Статья на тему Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников

Дидактическая игра как средство развития познавательного

интереса у младших школьников

Постановка проблемы. В наше время познавательный интерес у младших школьников занимает ведущее место. Задача познавательного интереса возникает из потребностей общества в воспитании младших школьников. Дидактическая игра, является одним из ведущим способом формирования интереса у младших школьников.
Анализ исследованной литературы. Проблемой развития формирования познавательного интереса у младших школьников занимались такие ученые-педагоги В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Всегда отмечали огромное влияние познавательного интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний прямо сказывали с отсутствием интереса к учению и не умением педагогов его пробудить.[1,с.5]
В. Артемов, Л. Выготский Н. Рыбников. Это первые учёные, которые выдвинули понимание интереса и уделили внимание общей теории. Эти психологи считали, что интерес является результатом объективно существующих отношений личности, которые являются результатом взаимодействия жизнедеятельности людей.
Разнообразили теорию интереса ученые как Н. К. Крупская, А. С Макаренко. Они вместе не уделяли, много времени на познавательный интерес Они считали, интерес-это то, что связывает нас вокруг, чтобы от него был эффект. Младший школьник должен понимать суть того, о чем говорит учитель.
Цель данных тезисов – раскрыть проблему дидактической игры как способ формирования познавательного интереса у младших школьников.
Изложение основного материала. Большинство школьников не понимают суть всего, что им преподносит учитель. Заинтересовывая ученика, учитель должен развить познавательный интерес. Познавательный интерес в педагогическом смысле - это направленность школьника, которая дает возможность расширить свой кругозор, свои познания, для того, чтобы в дальнейшим иметь определенные знания. Суть познавательного интереса состоит в том, чтобы побуждать школьников к пониманию сути, а не заучивание каких либо фраз не понятных для самих учеников, не оставаться на поверхности знаний. Источником познавательных интересов у учащихся являются книги, техника, личные наблюдения, учебные занятия, труд, внеклассная работа. [2, с. 42-43].
Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.[3, с. 33]
Как психический процесс интерес должен занимать ведущее место, так как познавая мир, дети способны научиться правильно мыслить, развиваться, учителя должны помогать школьникам раскрывать в себе таланты, уметь найти подход к детям.
Анализ школьной практики многих случаев неуспеваемости показал, что отсутствие познавательного интереса к учению не только снижает качества знаний, но и большинство детей не могут правильно формулировать свою речь, правильно и доходчиво объяснять свои мысли, показывать свои умения и навыки.
Познавательный интерес у детей может возникнуть в случаи, если ребенок сам заинтересован тем делом, которое ему предлагают сделать. Если ребенок сам видит интерес в этой работе, то сам беспрепятственно преодолеет это дело.
Особенность познавательного интереса ориентируется на овладении знаниями, которые охватывают школьные предметы. При этом познавательный интерес обращается не только к содержанию данного предмета, но и к процессу получения знаний по предмету в активной познавательной деятельности.
На сегодняшний день общепедагогические труды направлены на разработку новых методик, которые помогут ученикам развивать познавательный интерес. Все существующие методики должны быть нацелены на построение такого внутреннего мира школьника ,который может обеспечить его самостоятельную деятельность.
Познавательный интерес побуждает учащихся к самостоятельному приобретению знаний, к дальнейшему самообразованию. [1, c.40-41]
В организации учебно-воспитательной работы с шестилетними учащимися значительная роль отводится игре. В дошкольной педагогики общепризнанно, что игра до семи лет является ведущим видом деятельности ребенка. С приходом ребенка в школу ведущей деятельностью является учеба. Главной задачей учителя является научиться группировать знания и преподносить их в игровой форме.
В наше время школы ищут более новые методы обучения, для того, чтобы информация быстрее и качественнее усваивался у младших школьников. С приходом в школу ребенок понимает, что ведущей деятельностью у него становится учеба. Так как ребенок только пришел из дошкольных учреждений ему свойственно играть. Поэтому в школах стали применяться игры, для более лучшего усвоения материала младшими школьниками.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения школьников, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Среди дидактических игр различают игры с условной ситуацией; игры, построенные на основе стихотворений, и игры интеллектуального характера. [4, c.3-5]
Дидактические игры и занимательные задания являются одним из важных компонентов обучения младших школьников, так как для детей главным фактором является игра. Дидактические игры с применением разных методик очень эффективно влияет на детей, помогая им в игровой форме освоить важный учебный материал. [4, c.4-7]
Термин дидактическая игра в научной педагогической литературе имеет множество толкований. В кратком словаре педагогических понятий, дидактическая игра рассматривается как: – метод обучения, выступающий для решения обучающих задач; активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, процессов, явлений,а также будущей профессиональной деятельности; Учебная деятельность учащихся включающая состязания и самодеятельность в усвоении программных знаний, умений, навыков, приобретения опыта познавательной деятельности и общения в процессе игрового обучения. [2, с.36]
Дидактическая игра - имеет тайный смысл, учителя через игру пытаются объяснять школьникам различные задания, которые дети в игровой форме намного лучше понимают, чем в строгом порядке.
Младший школьник, который только пришел в школу не может сразу же включиться в учебный процесс. Таким образом, учителя используют игру, так как для детей игра очень знакома и они себя, таким образом, чувствуют намного уверенней. Главными условиями для дидактической игры является взаимопонимание детей и учителя. Так как для школьника игра будет намного приятней, а для учителя легче объяснять материал.
Дидактические игры также бывают подвижные, при которых дети сами разыгрывают, ту или иную задачу участвуя в них сами. Это даёт возможность детям ощутить все эмоции на себе, которые он испытывает при решении какой либо ситуации.
Дидактическая игра имеет двусторонний характер. С одной стороны она даёт возможность ученикам организовывать свой учебный процесс, а с другой позволяет учителям в процессе игры воспитывать детей, так как во время игры можно ставить такие задачи детям, чтобы они командами поработали над ситуацией.
Дидактическая игра разнообразна, по своему содержанию, принципу, возможностям. В играх используется дидактический наглядный материал, на который и опирается учитель в ходе работы с учениками. Существуют такой наглядный материал как игрушки, карточки, мячик, таблицы. Если игра сделана в виде, какой либо сценки, то применяются костюмы, орудия труда.
В игре дети учатся общению друг с другом, правильно понимать товарища, умение высказывать свою точку зрения. Играя, дети формируют в себе качества как лидерство, упорство, в не ком смысле упрямство, умение стремиться к достижению цели.
Выводы. В результате изучения поднимаемой проблемы была раскрыта основная проблема дидактической игры применимой к младшему школьнику на развития познавательных интересов. Можно сказать, что дидактическая игра должна быть построена так, чтобы каждый момент, каждое сказанное слово учителем было познавательным и интересным для ребёнка, чтобы ребенок хотел запомнить все то, что говорит ему учитель. Для того чтобы дети быстро воспринимали информацию нужно уметь проводить такие игры, в которых дети могут участвовать сами, выполняя различные задания и упражнения. Естественно главным критерием является возрастные особенности ребенка. Для ребёнка очень важно, чтобы игра занимала определенное место в его деятельности. Так как ребенок, раскрывает свой талант именно через игру. Дидактическая игра - является одной из ведущей в обучении младшего школьника, во время игры дети воспринимают информацию намного больше, чем просто сидя за учебником. Дидактическая игра позволяет расширить познавательный интерес у младших школьников, с помощью дидактического материала.



Литература:
1.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.:Знание, 1979.-45с.
2.Краткий словарь педагогических терминов:[учебное пособие для студентов высших учебных заведений]/Авт.-сост. А.А. Пермяков, В.В. Морозов, Э.Р. Зарединова .-Изд.2-е,испр.и доп.-Кривой Рог; Симферополь: Видавничий, дім, 2010.- 143с.
3.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогики / Г.И. Щукина М.:Педагогика,1971.-157с.
4.Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания/ Н.В. Кудыкина К.: Радянська школа,1989.-126с.


15