Конспект урока по окружающему миру на тему: Природа в опасности!3класс
Конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тема: Природа в опасности!
Цели: 1) Познакомить с тем, как человек влияет на окружающую среду. Какие меры принимаются по охране природы.
2) Расширить и углубить знания о редких животных родного края.
3) Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ответственность за сох ранение природы; научаться выявлять причины исчезновения растений и животных; читать текст учебника и использовать полученную информацию.
Оборудование:
Для детей: рабочая тетрадь, в конвертах для работы в группах схемы экологических связей и разрезанные слова (окружающая среда, человек, экология).
Для учителя: Проектор, схема «Значение природы для жизнедеятельности человека»,схема «Отрицательное влияние человека на природу» схема «Что делает человек для охраны природы», красная книга, книги о природе для выставки.
Ход урока:
Организационный момент:
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах
- Давайте вспомним правила работы в группах. (Дети вспоминают правила работы в группах)
Самоопределение к деятельности и постановка проблемы:
- Ребята, сейчас мы с вами посмотрим слайды, после просмотра, вы расскажите какие чувства и эмоции вызвали у вас эти слайды.
Слайд 1 – 6
(идёт показ слайдов – красота природы и отрицательное влияние человека на природу; показ сопровождается музыкой «Прекрасное далёко» 1 куплет)
- Расскажите свои чувства и эмоции. (Ответы детей)
- Когда огорчились?
- Когда радовались?
- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. ( О природе, о том, как плохо относится человек к природе, об охране природы)
- Прочитайте тему нашего урока.
Слайд 7 (Природа в опасности!)
- Да, ребята природа в опасности! Природу жалко! Хотели бы вы жить в такой природе? (Нет)
- Никто не хочет жить в такой природе. Даже ваши рисунки это подтверждают. Все хотят жить в красивой и чистой природе.
- Из-за хозяйственной деятельности человека природа оказалась в опасности! Как же её спасти? Остановить заводы? (Нет. Мы не можем жить без изделий, которые выпускают на заводах)- Перестать ловить рыбу? (Нет.)
- Не охотиться на животных? (Нет)
- Человек без всего этого не может.
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Чему будем учиться?
Слайд 8 (Задачи урока)
3.Актуализация знаний:
Проверка домашнего задания
- Расскажите по схеме, какое значение имеет природа для людей (дети говорят, учитель вывешивает постепенно схему на доску)
Значение
природы
для жизнедеятельности человека Восхищает нас своей красотой.
Даёт нам тепло, свет, воздух, воду и пищу.
Охраняет наше здоровье.
Дарит нам радость открытий.
Учит нас доброте.
Даёт нам различные материалы для хозяйства
У каждой группы в конвертах лежат буквы. Составьте в группах из них слова и объясните их значение.
1 конверт (О к р у ж а ю щ а я с р е д а – Это всё, что окружает живое существо и с чем оно связано)
2 конверт (Э к о л о г и я – это наука о связях между живыми существами и их окружающей средой)
3 конверт (Ч е л о в е к – часть природы, её живого мира. От других живых существ человека отличает разум. Человек разумное существо.)-Эти слова важны и пригодятся нам на уроке.
- Ребята, у вас в конвертах есть ещё схемы? Что это за схемы? (Экологические связи)
- Приведите примеры экологических связей.
Схемы: 1 схема ( живое – неживое)
( В лесу, благодаря растениям, в почве много влаги. Корни растений укрепляют почву. Воздух, вода, тепло, свет, минеральные воды являются необходимыми условиями для жизни растений и животных)2 схема (растения – животные)
(Растения дают для животных среду обитания, кислород, пищу. Животные распространяют семена растений и их плоды)3 схема (человек - природа)
(Природа даёт человеку всё, что нужно для хозяйственной деятельности человека. Человек как отрицательно, так и положительно влияет на природу)- О чём нам говорят экологические связи? ( О том, что всё в природе взаимосвязано)
4. Работа по теме урока:
1) Давайте обсудим, как же человек влияет на природу?
(Отрицательно и положительно)
- Назовите отрицательное влияние человека на природу
1. Безмерная ловля рыбы.
2. Срывает цветы для букетов.
3.Ловят бабочек, разных жучков.
4.Загрязняет воду.
5.Загрязняет воду.
6. Рубит леса.
7. Убивает животных.(Слайд 8. Как человек влияет на природу)2) Работа по учебнику
- Откройте учебники на стр.27
- Прочитайте тему урока. (Природа в опасности.)
- Прочитайте маленький заголовок. («О ранах маленьких»)
- Какие маленькие раны человек наносит природе. Такие уж они маленькие?
- Прочитаем дальше («О ранах больших»)
- Почему люди вынуждены вырубать лес?
- Кто страдает из-за этого?
3) Сообщение детей
- Сейчас мы послушаем сообщения о животных, которых уже нет на земле.
(Слайд 9, 10) Сообщение о странствующих голубях и морской корове.
«Исчезнувшие животные и растения по вине человека»
(Слайд 11)
5. Физминутка:
ЗВЕРОБИКА:
Уселась кошка на окошке,
И стала лапкой ушки мыть.
И мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три, а ну-ка повтори.
Три, четыре, пять, повтори опять.
Змея ползёт лесной тропою,
Как лента по земле скользит
И мы движение такое
Рукою можем вам изобразить.
Раз, два, три, а ну-ка повтори.
Три, четыре, пять, повтори опять.
Мартышка к нам спустилась с ветки.
Мартышка хочет поиграть.
Ведь обезьяны ваши предки,
А предков надо уважать.
Раз, два, три, а ну-ка повтори.
Три, четыре, пять, повтори опять
6.Продолжение работы по теме урока:
- По вине человека уже исчезло немало растений и животных, а многие другие животные и растения стали редкими.
Но только ли отрицательно влияет человек на природу?(Нет. У человека есть и хорошие поступки)- Давайте рассмотрим схему «Отрицательное и положительное влияние человека на природу» (Слайд )Отрицательное влияние человека на природу:
1.Рубка лесов.
2.Выброс отходов и сточных вод в реку.
3.Безмерная ловля рыбы.
4.Охота на животных.
Положительное влияние человека на природу.
1.Забота о птицах в тяжёлое для них время (делает кормушки, подкармливает птиц зимой)
2.Сажает деревья около школ, около фабрик изаводов.
3. На фабриках и заводах сооружает очистные сооружения, ставит фильтры.
- Как же человек влияет на природу?
(Человек влияет на природу как отрицательно, так и положительно)
-Да, правильно ребята, человек задумался о своей деятельности и поэтому он влияет на природу не только отрицательно, но и положительно.
-Продолжаем работать по учебнику с 29-30.(Читают хорошо читающие дети по очереди вслух)
- Что делают люди по охране природы?
- Куда занесены сведения о редких растениях и животных? (В красную книгу)
(Слайд )- Что такое национальные парки?
-Что такое заповедники?
- Отличаются ли заповедники от национальных парков?
- Чем отличаются?
- Давайте посмотрим фотографии в учебнике.
-Прочитайте название заповедника и национального парка.
- Заповедники и национальные парки существуют во всём мире.
- В нашей стране их насчитывают……
- В том числе в нашей Республике Коми есть известные на весь мир заповедники и национальный парк.
-Печоро-Илычский заповедник славится на весь мир Каменными идолами- их создала сама природа. Эти каменные идолы признаны чудом природы. Они внесены в список чудес России. (Слайд )- А национальный парк Республики Коми Югыд-Ва сохранились нетронутые леса. Они и сейчас радуют глаз своей первозданной красотой. .(Слайд )7. Рефлексия:
- Так почему же люди продолжают использовать природу хотя понимают, что она в опасности?( Так как человек не может жить без воздуха, воды, бех питания, без жилья и одежды)
- Как же надо относится к природе, чтобы она не погибла?( Если взял что-то у природы, то обязательно ей отдай. Посади дерево, покорми птиц, почисть родник и т.д.)- Давайте же стараться жить так чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы)- А что можете сделать для охраны природы вы, дети? ( Мы можем сделать кормушку, посадить дерево, покормить птиц ит.д.)
8. Подведение итогов:
Дополните предложения:
- Сегодня на уроке я понял….
- Мне было интересно узнать…
- Очень понравилось…
- Я не понял что…..
- Сегодня на уроке я узнал…
- Очень интересно было…
9. Оценка результатов деятельности:
- Как вы думаете ребята кто сегодня на уроке работа лучше всех? Как мы оценим их работу?
- А кто работал хорошо на «4»?
10. Домашнее задание:
- Письменно попросить прощение у животных за всех людей мира.
- Учебник с. 27- 30 читать, ответить на вопросы.