Статья СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ УРОКА ДО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ.


СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ УРОКА ДО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Самарина Наталья Александровна
МАОУ «Гимназия№1» города Сосновоборска, учитель начальных классов, заведующая кафедрой начальных классов
sendrykova@yandex.ru 89232952968
Аннотация: в данной статье рассматривается система организации исследовательской деятельности в школе, актуальность и значимость деятельности, предъявлен практический опыт в этом направлении.
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции.
В условиях реализации ФГОС процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний.
Наиболее эффективными педагогическими технологиями являются технологии, в которых ученик может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить своё «Я», свою индивидуальность.
Эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная и исследовательская деятельность, так как призвана решать не только познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни. Главная задача данного направления - дать ученику возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей.
Что сегодня понимается под «исследовательской и проектно-исследовательской деятельностью?
В литературе, посвященной вопросам исследовательской деятельности, даны определение исследовательской и проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность — деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Исследовательская деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности, для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, что является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу.
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся [1, с.246]:
• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
• выстроить доказательство и давать опровержение.
При написании исследовательской работы у учащихся развиваются умения:
• анализировать, систематизировать (анализ - это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств);
• сравнивать (сравнение - это способ познания посредством установления сходства и различия);
• обобщать и классифицировать (обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков);
• определять понятия (понятие - это слово или словосочетание, обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные признаки);
• доказывать и опровергать (доказательство - это рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения ранее доказанных утверждений. Опровержение - это рассуждение, направленное на установление ложности выдвинутого утверждения). Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели:
1. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
2. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
5. Учет возрастных особенностей младшего школьника.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Деятельность педагога должна быть направлена на формирование одной из важнейших (ключевых) компетенций личности ученика – исследовательской компетенции.
Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:
•видеть проблему;
•задавать вопросы;
•выдвигать гипотезы;
•давать определения понятиям;
•классифицировать;
•наблюдать;
•проводить эксперимент;
•делать выводы и умозаключения;
•структурировать материал;
•доказывать и защищать свои идеи.
Где и как мы можем сформировать эти умения?
Существенно меняется роль учителя в учебном процессе.
Учитель должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребенка, как свидетельствуют многие исследования, является не столько его включение в творческую деятельность, сколько наличие в его окружении «образца творческой деятельности». В любом творчестве, и учебно-исследовательская деятельность не является исключением, преобладают принципиально не формализуемые элементы, которые могут транслироваться и усваиваться только в прямом контакте с тем, кто сам способен творить. Большая часть этих неформализуемых, интуитивных элементов не может быть вычленена и вербализирована, так как зачастую не осознается ни самими творцами, ни теми, кто наблюдает за их творчеством [2, с.86].
В условиях новых ФГОС практически все УМК требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически на каждом уроке. В учебник включены задания, связанные с проектной и исследовательской деятельностью. Появились новые условные знаки «Поиск информации. Исследование».Исследования на уроках возможны вне зависимости от УМК.
Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики.
Необходимо использовать такие приёмы, которые будут способствовать развитию исследовательских умений. Постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций - важные приёмы для развития исследовательских умений.
Однажды беседовали два учителя. Один из них удивлялся:
— Почему твои ученики сами приходят к тебе за советом, а мои меня избегают и невнимательно слушают?
Второй поделился секретом:
— Не давай им готовые решения, а научись правильно формулировать вопросы. Тогда те, кто ищет ответы, сами к тебе придут. Ведь очень часто именно вопросы намного интереснее ответов.
Древние греки говорили: «Познание начинается с удивления тому, что обыденно»
Проблема – краеугольный камень любого исследования. Это вопрос, который требует изучения, разрешения. С определения проблемы собственно и начинается исследование.
Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».
Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Ученики овладевают новыми способами действий.
Проблемная ситуация содержит в себе противоречие, вызывающее у учеников удивление или затруднение. Она специально создается учителем путем применения особых методических приемов:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения
-Может ли бабочка одновременно быть вредной и полезной растению?
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
-Что такое грибы-растения или животные?
- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-Вулканы- друзья или враги человека?
- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения)
В своей работе я также использую технологию критического мышления, которая представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение определенных образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и обновляющимся информационным потоком; умение пользоваться разными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение вырабатывать собственное мнение; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением способность брать на себя ответственность, умение сотрудничать и работать в группе.
На своих уроках я использую различные приёмы данной технологии.
Приём «Верите ли вы?»
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их быть активным участником учебного процесса.
Например, изучая группы животных, на уроке задаётся вопрос: «Верите ли вы, что есть животное, которое может поднять груз почти в 100раз больше собственного веса» Этот урок подвиг ученицу моего класса на написание в к исследовательского реферата «Эти удивительные муравьи!»
Приём «Верные и неверные утверждения».
Например, перед началом зачитываю утверждения верные и неверные. Затем прошу учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, работы с текстом учащиеся возвращаются к данным, оценивают их достоверность.
Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Луг» я предложила следующие утверждения:
А)Весной можно поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений.
Б)Весной нельзя поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу.
Приём «Ассоциация»
Ассоциативная таблица на стадии вызова также используется для активизации мыслительной деятельности учащихся и актуализации имеющихся знаний.
Например:
-Назовите ваши ассоциации со словом пустыня.
Приём «Противоречивые факты»
В начале изучения темы пустыня я предложила учащимся поразмышлять над смыслом текста:
«Любуясь цветущей пустыней и воспевая силу жизни пустынных растений, один восточный поэт воскликнул: «Все земли пред тобой убоги, о пустыня!».
Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Как увлекательны темы для изучения, но урок ограничен во времени, успеть бы пройти материал учебника.
Наше образовательное учреждение всегда было ориентировано на формирование у гимназистов широкого научного кругозора. Много лет в гимназии существует Научное Общество учащихся, членами которого являются ученики 5-11 классов. Последние 4 года первые шаги в серьезную науку делают и маленькие Академики, учащиеся начальной школы.
В своей практике исследования с младшими школьниками я рассматриваю как особое направление внеурочной работы, тесно связанное с основным учебным процессом.Учеников начальной школы интересуют различные предметные области, поэтому темы, которые дети выбирают для своих исследований, столь разнообразны.
Работа группы Лаборатории новых технологий «Исследовательская деятельность младших школьников», направлена на изучение проектной технологии, технологии исследовательского метода обучения и внедрение их в практическую деятельность учителей с целью совершенствования образовательного процесса.
Цель: создание условий для исследовательской деятельности младших школьников в условиях Малой Академии Знаний.
Задачи:
развивать познавательные способности младших школьников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска (умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи);
формировать у младших школьников и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Предполагаемые результаты:
сформированность исследовательских умений учащихся;
успешное представление проектов и исследовательских работ на гимназической, городской, краевой НПК.
В работе группы используются следующие формы:
теоретический семинар,
круглый стол,
семинар-практикум,
научно-практическая конференция,
дни науки,
лекторий,
консультации
Для того чтобы сформировать исследовательскую компетентность обучающихся, необходимо сформировать её у учителей. Работа группы реализовывалась поэтапно. Сначала был проанализирован опыт прошлого года, выявлены положительные моменты и проблемные места. Например, проблему в классификации типов работ: реферат, исследовательский реферат, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа, их отличительных особенностей.
Были запланированы и проведены мероприятия для учителей:
круглый стол «Удачи и неудачи работы прошлого года»,
семинар-практикум «Методика работы над разными видами исследований»,
семинар-практикум «Современные требования к написанию разных типов исследовательских работ. Критерии оценки работ»,
консультации по мере необходимости.
Следующим этапом было планирование работы с учениками. Для участников Малой Академии Знаний и их родителей на каждой параллели начальной школы были проведены:
Лекторий «Организация исследовательской деятельности», на котором можно было познакомиться с этапами работы над исследованиями, типами работ и их отличием друг от друга, требованиями к оформлению работы, критериями оценивания работ, структурой работы, формами представления результатов научно-исследовательской работы, требованиями к защите, основными направлениями краевого конкурса «Страна чудес – страна исследований»(4-5 классы). Участники лектория смогли услышать ответы на интересующие их вопросы, увидеть примеры работ прошлого года. Каждый получил «Памятку для юного исследователя».
Круглый стол «Школа учёного-исследователя. От идеи до проекта». Совместно с группой старшеклассников НОУ МАОУ «Гимназия №1» г. Сосновоборска было организовано 3 встречи. В ходе «живого общения» младшие школьники узнали, как подходят к написанию работ старшеклассники, что оказывает положительное влияние на преемственность.
Участие в мероприятии «Наука на переменах» (посещение).
Во время дальнейшей работы учениками были определены темы выступлений, учителя-руководители сопровождали учащихся на всём сроке выполнения работ, проводили общие и индивидуальные консультации для участников, во время которых происходила корректировка, направление, акцентирование внимания на важных разделах работы. Учащиеся 4 классов проходят обучение в интенсивной школе Краевого Дворца пионеров.На заключительном этапе ребята презентовали свои работы в классе перед одноклассниками. Лучшие работы были выдвинуты на участие в гимназических научных чтениях. Победители гимназических научных чтений представили свои работы на городской научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и в краевых конкурсах.Для учеников начальной школы это первые успешные шаги в науку.
Библиографический список.
1.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2003, 204 с.
2.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии», М., 2006, 114 с.