данный пример, доказать, что орфографическая грамотность во многом зависит от умения разбирать слово по составу:
Деревенский ст..р..жил
Сад колхозный ст..р..жил.
6. Поясняя правописание гласных в корнях слова, ученик подобрал к этим словам однокоренные. Объяснить, правильно ли он сделал это задание: диван – дивный, брошюра – брошенный, часы – частный, гневиться - огнем
Не менее интересным приемом работы является создание лингвистических сказок. Это уже более сложный уровень работы. Учащимся нужно не только подобрать орфограммы, написание которых зависит от расположения в определенной морфеме, но и творчески их переработать, создать оригинальный и запоминающийся текст. Ученики могут работать группами или в парах, затем они читают в классе, остальные подбирают слова с орфограммой из сказки. Например:
Сказка о разделительных знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3 классе. Однажды Незнайкин писал диктант: сел кашу, пю воду, веду сёмку. Он очень старательно выводил слова.
– Ой-ой-ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показываться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– А мы неправильно написаны! И ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы Е, Ё, Ю, Я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [й,э], [й,о], [й,у], [й,а], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который стоит перед нами в корне. Ты потерял наших помощников, и теперь все думают, что эти слова так и должны писаться. Но это не так! Нужно писать съел кашу, пью воду, веду съёмку.
С тех пор Незнайкин стал очень внимательно относиться к буквам, которые ничего не обозначают, но другим помогают
После прочтения данной сказки ученики подбирают слова с орфограммой «Разделительные Ъ и Ь». Создать лингвистическую сказку можно практически на любое правило. Это очень увлекательно и интересно, ученики с удовольствием пишут и работают с ними. Ведь это связный текст, на основе которого можно изучать не только орфограммы, но и проводить комплексный анализ текста.
Литература.
Бочкарева Т.Д. Научить думать.// Русский язык в школе и дома. – 2006. - №3. – С.27
Виды разбора на уроках русского языка: Пособие для учителя/ В.В. Бабайцева и др. – 3-изд., перераб. – М.: Просвещение, 2001
Работа над умениями и навыками по русскому языку в 5-9 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы/ Сост. И.В. Галлингер, С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2007.
Корепанова Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы школы №97 г. Ижевска