Организация и работа научного общества(НОУ) в школе

это носитель огромных
интеллектуальных ценностей,
в молодости человек наиболее
способен к творчеству, открытиям,
свидельством чего
являются успехи каждого из вас.
Н.А Назарбаев


Жaрт оянып, к™зін ашып, жaртKа бетін т_зесе, к_ннен к_нге мaктажы табылып к™беймек. Осы к_нгі біздіS к™п мaктаждарымыздыS іріс – Cылым.
М.€уезов

Науке можно учить как увлекательнейшей части человеческой истории – как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой
К.Поппер

Обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы выявить, сохранить и развить способности его представителей. Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия тянет нас еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Потребность в поддержке «собственных Платонов и быстрых разумом Неронов» объективно необходимая социальная потребность: развитие законов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, значит сохранить существование самого общества. Участие в исследовательской деятельности – это удел не только ученых, но и всех творческих людей. Особенно важно заниматься творческой, научной, поисковой деятельностью в школьном возрасте, когда идет активное формирование познавательных способностей детей и их социальное становление. Общество активно прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Пока пишутся эти строки, кто – то, как некогда Архимед восклицает: «Эврика!», хочется, чтобы это были наши дети.

Организация НОУ в школе
АKыл – дария, алсаS да таусымайды, Жер – Kазына, саусаS да таусылмайды.
Наука вечна.... в своем источнике, неизмерима по своему объекту, бесконечна по своей задаче, недостижима по своей цели.
К.М Бэр
Как приобщиться к науке? Где научиться пользоваться ее методами и способами? Как сделать так, чтобы и в нашей тсране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше. И организация и деятельность НОУ – одна из главных ступеней этого процесса. Выявлению и развитию одаренных детей способствуют научные общества учащихся (НОУ). В последние годы они значительно активизировали свою деятельность. Как правило, членами НОУ являются представители наиболее талантливой, увлеченной наукой молодежи, а их руководители – ученые из ВУЗов и научно – исследовательских институтов МО и Н РК, работу которых курирует Национальная академия Наук. Основная задача школьного НОУ – привести в систему внеклассную и кружковую работу, поднимая ее на научный уровень и интегрируя с учебно – воспитательным процессом. Итоги работы НОУ ежегодно подводятся на научных соревнованиях школьников по теме «Модели экономичсекого и социального развития Казахстана в свет стратегии «Казахстан -2030» по следующим направлениям:
-научно – технический прогресс как ключевое звено экономичсекого роста
Секции : физика, техника, науки о Земле и Космосе.
-математическое моделирование экономических и социальных процессов
Секции: математика, прикладная математика, информатика.
-Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан 2030»
Секции:биология, химия, охрана окружающей среды и здоровья человека.
-Исторические памятники Казахстана и перспективные туристическе маршруты
Секции: история, краеведение, этнокультуроведение, литература, языкознание.
Секции – экология и охрана окружающей среды объединяются в секцию экология, а археология и краеведение объединяются в секцию – краеведение. Исключается секция – медицина.
С 2000 года республиканский научно – исследовательский центр «Дарын» является филиалом Всемироной выставки науки и техники со штаб – квартирой в Вашингтоне. Национальные соревнования научных проектов школьников проводятся в соответствии с требованиями этой выставки.
Конкурсное жюри оценивает каждый последующим позициям ( в соответствии с требованиями Всемирной выставки науки техники:
Творческая спосбность
Научное мышление
Степень раскрытия темы, доскональность
Эффективность использованных методов исследования, навык
Ораторское мастерство, качество демонстрационного материала, ясность
Уровень координации членов команды
Жюри национальных соревнований особое внимание обращает на научную новизну работы, на новый научный подход к решению проблемы и степень самостоятельности проведения исследований.
Научное общество учащихся (НОУ) – объединение учащихся по интересам, способствующих развитию познавательной активности и творческих спосбностей подростков в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки, техники и искусства.
НОУ организуются при школах, внешкольных организациях под руководством департаментов образования.
Этапы организации НОУ:
Организация смотра предметных кружков, музеев, клубов по интересам.
Проведение итоговых конкурсов знатоков наук, эрудитов
Проведение предметных олимпиад и выставок технического творчества
Выявление направленности интересов учащихся с помощью социологического исследования
Проведения в 8-11 классах собрания, посвященного организации НОУ его целям и задачам.
Разработка устава НОУ, создания членами эмблемы общества, создание научно – методического совета из числа руководителй всех секций, руководителей предприятий, внешкольных работников.
Формирование ученического совета, возглавляющего НОУ
Оформление уголка НОУ (эмблема, устав, план работы, расписание, совет НОУ, объявления)
Разработка плана НОУ на текущий учебный год и перспективное планирование
Утверждение тематики работ секций и познавательной программы НОУ на Совете научных руководителей
Составление расписания занятий по каждой секции (не реже одного раза в неделю по 2-3 часа каждое)
После того, как входе педагогического совета определятся педагоги –кураторы секций и сами секции, необходимо создать Совет НОУ. В Совет Ноу должны войти педагоги – руководители секций, учащиеся представители секций и классов, члены школьной администрации и родители.
Любое НОУ имеет свое положение цели, структуру, устав.

Исследовательская работа учащихся может быть выполнена в различной форме:
доклад, научная статья, реферат, научный отчет, научный проект
Исследовательские работы могут быть -
экспериментальными и прикладными.
В начале самой работы пишется так называемый абстракт .
Здесь излагается сущность проблемы, которая должна быть практически значима. Например, тема «Перспективы развития экономики в Казахстане», практическая значимость была обозначена следующим образом:
- на основе дальнейших исследований предполагается разработка темы «Развитие среднего и малого бизнеса для курса экономической географии», далее указывается объект исследования и предмет исследования и цель. Из цели вытекают задачи и обязательно должна быть рабочая гипотеза.
Требования к гипотезе:
а) соответствие фактам
б) проверяемость
в) простота
г) приложимость к более широкому кругу явлений.
Например, школьник выбрал тему научного проекта «Влияние самооценки и особенностей характера на успешность обучения»
Цель: изучить, существует ли связь между проявлением определенных черт характера с самооценкой учащихся и эффективностью их учебной деятельностью (успеваемостью)
Гипотеза:
Успешность обучения школьников связана с проявлением некоторых особых черт характера.
Или, такое предположение:
Если формировать определенные черты характера, такие как: настойчивость, усидчивость, лидерство - то это будет способствовать успешности обучения школьников.
В исследовательской работе можно использовать такие методы, как анализ, сравнение, классификация, тестирование, рейтинг, наблюдение, опрос, анкетирование, анализ литературы, архивных материалов, документации, прогнозирование, моделирование, эксперимент и т.д.
Показатели (количественные и качественные) должны быть: достоверными, надежными, нейтральными, практичными т.е проект должен быть экономически доступен, не требовать много затрат для его применения. (пример).
Довольно трудно выбрать тему исследовательской работы.
От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Тема должна быть интересной, нести в себе познавательный заряд.
Темы исследования можно объединить в три группы:
- фантастические темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений.
- теоретические – эта группа тем, ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т.д.
- эмпирические темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима.
Учитывая интересы детей, сам учитель должен стараться держаться ближе к той сфере, в которой сам лучше всего разбирается, в которой чувствует себя одаренным.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, эвристичности, неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.
Тема – отражает характерные черты проблемы и, следовательно, имеет в идеале проблемный характер. Кроме того, в теме содержится способ решения проблемы, сформулированный в краткой форме, вместе с тем ясно, недвусмысленно, точно, рекламно.
Не формируется тема с вопросом на конце, если не раскрывается тема конкретно. Например, «Экология и здоровье, «Экология и общество» – это направления, а не темы. Или скажем, тема «Букетов и Менделеев».
Очень часто проскальзывают так называемые «местничковые» темы, которые тоже считаются сформулированными неверно, например: «Исследование озера такого – то, котлована Мироновского» или «Исследование экологии и состава почв К/Х «Карагугинское».
Должна быть направленность на программу «Казахстан -2030»
Вот несколько примеров тем работ, которые были высоко оценены на региональных слушаниях и на республике:
Духовное своеобразие творческой личности Онгарсыновой в социакультурном аспекте Евразийства (литература)
Явление возникновения малых колебаний нихромовой проволоки в жидкостях, при пропускании через не тока (физика)
Физико – механические методы улучшения качества продукции машины для шелушения и полирования зерна
Перспективы развития экономики Казахстана
Языковая картина суверенного Казахстана как отражение современного общественно – политического устройства (I место)
Коллективизация в кустанайской области. История и судьбы. (в работе не просто описаны биографии каких – то людей, а поднят целый пласт аспектов народа Казахстана, трагедия депортации народов области и т.д.
Компьютерное моделирование
Образ зеркала в творчестве Пастернака
Работа школьного музея
Влияние лирики Осадова на нравственность детей.
Влияние участия в работе клуба «Поиск» на формирование личности
Новое поколение тестов по химии (математике и т.д)

Регулярное участие учащихся в работе НОУ способствует развитию творческой мысли и познавательных интересов, приобщению к высокой науке, развитию кругозора в различных областях, привития навыков самостоятельной работы.
Вовлечение учащихся в научный поиск стимулирует активное участие в научно – исследовательской жизни своей страны, помогает в профессиональном самоопределении и ранней профессиональной ориентации.







М.Жaмабаев ауданы
JараKоCа орта мектебі
Карагугинская средняя школа
р/н М.Жумабаева






Организация
и работа
научного
общества учащихся
(НОУ) в школе

учитель химии и биологии
Писарева Н.Ф.







15