Урок-игра окружающего мира Клады Земли(обобщение по теме Полезные ископаемые
МБОУ «Северский лицей»
Методическая разработка урока ознакомления с окружающим миром
«Клады Земли»
(обобщение по разделу «Полезные ископаемые»)
Предназначена для обучающихся 2-3 класса
(в зависимости от УМК)
Автор: Добрынина Ольга Борисовна, учитель начальных классов, МБОУ «Северский лицей»
г. Северск , 2014г.
Оглавление:
Введение.
Цели урока.
Оборудование для учителя и обучающихся.
Ход урока.
Введение (авторские комментарии к проведению урока).
Форма проведения: урок-игра с авторским медиапродуктом(презентацией)
Данный нестандартный урок-игра может проводиться в рамках любой образовательной программы по предмету «Ознакомление с окружающим миром» после изучения темы «Полезные ископаемые». К игре обучающиеся готовятся заранее. На предшествующих уроках учитель предлагает и поддерживает инициативу в подготовке сообщений, поиске дополнительной информации учащимися по теме с краеведческим уклоном. Активизирует работу с физической картой Томской области, где в ходе знакомства с полезными ископаемыми, ребята заполняют её условными знаками полезных ископаемых.
Актуальность данного урока в том, что содержание урока насыщено краеведческим материалом, а нестандартная форма проведения (урок-игра) разнообразит учебный процесс и формирует интерес к предмету и обучению в целом.
Для проведения урока класс делится на 3 команды, каждая команда выбирает капитана, название команды, эмблему, отличительный знак. Так, в моём классе были сформированы команды «Жемчуг», «Мрамор» и «Юные геологи». Игра состоит из 5 туров
Цели урока:
Образовательные:
- повторить материал о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах, способах добычи; с использованием краеведческого материала; проверить умение практически опознавать полезные ископаемые по их внешним признакам.
- организовать групповую работу с учащимися по данной теме;
- показать важную роль полезных ископаемых в экономике области, страны.
Развивающие:
-развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы, доказательства; развивать мышление, речь; кругозор учащихся с эколого-краеведческим уклоном по данной теме
Воспитательные:
- научить бережному и экономному использованию полезных ископаемых и продуктов их переработки; необходимости охраны полезных ископаемых; личной роли каждого; пробуждать познавательный интерес к предмету
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе, поддерживать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности; воспитывать толерантность.Метапредметные:- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;-определять наиболее эффективные способы достижения результата;Формировать УУД:Личностные УУД- умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других- cпособствовать расширению словарного запаса детей;- умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельностиКоммуникативные УУД
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;- способствовать развитию умения работать в группе;Регулятивные УУД- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; работать по плану- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.Познавательные УУД- делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата
Формы организации учебно-познавательной деятельности:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование для учителя:
компьютер, интерактивная доска (или мультимедиа-установка), проектор
для I тура модель ромашки с шестью лепестками, коллекция полезныз ископаемых, контурная карта Томской области для каждой команды
для II тура небольшая выставка керамических изделий, физическая карта Томской области
для IV тура - коллекции полезных ископаемых
Для детей: фломастеры, карандаши, чистые листы, лист самооценки.
Ход урока.
Эмоциональный настрой.
– Добрый день, ребята. Я рада видеть вас на нашем уроке.
Путешествуя по подземному царству,
Ищем клады мы в недрах земли.
Нам подарит земля богатства:
Уголь, нефть и много руды.
Сформулируйте сами тему нашего урока!(Ответы учащихся).
-Урок у нас необычный: урок-игра «Клады Земли». Мы тщательно готовились к нему: изучали полезные ископаемые, их свойства, применение, выступали с интересными сообщениями по данной теме. А коль мы всё изучили, так что же нам осталось сделать? Какова цель сегодняшнего урока?(ответы детей)
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи, а она сегодня вам очень пригодится. А соревноваться мы будем вот по этому плану.
На доске план:
1. I тур «Ромашка» 2. II тур «Обгонялки»
3. III тур «Торопись, но не ошибись!»
4. IV тур «Геологическая эстафета».
5. V тур «Мой вклад»
Слайды 1-2 (вступление)
Учитель:- В игре соревнуются три команды (звучат названия команд).
- Ваши ответы должны быть чёткими, полными, грамотными. Вам предстоит преодолеть 5 туров.А право начать игру предоставится той команде, которая больше назовёт пословиц и поговорок со словом «железо»(это было домашнее задание для команд; идёт аукцион пословиц, по его результатам одна из команд начинает игру)
Слайд 3. (этот слайд дополняет аукцион пословиц и поговорок, на некоторых поговорках я бы рекомендовала остановиться с целью привития нравственных норм поведения)
I тур «Ромашка»
Слайд 4.
К данному туру учитель готовит «ромашку» с вопросами и заданиями; теоретические и практические вопросы отмечены разными цветами.
Капитаны отрывают от ромашки лепестки с заданиями: 1 теоретический вопрос и 1 практическое задание. Задание обсуждается членами команды, затем один или 2 представителя от команды рассказывают о свойствах полезного ископаемого и отвечают на вопросы по теме(если их рассказ был неполным). В практическом задании ученики рисуют условный знак, выпавшего им полезного ископаемого, находят его образец в коллекции и расставляют условные знаки в местах добычи на контурной карте Томской области.
Тур оценивается следующим образом: 1 балл – за каждый правильный ответ, 0,5 балла - за неполный ответ, 1 балл- за умение отвечать на вопросы соперников.
Слайды 5-8 (данные слайды для теоретических вопросов и сопровождают рассказ о свойствах полезных ископаемых)
Слайды 9-10(данные слайды для практических заданий и проверки)
II тур «Обгонялки»
Слайд 11
Задача этого тура ответить быстро и правильно. Отвечают представители той команды, которые первыми готовы предоставить правильный ответ, команда поднимает сигнальный знак(флажок)
Слайды 12-23.
III тур «Торопись, но не ошибись!»
Командам предлагаются вопросы на эрудицию по теме, выходящие за рамки программы
Слайды 24-32
Правильные ответы:1 вопрос (каменный уголь), 2 вопрос (1мм), 3 вопрос (железная руда), 4 вопрос (гранит), 5 вопрос (М. Ломоносов)Физкультминутка
Мы геологами станем ?Да? – да! ( хлопок над головой)Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой)Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками)Бурная река (показывают руками)Ее не обойдешь (топают ногами)Ее не проплывешь («плывут»)Ее не пролетишь («крылья»)Надо напрямик.Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! (хлопок над головой)
IV тур «Геологическая эстафета».
В этом туре участвует вся команда, эстафетной палочкой служит шариковая ручка. На столах разложены образцы из коллекции «Полезные ископаемые», рядом с каждым образцом – чистый лист( для каждой команды свой ряд коллекции). Игроки по очереди подходят к столу с образцами, опознают и записывают названия полезных ископаемых, затем передают ручку следующему члену команды. На моём уроке использовались: гранит, торф, каменный уголь, полевой шпат, мел, мрамор, бурый железняк, известняк, кварц, известняк-ракушечник.. (Для эстафеты следует брать образцы полезных ископаемых с чёткими отличительными признаками). Количество баллов зависит от кол-ва правильно названных образцов полезных ископаемых) Слайды 33-34.
V тур «Мой вклад»
В недра гор, земли и рекПробирался человек.Он старался все достать,Чтоб скорей богатым стать.Через сотни лет, позднее,Он поймет, что стал беднее:Меди нет, железа, стали,Реки мелкими все стали,Птицы стали задыхатьсяИ домой не возвращаться,Меньше нефти, нет бензина.А всего одна причина...Как спасти все, люди, это,Чтоб жила еще планета?
Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для электростанций, которые приносят в наши дома тепло и свет, на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.), на промышленность, на транспорт.Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны. Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?(ответы детей)
Слайд 35
Видео «Шахтёрский труд»
(svajto-ser.io.ua/v473396377beccec3950261ad881f6c9a)
К сожалению, несмотря на все старания, в нашей стране в шахтах иногда погибают шахтёры. На каждый добытый 1млн. тонн угля приходится две человеческих жизни. Задумайтесь! Сколько погибает шахтёров, если у нас в год добывается 700 млн. тонн (1400 человек). В среднем 4 человека в день. Сколько детей становится сиротами – теряют отцов, чтобы у нас в классе и дома было тепло, ходили поезда, работали станки, горел свет. Помните об этом, не ленитесь выключать лишний свет – тогда меньше на электростанциях понадобится угля, и может чей-то папа придёт домой с работы живым.
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?
- Назовите и запишите те меры и действия, которые можете предпринять вы и ваши родители, для того чтобы сохранить для будущих поколений как можно больше полезных ископаемых. Придумайте и нарисуйте экологический плакат, знак, которые призываю беречь природные богатства. мы развесим в коридоре нашей школы (в этом туре побеждает та команда, где больше толковых и значимых предложений и отобразит из в своём плакате).
Слайд 36.
На карте Томской области учитель и учащиеся заранее выделили районы добычи полезных ископаемых нашего края(на предыдущих уроках).
Слайды 37-39.
Рефлексия.
– Какая учебная цель стояла у нас на уроке? Обобщить материал о полезных ископаемых.
Как вы думаете ребята, достигли ли мы цели?
А если достигли, то проверим себя.
( Работа с листками «Проверь себя»)
Самооценка
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
1. Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя Хорошо Не очень Плохо
1. Данную тему я усвоил (а)
2. На уроке я работал (а)
Итог игры.
Подводится подсчёт баллов за все туры и общий итог (участники команды- победительницы и наиболее активные игроки каждой команды получают призы и «5»)