Урок окружающего мира на тему: Полезные ископаемые (3 класс)

Мультимедийная разработка учебного занятия
Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова

Тема урока
Полезные ископаемые

Предмет
Окружающий мир

Класс
3

Тип урока
Урок постановки и решения учебной задачи

Место данной темы
в учебном курсе
Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»

УМК
Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.

Цели урока
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.

Задачи урока
Образовательные:
Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.
Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.
Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.
Воспитательные:
Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).

Методы обучения
1. Словесный.
2. ИКТ: мультимедийная презентация.
3. Наглядно-демонстрационный.
4. Практический.
5.Частично-поисковый.

Формы работы
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая.

Приемы работы
1. Ребус.
2. Кластер.
3. Бортовой журнал.
4. Практическая работа учащихся.
5. Построение домика.

Необходимое оборудование и материалы
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).
Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.
















Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения

Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционально-
го отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

- умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
- умение организовывать своё рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
Учитель читает текст:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
- Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)
- Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.







- умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
- отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;


3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

- Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).
- Тема нашего урока «Полезные ископаемые».
- У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
- Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).
- Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).
- Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.



Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.






Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.
Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.

Формулируют цель урока

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе:
Организатор
Спикер
Контролер
Секретарь
















- умение формули-ровать тему и цель урока;
- принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;
- осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
- умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
- умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
- Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Составление кластера со слов учащихся.








необходимые нужные доставать извлекать

- У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».
- Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
- Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
- Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в on-lain режиме)

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?
(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)

- Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интеллектуальную задачу (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
- Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово спикерам каждой группы.
Отвечают на поставленные вопросы.




Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».






Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

.














Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».


Работают в группе, дают определение понятию.




Просматривают страницу словаря в on-lain режиме.







Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.




Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.




Выступление
спикеров.






































































Следующие слайды аналогичны первому.
- умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;
- умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.
- умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;
- умение преобразовывать информацию, структурировать её;;
- умение извлекать информацию из различных источников;
- умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;


Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.

- Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее не обойдешь (топают ногами), Ее не проплывешь (плывут), Ее не пролетишь (крылья), Надо напрямик. Все мы сможем, все сумеем И своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).
- Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.

- принимать целевую установку педагога.
- соотносить свои действия с эталоном.


6. Практическая работа
Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
- В физкультминутке мы на минуту стали геологами. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, как вы думаете, чтобы знать как их использовать, где применять, что еще мы должны знать о полезных ископаемых? (Свойства).
- Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.

- На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель
“От Земли до неба”.
Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _______________
Растворимость ____________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо,
для получения металлов)____________
Обозначение на карте__________________


- У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции.” Для заполнения бортового журнала используйте дополнительную информацию, которая находится у вас на столах. Помните о том, что между вами распределены роли в группе. Подойдите ответственно к выполнению своих обязанностей.
- Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила работы в группе.
- Сейчас вы можете приступить к работе.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.
- Выступающий из каждой группы (спикер) представит результат совместной работы.

- Задача остальных групп следить за тем, вся ли информация представлена в бортовом журнале, высказывая свое мнение, используя сигналы обратной связи – знак «согласия»- «несогласия».
- Проанализируйте, получилась ли работа в группе? Справились ли вы со своей обязанностью? На что необходимо обратить внимание в следующий раз?

- Чтобы вы смогли использовать эту информацию, я хочу подарить каждому страничку из своего бортовой журнал, в котором представлены свойства исследуемых полезных ископаемых.
Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.
Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы.

Осуществляют исследование по инструкции.

























Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.



Проговаривают основные правила работы в группе.

Применяют на практике полученные знания.
Группы (спикеры) представляют резуль-таты своей исследо-вательской и практи-ческой деятельности, остальные обучаю-щиеся – слушают.

По завершению выступления каждой группы, остальные высказывают свое мнение, относительно выступления, используя сигналы обратной связи.
Анализируют работу в группе.

-организовывать свое рабочее место;
-определять план выполнения учебной задачи и следовать ему;
-применять практические умения в ходе работы;
- умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания собеседников;
- умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;
- осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму действий;
- умение фиксировать результаты наблюдений, опыта в предложенной форме.
- оценивать проделанную работу;
- соотносить результат учебной деятельности с поставленными целями;
- осуществлять рефлексивную деятельность;
- умение представлять результаты своей исследовательской и практической деятельности.

















7. Первичное закрепление
Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.
(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Что за странный камень это? Непонятного он цвета... Он из зёрен состоит, Называется: (Гранит)

Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
- Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

Без неё, ребята, повар просто как без рук, И становится вся каша несъедобной вдруг! А если в ранку попадёт - испытываешь боль. Вы, конечно, догадались - это: (Соль)

Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
Как надо охранять полезные ископаемые?
Экономично использовать
Оберегать от пожаров
Соблюдать правила перевозки
Заменять по возможности искусственными материалами
Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.























































Слушают учителя, отвечают на вопросы.


- применение собственных представлений для решения практических задач;
- умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности
на уроке
Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.
- Ребята, подведем итог урока. Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?
- Достигли ли мы цели урока?
-Что помогло нам в работе?
- Какие открытия для себя сделали?



- оценивать результат деятельности на уроке.


9. Домашнее задание
Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.
- В завершении нашего урока я предлагаю вам следующее задание:
1 и 2 группе – приготовить сообщение о природном газе;
3 и 4 группе – приготовить сообщение о нефти;
5 группе – нарисовать природоохранные знаки «Охрана полезных ископаемых».



- умение принимать инструкцию учителя.


ископаемые

полезные



15