Конспект урока окружающего мира на тему Полезные ископаемые(3 класс)
Конспект урока
1. Тема урока: Полезные ископаемые.
2. Предмет: окружающий мир
3. Класс: 3
4. Автор: Железова В.Ю.
5. Тип урока: проектно-исследовательская работа
6. Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в Костромской области.
2.Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач;. умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1
Организационный
Подготовить учащихся к работе на уроке
Долгожданный дан звонокНачинается урок.Все ль у вас, друзья, в порядке?Есть учебники, тетрадки?Настроенье каково?Значит, будем начинатьМир чудесный открыватьДля себя и для друзейК новым знаниям скорей!
– А теперь улыбнитесь нашим гостям, своим друзьям. Садитесь.
Полная готовность класса к работе
2
Мотивация и актуализация знанийцелеполагание.
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации
- Сегодня у нас необычный урок-исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
ГЕ + , КОЛОС ,+ Г
-Кто такие геологи?
- Что изучают геологи? --А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?
- Что значит - полезные?
-Подберите однокоренные слова к слову ИСКОПАЕМЫЕ. - Найдите значения слов ГЕОЛОГ, ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ в атласе-определителе, учебнике, словарях, энциклопедиях, сети интернет.
- Какова же будет тема урока?
-Какие цели мы перед собой поставим?
-Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.
- Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?
1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.( песок)
2. Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (глина)
3. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк)
4. Он очень прочен и упруг, С известняком он родственник Бывает серый, красный, желтый, белый В метро, дворцах он превосходный. (мрамор)
- Молодцы!
-Работать будем в группах, которые мы создали заранее.
Геолог.
Ответы детей, а затем учитель дает определение.
- Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.
-Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
- Тема «Свойства полезных ископаемых»
- Побольше узнать о ПИ, их свойствах, где они используются.
Дети отгадывают загадки и находят образцы в коллекции минералов.
Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала
3
Постановка учебной задачи, разработка плана действий
-Какая общая цель стоит перед участниками групп?
- Давайте определим задачи
Правильная постановка цели урока, разработка плана действия
-Добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения.
Учащиеся добавляют слова, председатель крепит на доску и читает задачи.
-Ребята, вы представите результаты практической деятельности в таблице, подготовите сообщение.
- Итак, вы подготовите сообщение о свойствах известняка, мрамора, глины, песка и их использовании и изучите свойства полезных ископаемых.
1.Определить полезных ископаемых. (свойства)
2.Представить результаты (в таблице)
3. Узнать полезных ископаемых. (об использовании)
Составить (сообщение) (коллаж)
4
Общий инструктаж
Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной практической работы
Подготовлены более подробные планы проведения опытов на основе планов из учебника. -Правила работы с оборудованием вы знаете. Инструкция на стенде.
П: -Каждая группа получила:
- план проведения опытов (Приложение №1),
- памятку по составлению сообщения (Приложение №2),
- таблица для заполнения (Приложение №3),
- картинки для оформления коллажа.
Полное соблюдение инструкции
- Вспомните, в чем залог успеха работы группы?
Настрой на работу в группах
-Определите правила сотрудничества, выберите только одно правило, которым пользуемся при работе в группе.
Вспомним девиз групповой работы:
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко,
И всегда интересно.
У: -Необходимо правильно распределить работу.
У: -Будем выслушивать мнение каждого.
У: -Следовать плану и следить за временем
Правила сотрудничества.
1 команда.
Каждый имеет право высказаться.
Не нужно слушать товарища по команде.
Можно смеяться над ошибками товарища.
2 команда.
Главное – результат команды.
Главное – доказать свою доброту.
Перебивай собеседников.
3 команда.
Говори одновременно с другими.
Говори по теме, кратко и понятно.
Нельзя отстаивать своё мнение.
4 команда.
Можно делать все, что захочется.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Не получается - не делай.
5
Исследования в группах
В ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение.
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности
Каждая группа выполняет работу в соответствии со своими инструкциями.
Организованная работа в группах
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станемДа? – да! ( хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее мы обойдем (топают ногами),Ее мы проплывем (плывут),Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! ( хлопок над головой).
6
Представление результатов
Умение представить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом
-Скажите, какое свойство известняка и мрамора дает возможность использовать их так часто?
- Где чаще используют?
-Оцените выступление 1 группы по плану:
Работали дружно
Работали по алгоритму
Своевременно выполнили задание..
Качественно выполнили задание
Каждый приложил усилие в общем
деле
- Почему на уроках труда мы используем глину, а не песок?
Учащиеся 1-ой группы рассказывают по таблице о свойствах известняка, 2-ой - мрамора, 3-песка, 4- глины и представляют коллаж «Использование известняка, мрамора, песка, глины» (коллаж прилагается).
У: - Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.
У: - Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
У: - твердость, в строительстве.
Оценивает 2 группа
Аналогично представляет результаты группа №2.
У: Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.
У: Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее и питательнее.
Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.
7
Отвечают на проблемный вопрос.
Познакомить с условными обозначениями, месторождениями полезных ископаемых Костромской обл.
Наметить перспективу на будущее.
-Как вы думаете, почему при строительстве дорог используют песок, а не глину?
- Оцените по критерию : полнота и правильность выступления.
- Что общее в использовании данных полезных ископаемых?
-Как назовем эту группу?
- Ответили мы на проблемный вопрос?
Учащиеся высказывают предположения. Сыпучий песок хорошо пропускает воду.
Оценивание работы 2 группы по критериям
У: - используют в строительстве.
У: - строительные
У: - да
Как вы думаете, в нашей области есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых ?
– Какими полезными
ископаемыми богата наша область? (слайд «Полезные ископаемые Костромской области»)
-К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
-Что должны делать мы, чтобы
по-хозяйски использовать подземные богатства?
- Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке.
Схема на доске: песок
Глина
Известняк и др.
Работаем с картой Костромской области.
Охрана: - отходы металлургических заводов(шлаки) пригодны для изготовления стройматериалов .
- Дети собирают металлолом, из которого выплавляют металл, экономно используют газовые и электрические приборы, берегут тепло дома и в школе; рационально потребляют питьевую воду, потому что её очистка и доставка по трубам невозможна без использования полезных ископаемых; собирают коллекции природных богатств и отмечают на картах места их залегания.
8
Подведение итогов
Дать оценку успешности достижения цели .
-Ребята, как вы считаете, достигли мы цели урока?
У: - Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.
Осознание достижения цели урока
- Какая задача была сложной для вашей группы?
У: - Составление таблицы, но мы справились.
9
Рефлексия
Оценивать свой вклад в общий результат деятельности
- Рада за всех. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.
Учащиеся заполняют оценочные листы
(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)
(Приложение №4)
Адекватная оценка своей деятельности
- Кто хочет поделиться своими достижениями?
- Я узнал, что
- Мне было интересно
- У меня получилось
- Мне было интересно узнать о
- Я обязательно найду дополнительную информацию о
- Я поделюсь новыми знаниями
У: - Активно работал в группе, выслушивал мнение всех участников группы, смог бы представить результаты работы перед классом.
Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.
Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи.
- Кого заинтересовала эта профессия? Кто хотел бы стать геологом? Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее.
И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились.
10
Домашнее задание
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Дифференцированное:
1) Тетрадь - с.29-30 №3,4 - заполнить таблицу, где применяются полезные ископаемые и разгадать кроссворд.
2) Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.
3) Узнать из дополнительных источников, как добывают полезные ископаемые.
Дети записывают задания в дневник
Понимание цели и методики выполнения домашнего задания
Группа № 1 Приложение №1
План изучения свойств известняка и создания коллажа
· Определите размер частиц известняка.
1. Рассмотрите под лупой образец известняка.
2. Рассмотрите под лупой сыпучий песок.
3. Значение свойства запишите в таблице.
· Определите цвет частиц известняка.
1. Рассмотрите под лупой образец известняка.
2. Значение свойства запишите в таблице .
· Определите, известняк легче или тяжелее воды.
1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.
2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)
3. Значение свойства запишите в таблице.
· Определите твердость известняка.
1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.
2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.
3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.
4. Значение свойства запишите в таблице .
· Создайте коллаж «Использование известняка».
1. Рассмотрите иллюстрации 2. Приклейте на лист.
Группа №2
План изучения свойств мрамора и создания коллажа.
· Определите цвет мрамора.
1. Рассмотрите образцы под лупой.
2. Значение свойства запишите в таблице .
· Определите, какой у мрамора блеск.
1. Рассмотрите образцы.
2. Значение свойства запишите в таблице .
· Определите, мрамор легче или тяжелее воды.
1. Опустите маленький кусочек известняка в стакан с водой.
2. Определите, он плавает на её поверхности или тонет? (Если плавает, то он легче воды, если тонет – то тяжелее.)
3. Значение свойства запишите в таблице
· Определите твердость мрамора . Сравните твердость мрамора с твердостью известняка.
1. Порода мягкая, если можно оставить след ногтем.
2. Порода твердая, если остается след – бороздка от гвоздя.
3. Порода очень твердая, если следа – бороздки нет, а виден только след от гвоздя.
4. Значение свойства запишите в таблице .
· Создайте коллаж «Использование мрамора».
1. Рассмотрите иллюстрации.
2. Познакомьтесь с названиями.
3. Приклейте на лист.
Группа №3
План изучения свойств глины .
· Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?
1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.
2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.
3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.
4. Значения свойств запишите в таблице.
· Определите, песок или глина дольше удерживает воду.
1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.
2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.
3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.
4. Обсудите, что вы наблюдаете.
5. Значение свойства запишите в таблице.
6. Создайте коллаж «Использование песка»
Группа №4
План изучения свойств песка.
· Определите, какая порода лучше сохраняет форму? Какая порода более вязкая? Какая порода сыпучая?
1. Смочите малым количеством воды образцы глины и песка.
2. Один участник пусть разомнет песок и скатает шарик.
3. Второй участник пусть разомнет глину и скатает шарик.
4. Значения свойств запишите в таблице.
· Определите, песок или глина дольше удерживает воду.
1. Положите в одну воронку на фильтр из ваты влажный песок.
2. Во вторую воронку положите размельченную смоченную глину.
3. Налейте в воронки одинаковое количество воды.
4. Обсудите, что вы наблюдаете.
5. Значение свойства запишите в таблице.
· Рассмотрите под лупой прозрачность частичек. (Значение свойства запишите в таблице ).
· Рассмотрите цвет частичек. (Значение свойства запишите в таблице).
· Рассмотрите блеск частичек. (Значение свойства запишите в таблице).
·Рассмотрите размер частичек. (Значение свойства запишите в таблице).
6. Создайте коллаж « Использование глины».
Приложение №2
Группа №1
Памятка по подготовке сообщения
«Свойства известняка и его использование».
Один участник группы расскажет по таблице о свойствах известняка.
Второй участник группы расскажет по плакату об использовании известняка. Подумайте и скажите, какие свойства известняка объясняют такое его использование.
Группа №2
«Свойства мрамора и его использование»
3.Один участник группы расскажет по таблице о свойствах мрамора.
4.Второй участник группы расскажет по плакату об использовании мрамора. Подумайте и скажите, какие свойства мрамора объясняют такое его использование.
Приложение №2
Группа №3
Памятка по подготовке сообщения
«Свойства глины».
Один участник расскажет по таблице о свойствах песка.
Второй участник расскажет по таблице о свойствах глины.
Группа №4
Памятка по подготовке сообщения
«Свойства песка».
1.Один участник группы расскажет об использовании песка
2. Второй участник расскажет об использовании глины.
«Лист самооценки»
Критерии
+ ДА или - НЕТ
1.Активно работал в группе
2.Был организатором работы в группе
3.Слушал мнение каждого участника группы
4.Доказывал свое мнение
5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом
6.Представлял результаты работы группы перед классом
Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"
Свойства песка Приложение №3
Полезные ископаемые
Форма(вязкая или сыпучий)
Пропускает ли воду
Цвет, прозрачность, блеск
Размер частичек
Песок
Свойства глины
Приложение №3
Полезные ископаемые
Форма(вязкая или сыпучий)
Пропускает ли воду
Цвет, прозрачность, блеск
Размер частичек
Глина
Свойства известняка Приложение №3
Полезные ископаемые
Цвет
Легче или тяжелее воды
Твёрдость
Другие свойства
Известняк
Свойства мрамора.
Приложение №3
Полезные ископаемые
Цвет
Легче или тяжелее воды
Твёрдость
Другие свойства
Мрамор
Полезные ископаемые
Цвет
Легче или тяжелее воды
Твердость
Другие свойства
Известняк
желтый серый, белый.
тяжелее
Твердый, гвоздь оставляет след
Мрамор
белый, серый, желтый, красный, черный
тяжелее
Твердый. Тверже, чем известняк
хорошо полируется,
блестит
Полезные ископаемые
Форма (вязкая или сыпучий)
Пропускает ли воду
Цвет
Размер частичек
Песок
сыпучий
пропускает
Желтый, белый, красный,серый. Прозрачные и непрозрачные
Частички крупнее.
Глина
пластичность, вязкость
Плохо пропускает, удерживает
Коричневый(голубой, белый).
Непрозрачные , неблестящие.
Частички меньше песчинок
1 команда.
Каждый имеет право высказаться.
Не нужно слушать товарища по команде.
Можно смеяться над ошибками товарища.
2 команда.
Главное – результат команды.
Главное – доказать свою доброту.
Перебивай собеседников.
3 команда.
Говори одновременно с другими.
Говори по теме, кратко и понятно.
Нельзя отстаивать своё мнение.
4 команда.
Можно делать все, что захочется.
Точно выполняй возложенную на тебя роль.
Не получается - не делай.
Известняк- осадочная горная порода органического происхождения. Он образовался из остатков морских организмов. В малых количествах растворяется в воде. Разлагаясь, способствует образованию карстовых пещер, а также на больших глубинах под действием глубинного тепла Земли дает источник газа для минеральных вод. Известняк твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов, для создания скульптур. Разновидностью известняка является мел.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм. Цвет бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый, а белый встречается чаще всего. Песок образуется из кварца. Благодаря его присутствию, он незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Широко используется в составе строительных материалов, для намывки участков под [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. При производстве железобетонных изделий, а также при производстве тротуарной плитки, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Глина твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используется в строительстве: из нее с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в нее добавляют воду, то она становится мягкой, вязкой и из нее лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. Является основой гончарного и кирпичного производства. Из специальных сортов глины изготавливают фарфоровую и фаянсовую посуду. Также глину используют в косметологии для изготовления различных масок
Мрамор – твёрдый родственник известняка, плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий. Мрамор используется как камень для памятников . Мраморная крошка и дроблёный песок используются при изготовлении каменной мозаики и штукатурки, в качестве заполнителей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Мраморная мука находит применение в сельском хозяйстве.
Мрамор используется также для создания мозаичных композиций, рельефов и круглых изваяний (преимущественно однотонный мрамор, большей частью белый, реже цветной или чёрный).
Также мрамор применяется для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], изготовления столешниц, лестничных маршей, полов, вазонов и балясин.
«Лист самооценки»
Критерии
+ ДА или - НЕТ
1.Активно работал в группе
2.Был организатором работы в группе
3.Слушал мнение каждого участника группы
4.Доказывал свое мнение
5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом
6.Представлял результаты работы группы перед классом
Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"
«Лист самооценки»
Критерии
+ ДА или - НЕТ
1.Активно работал в группе
2.Был организатором работы в группе
3.Слушал мнение каждого участника группы
4.Доказывал свое мнение
5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом
6.Представлял результаты работы группы перед классом
Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"
«Лист самооценки»
Критерии
+ ДА или - НЕТ
1.Активно работал в группе
2.Был организатором работы в группе
3.Слушал мнение каждого участника группы
4.Доказывал свое мнение
5.Смог бы представить результаты работы группы перед классом
6.Представлял результаты работы группы перед классом
Критерии: 5-6 + "5", 4+ "4", 3+ "3"
Работали дружно...
Работали по алгоритму...
Своевременно выполнили задание...
Качественно выполнили задание...
Каждый приложил усилие в общем деле...
Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 8Рисунок 7Рисунок 9Рисунок 11OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAРисунок 13Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 20Рисунок 18Рисунок 1915