Урок по русскому языку: Род имени существительного.
Предмет
Русский язык
Класс 3
Дата
№ урока
Тема занятия
Род имени существительного
Общая цель
познакомить с понятием род имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; развивать речь, мышление, познавательные и творческие способности учащихся, их способности к самообучению; воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно
Ожидаемые результаты
умеют определять род имен существительных (по значению, окончанию, суффиксам); правильно употребляют существительные в речи; дают правильное толкование смысла пословиц,умеют определять род имен существительных по ряду признаков.
Источники, ссылки
презентация, учебник, интернет.
Этапы
Вре -мя
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс оценивания
1.Актуализа- ция знаний
2
1
3
4
2
5
I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. -Перед вами картинка. Что на ней изображено? (Солнышко) Слайд 1-Назовите слова, которые у вас ассациируются со словом солнце. (улыбка, радость, тепло, дружба, свет, лето и тд.)
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! -А к какой части речи относятся слово солнышко? -А какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка? -А вы хотите еще что-то нового узнать о этой части речи? - Для это мы разделимся на группы: деление с помощью конфет: 1 группа - Солнышко, 2 группа – Маска, 3 группа – Мак
2. Актуализация знаний- Какой частью речи будут эти слова? - Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме. 1. Блиц опрос: стратегия: «Верно. Неверно»- Перед вами полоски с цифрами. Я читаю утверждение, если вы с ним согласны, то под соответствующей цифрой ставите «+», а если нет – «-». Слайд 2- 3
11
12
13
14
55
++
--
++
++
++
1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.2. Имя существительное бывает только одушевлённым.3. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что?4. Имена существительные бывают собственные и нарицательные.5. Слово солнышко- имя существительное?- А теперь сверьте выполнение задания с доской и оцените свою работу, поставьте оценку себе в оценочном листе: 5 правильных ответов-«5», 4-«4», 3-«3» ( На доске лента с правильными ответами)2. - Давайте вспомним, что мы знаем об имени сущ-ном. Дети составляют кластер на тему: «Имя существительное». Работают все 3 группы: наклеивают определения на кластер + защита + оценивание на оценочном листе
3.Минутка чистописания. 1. Начнём урок с проявления аккуратности и трудолюбия. Посмотрите внимательно на картинку: -Какую букву вы будете прописывать? Слайд 4 -Скажите, в какой части слова мы встречаем букву «О» ( начало, середина, конец или приставка, корень, окончание ) -Назовем слова, где о в начале слова, в середине и в конце. 4. Откройте тетради, пропишите букву О, запишите дату, вид работы. 5. Картинный словарный диктант. Слайд 5-6 Карточка: Одуванчик, ромашка, яблоко, берёза, капуста, медведь, лягушка, крокодил, заяц, сорока. Дети записывают слова в тетради, проверяют по доске, ставят оценку в оценочный лист(10-9 слов-«5», 8-7 слов- «4», 6-5 слов-«3»)
лист
оценивания
лист
оценивания
лист
оценивания
2. Осмысле- ние
1
5
3
3
2
5
3
2
4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. - На уроке мы продолжим открывать тайны имен существительных. Узнаем, каким постоянным признаком они обладают. Будем развивать логическое мышление, речь, умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения. 5. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 1. Работа в группах. Стратегия «Мозговой штурм». Слайд 7 Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе. Особые дети - списывают предложения на карточках. Подчеркивают выделенные слова. Карточка: Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая. 1 группа Мой дедушка Айдар много лет работал на сахарном заводе. Он ветеран труда. Задания. 1. Прочитайте текст. 2. О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 2 группа Моя бабушка печёт вкусные блины. Она самая добрая. Задания. 1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 3 группа Моё окно любят и посещают птицы. Оно для них как столовая. Задания. 1 Прочитайте текст. 2 О ком говориться в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении? 5. Откройте учебник на с. 111 и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 2. Защита. Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока. - Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.)
2. Определение темы урока: разгадывание ребуса. Слайд 8-1. Давайте попробуем разгадать ребус и определить тему нашего сегодняшнего урока. Роза + клОун + серДце = РОДТема нашего урока «Род имен существительных». Вы узнаете, что существительные изменяются по родам. Научитесь определять род существительных.3. Запишите в тетрадь столбики слов. Слайд 9Образец: м. р. он мой дедушка ж. р. Она моя Бабушка ср. р. оно моё окно 4. Убедитесь в правильности наших наблюдений, правило, которое поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста.Слайд10Женский род запомню я И скажу «она моя», Я запомню род мужской, И опять скажу «он мой». Средний род - «оно моё»- Это правило твоё! 5. Давайте определим род у слов в названии ваших групп. 6. Физминутка: «У жирафа» 7. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ. 1.Лингвистическая сказка: «Как у слов – существительных род появился» Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что сама королева их путала. И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов – существительных знаки различия, тот будет награждён». А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили, делили слова, да так и не разделили их до конца, устали делить. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. Слайд 11 Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. Слайд 12 А те, что остались неопределёнными, пусть останутся среднего рода». Слайд 13Вот так род существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом. 2. Работа по вариантам: Стратегия «Заполни корзину» слова в конвертах. Слайд 14Для работы взяты слова упражнения 250 .стр 112 - Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные) - Работая по вариантам, определите род этих имен сущ-ных. 1 группа – находит и записывает в тетрадь слова м. р. 2 группа – находит и записывает в тетрадь слова ж. р. 3 группа – находит и записывает в тетрадь слова ср. р. - Сделайте отметку за работу «Заполни корзину» в «оценочном листе». 8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ 1. Работа над пословицей. Слайд 15 Крепкую дружбу топором не разрубишь.Объясни смысл. Определи род.. 2. Гимнастика для глаз. Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют числам, прочитайте слово, определите падеж.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
лист оценивания
3. Рефлексия
3
10. Рефлексия. Оценивание (на доске 3 голубя)- Что нового узнали об имени существительном? (грамматический признак – род) - Какого рода бывают имена существительные? - Как определить род имени существительного? - Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? - Как вы думаете, достигли ли вы поставленной цели нашего урока? - Сосчитайте баллы, полученные в течение урока. Они показывают, как вы работали на уроке.
Оцени себя: Слайд 17
Голубь – птица мира, дружбы. Он благодарит вас за работу на уроке. Он оставил вам на память свои волшебные пёрышки и просит вас оценить свою работу на уроке: Зелёный – доволен собой, всё понял
Голубой – допускал неточность, есть пробелы в знаниях.
Красный – надо постараться и успех придёт.
-А какое у вас настроение было на уроке мы узнаем по вашим ладошкам. - Вы сегодня хорошо поработали, молодцы. Слайд 18
сумматив
ная
Информация о д/з
1
Слайд16
Выписать из словаря по 5 имён существительных мужского рода, женского рода, среднего рода.
Ресурсы и оснащение
учебник, рабочие тетради, карточки, ватман, стикеры.
15