Развитие одарённости через организацию исследовательской деятельности в рамках научного общества по предметам естественного цикла


Развитие одарённости через организацию исследовательской деятельности в рамках научного общества по предметам естественного цикла
Кивалкина С.В. учитель химии,
МАОУ СОШ №5 г. Томск
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.
А. Бебель
Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [1]
Одарённые дети зачастую испытывают ряд трудностей. Они не всегда бывают поняты одноклассниками, поскольку имеют более высокий уровень развития. Нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
Характерная для одарённого ребёнка увлечённость в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Одним из способов дать шанс этим детям проявить себя и развиваться, является организация исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Для создания благоприятных условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей обеспечения их личностной и творческой самореализации в нашей школе разработана и реализуется программа по работе с одарёнными детьми.
Первый этап реализации программы – диагностико - организационный,
целью которого, является подготовка условий для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.Второй этап - экспериментальный, в котором идёт непосредственная работа с одаренными учащимися. Цель данного этапа: апробация системы работы с одаренными учащимися.
Третий этап - рефлексивно-обобщающий, осуществляющий переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Одно из направлений реализации данной программы является организация исследовательской деятельности в рамках НОУ в разных секциях. Несколько лет довольно успешно функционирует секция естественнонаучного цикла.
Основные этапы организации исследовательской деятельности:
Выбор тем исследования;
Планирование работы, определение времени и срока защиты;
Изучение необходимой литературы;
Выдвижение гипотезы, формулировка цели, задач, составление плана исследования;
Консультация учителя по оформлению исследовательских работ и тезисов, созданию презентаций;
Психологические тренинги;
Подведение итогов исследовательской деятельности обучающегося: обобщение полученной информации, формулировка выводов, оформление работы;
Презентация работы на научно-практических конференциях.
Исследовательская творческая деятельность особо значима для учащегося тогда, когда он видит результаты своего труда, умеет объяснить их сущность.
Подготовку учащихся к исследовательской деятельности целесообразно начинать на практических занятиях.
Исследование с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. [3]
Руководитель на начальном этапе вместе с детьми составляет план работы НОУ, который включает в себя не только этапы работы над темой исследования, но и консультации по оформлению исследовательских работ и тезисов, а так же проведение психологических тренингов перед защитами на конференциях разного уровня.
Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований. Основными задачами ученического научного общества являются:
а)  широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе;
б) развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;
в) активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;
г)  установление научных и творческих связей с ученическими научными обществами других школ.
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
1. Научно-исследовательская работа школьников организуется в следующих формах:
а) работа в группах по интересам;
б) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;
в) участие в предметных олимпиадах;
г) участие в ежегодной научной конференции школы;
д) участие в городских, региональных, всероссийских конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ.
 Научно-исследовательская деятельность в рамках НОУ повышает интерес детей к изучаемым предметам, раскрывает их творческие способности. С помощью нее учитель может раскрыть творческий потенциал ребенка.
Литература:
Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избр. тр. Т 1. — М., 1985.
Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. Пособие для учителя. -М.: Владос,2000
3. Борзенко, В.И., Обухов, А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности//Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.