Доклад на научно-практической конференции Достойное образование делает будущее настоящим
ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ТРУДУ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НА УЧЕБНО-ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ
Работу выполнил: Хазиев Роман Геннадьевич, ученик 9 класса;
Руководитель: Габидулин Александр Валерьевич, учитель технологии.
МБОУ «Русско-Янгутская средняя общеобразовательная школа»
Осинского района Иркутской области.
В современных условиях, когда совершается бурный научно-технический прогресс, резко возрастает значение школы. Она должна дать нам не только глубокие знания основ наук, но и приобщить к сельскохозяйственному труду, развить любовь к природе и бережное отношение к ней.
В решении этих задач важную роль должны сыграть учебно-опытные пришкольные участки. Значимость их повышается в связи с политехнизацией и реформой школы.
Трудовое воспитание - процесс приобщения к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного производственного опыта, развития творческого практического мышления, трудолюбия и создания человека труда. Человек развивается духовно и физически только в труде.
Обучение формирует необходимые трудовые качества человека лишь при условии, что оно имеет существенные признаки труда: сознательную постановку цели, осмысление конкретным индивидом свою роль в достижении поставленных задач, напряжения умственных сил, преодоления трудностей и препятствий, самоконтроль. Важная составляющая системы трудового воспитания - трудовое обучение, осуществляется от первого класса до окончания школы. На первом этапе (начальная школа) участвует в выращивании рассады томатов и перцев, сельскохозяйственных растений на пришкольном участке, ухаживают за домашними животными и выращивают цветы. Такая посильная работа закладывает основы любви к труду, умение и желание работать собственными руками, способствует развитию интересов и увлечений, организации полезных занятий в свободное время. На втором этапе (5-9 классы), опираясь на приобретенный в начальных классах опыт, мы в сельских школах изучаем сельскохозяйственную, обслуживающую и техническую технику. На третьем этапе (9-11 классы) трудовое обучение имеет профессионально ориентированный характер.
Программа профессионального обучения старшеклассников предусматривают овладение профессией тракториста категории «С», рассчитанной на 449ч. В отличие от промышленности в сельском хозяйстве машины вступают в непосредственный контакт с живой природой. Материалом или средой, подлежащей обработке машинами, служат растения, семена, почва, населенная разнообразными живыми организмами, и другие объекты. Вот почему при создании новых машин или выборе их из образцов, выпускаемых промышленностью, учитывают технологические свойства и агробиологические особенности возделываемых растений, почвенно-климатические условия и сроки работ.
Приобретенный начальный практический производственный опыт помогает лучше понять свои способности, склонности, интересы и окончательно определиться в выборе профессии. На всех этапах трудового обучения решаются задачи трудового воспитания: вооружаемся техническими и сельскохозяйственными знаниями, формируем трудовые умения и навыки, осуществляем практическую подготовку к труду и выбору профессии. При работе на учебно-опытном участке учимся работать в коллективе. В процессе коллективного труда формируются определенные взаимоотношения между учащимися, дух сотрудничества, взаимопомощи, общительность, вырабатывается способность к общему трудового усилия. Трудовое воспитание должно направляться на формирование творческого отношения учащихся к труду. Это возможно при условии, что человек любит труд, чувствует радость от нее, понимает ее полезность и необходимость, труд становится для нее основной формой проявления таланта. Участие воспитанников в работе, достижения ими определенных трудовых результатов вызывает у них удовольствие, радость и гордость за достигнутые успехи, личные и коллективные. Педагог должен не только сравнить и оценить результаты трудовой деятельности отдельных учащихся, но и указать при этом на индивидуальные качества личности, которые способствовали их достижению. При таких условиях мы пытаемся работать лучше, стремятся достичь высоких результатов.
Учебно – опытный участок
Основой системы подготовки юного хлебороба является обязательное приобщение школьников с младшего возраста к разнообразным формам общественно полезного производительного и творческого труда, связанного с выращиванием культурных растений: изучение общеобразовательных предметов и профилирующих дисциплин с производственной направленностью, прочная и многогранная связь с базовыми хозяйствами, научными учреждениями сельского хозяйства.
Цели и задачи работы на учебно-опытном участке:
способствовать развитию трудового, эстетического, экологического, физического и нравственного воспитания;
развивать практические навыки и умения ухода за культурными растениями;
дать всем учащимся элементарные умения и навыки в области сельского хозяйства;
закрепить и обобщить на практике теоретические знания о растениях;
теснее связывать изучение технологии с сельским хозяйством, углублять знания по другим предметам и придавать урокам большую практическую направленность;
прививать учащимся любовь и интерес к сельскому хозяйству;
способствовать профессиональной направленности учащихся и подготовкой их к самостоятельной жизни;
снабдить школьную столовую овощами.
Актуальность проблемы: при обучении детей, проживающих в сельской местности, особо важно привить им навыки возделывания сельскохозяйственных культур для повышения и развития интереса учащихся к сельскохозяйственному труду. Наиболее эффективен практический метод, при котором учащиеся могут наблюдать результаты своих трудов и осваивать основы агротехники.
За период обучения в школе каждый учащийся прошел различные этапы приобщения к сельскохозяйственному труду - работу на школьном учебно-опытном участке в I-XI классах.
Внимание педагогического коллектива сосредоточено на формирование у учащихся необходимых трудовых умений и навыков, трудолюбия, на воспитании чувства ответственности за личный и коллективный труд, уважения к труду хлеборода, бережливости; на развитие ученического самоуправления. Школа стремится к тому, чтобы у всех детей были широкие возможности для пробы сил, для разнообразной познавательной, трудовой и всякой другой полезной для их развития деятельности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Каждый школьник в процессе труда на пришкольном участке проводит за 12 лет обучения не менее 12 опытов с различными видами сельскохозяйственных культур, декоративных растений. Педагогическая и экономическая эффективность работы школьников на участке определяется его размером и планировкой. В постоянном пользовании земельный участок – 0,5 га. На пришкольном участке занимаемся обработкой почвы, прополкой сорняков, прореживанием растений, учимся вносить удобрения и собирать урожай. Это приспосабливает нас к самостоятельной жизни на селе и к ведению своего фермерского хозяйства. Для этой цели в школе ведутся: элективные курсы «Механизация сельского хозяйства» и «Тракторы» и факультатив «Устройство и эксплуатация сельскохозяйственной техники».
Цель этих курсов состоит в том, чтобы сформировать прочные знания о тракторах и сельскохозяйственных машинах и умелого обращения с ними.
Основные задачи курсов:
получить необходимый объем знаний, умений и навыков по устройству тракторов и сельскохозяйственных машин;
научиться правильно проводить основные регулировки;
научиться правильно и последовательно проводить техническое обслуживание;
научиться работать со справочной литературой;
воспитать трудолюбие;
научиться применять полученные знания.
Приобщение подрастающего поколения к сельскохозяйственному труду - один из путей воспитания. Оно поможет нам в будущем в выборе профессии, успешной социализации, быть конкурентоспособным в быстроразвивающейся жизни. В каждой сельской школе имеется пришкольный участок, на территории, которого проводятся простые опыты, делая в своей жизни первые открытия.
Литература
1. Андреев В.М., Марков В.М. Практикум по овощеводству. М.:
Агропромиздат, 1991. 246 с.
2. Карпенко А.Н., Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины. – М.:
Агропромиздат, 1989. – 527 с.
3. Мамонов Е.В. Овощные культуры. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 244 с.
4. Мухин В.Д. Справочник овощевода любителя. М.: Московская правда,
1996. 40 с.
5. Устименко Г.В., Кононков П.Ф., Фирсов И.П. Основы агротехники полевых и овощных культур. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
6. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
13PAGE 15
13PAGE 14415