Рабочие программы по русскому языку и литературе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Сертильская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО -Шахбанов К.Б.
Протокол №
от ___»____________201__ г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР МКОУ – СОШ
Гираев Н.С.
«____»________________201_ г.
«Утверждено»
Директор МКОУ - СОШ
Алиев Г.М.
Приказ №
от «___»____________201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Шахбанова Камиля Байрамбековича
первой квалификационной категории
по литературе
в 8 классе
2013 - 2014 учебный год
Общее количество часов по плану 102______________ Уровень базовый
(базовый, профильный)
Количество часов в неделю 3________________
Рабочая программа составлена в соответствии с базисным учебным планом, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; программой по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2007г.)., примерной программой по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература», М. «Просвещение», 2010 (авторы: С,К,Бирюкова, К,В.Мальцева, М.М.Бакеева, К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С. Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р,З.Хайруллин ) «___»_______________ 2011 г. _______________________
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Литература» 8 кл. составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерных программ по литературе для общеобразовательных учреждений «Литература», М. «Просвещение», 2010
Используемый учебник: Литература . 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения : в 2 частях. / авт.-сост. С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М.Бакеева К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С. Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р,З.Хайруллин – филиал издательства «Просвещение», 2006
Данная программа реализуется в течение учебного года и предусматривает 102 часов; занятия 3 раза в неделю.
Актуальность программы Предмет литературы ставит перед собой задачи развития способностей формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения. При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века. В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора. В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.
Цели и задачи обучения: воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений русской художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; развитие русской устной и письменной речи учащихся освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России. валеологическая: соблюдение надлежащей обстановки и гигиенических условий в классе; создавать здоровый психологический климат на уроке.
Характеристика предмета Изучение русской литературы характеризуется ярко выраженной спецификой. Учебный предмет «Литература» - часть образовательной области «Филология». Он тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения русской речи, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Русская литература тесно связана с русской культурой, являясь ее неотъемлемой частью. Таким образом реализуется принцип «диалога культур». Литературное творчество учащихся является составной частью литературного образования, включает наряду с творческими работами различных жанров. Основной формой организации учебного процесса при изучении литературы в школе является форма традиционного урока. Наряду с ней возможно использование современных активных форм урока, опирающихся на принцип диалогизации и на деятельностный подход.
Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы, а также произведения древнерусской литературы. Продолжает знакомство с литературой народов.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных .литературных знаний, читательских умений и навыков.
Отсюда цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.Компетентность читателя предполагает:– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.Учет возрастных и психологических особенностей детей Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения, а объектом познавательной деятельности – основы наук. Дети в этом возрасте проявляют готовность к усвоению системы знаний не только на уровне восприятий фактов, но и на уровне общих представлений и понятий, понимания причинно- следственных связей. При этом современный школьник имеет свои собственные суждения происходящего вокруг и его не удовлетворяет роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроке знаний. Он ждет от школы востребованности собственной учебной деятельности, что обязывает нас, педагогов, искать новые подходы к организации этой деятельности. В связи с этим мы применяем технологии личностно – ориентированного обучения ( технология сотрудничества, метод проектов), переходим с репродуктивного образования на инновационное.
Организация образовательного процесса При реализации программы используются элементы технологий: личностно – ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности; развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников; объяснительно – иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний; формирование учебной деятельности школьников, предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов; проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения условий жизни под воздействием человека; дифференцированного обучения, где учащиеся условно делятся на группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя; учебно – игровой деятельности, которая дает положительный результат при условии ее серьезной подготовки, когда активен и учитель и ученик. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов; Также при реализации программы использованы традиционные технологии, такие как технология формирования приемов учебной работы, изложения в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики образов. При реализации программы используются практически все методы организации учебно – познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, реподуктивный, частично –поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
Условия реализации программы Реализация целей, являющихся главным условием эффективной учебной деятельности школьников, невозможна без использования основных образовательных ресурсов: учебников, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, приспособлений, а также современных информационных систем, Интернет, электронных учебников. При отборе средств обучения соблюдены следующие условия: учтена специфика предмета и соответственно включены характерные только для литературы средства; учтены достижения новейших информационных технологий (мультимедиа, интерактивная доска); особое внимание обращено на средства обучения, содержание которых имеет комплексный характер; учтено соблюдение системности, обеспечивающей пособиями и оборудованием все разделы и темы.
Методы и формы организации контроля: Текущий опрос, фронтальный опрос, тест, диагностика навыка чтения, выразительное чтение, чтение наизусть, картинный план, пересказ, чтение по ролям, творческий пересказ, тематический контроль, итоговый контроль.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса
Учащиеся должны знать:
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.Давать анализ отдельного эпизода.
Критерии и нормы оценок обучающихся Оценка знаний осуществляется на контрольном уроке в конце изученного раздела, темы, который включает самостоятельные творческие работы, задания на осмысление и понимания изученного материала. Текущий контроль за освоением программного материала осуществляется в форме опроса, тестирования, наблюдения, выполнения творческих заданий. Эффективность программы предполагается отслеживать по системе мониторинга: Результаты учебной деятельности детей фиксируются: в оформлении творческих работ учащихся: выставки рисунков, поделок, сочинений; в индивидуальных картах развития учащихся; выступления на концертах, участие в литературных гостиных, выпуск газеты. В 8 классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами, достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 120-130 слов в минут вслух, выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения. Оценка устных ответов учащихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником, изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; показал умение подтверждать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4»,если он удовлетворяет в основном требованиями на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: В изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или выкладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использование терминологии по литературе, исправленных после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, терминологии по литературе, в выкладках, которые исправлены после нескольких вопросов учителя. Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Ожидаемые результаты Современное школьное литературное образование приобретает все большую практическую направленность. Формируемые знания становятся все более действенными, способствуют созданию у школьников «фундамента» опыта практической деятельности (умений и навыков) для выполнения работ творческого характера, самостоятельного поиска новых знаний и овладения новыми умениями. Усиление практической направленности как дидактический принцип ориентирует учителя на личностно- ориентированный подход в деятельности учителя. Его реализация в учебном процессе обеспечивает развитие личности школьников, овладение ими комплекса умений, формирование способностей использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной для адаптации к условиям проживания на определенной территории. Для получения ожидаемых результатов по литературе учащиеся должны овладеть следующими предметными компетенциями: -Коммуникативными -Информационными -Компетенции личностного самосовершенствования -Учебно- познавательными компетенциями -Ценностно-смысловыми Общекультурными -Социально- трудовыми
Планирование основных тем
№
Тема (раздел)
Количество часов
1
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
4
Русская литература 19 века
46
5
Русская литература 20 века
34
6
Литература народов России
2
7
Зарубежная литература
14
7
Подведение итогов
2
Литература для учителя
. С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М.Бакеева К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С. Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р,З.Хайруллин. Литература: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. –СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006
О.В.Ельцова. Поурочные разработки по литературе по программе А.Г.Кутузова: 8 класс.- М.:ВАКО, 2007
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 кл. М.: Дрофа, 1996
Литература для учащихся
. С.К. Бирюкова, К.В. Мальцева, М.М.Бакеева К.М.Нартов, Н.Н.Вербовая, Н.С. Русина, А.М.Мансурова, Л.В.Тодоров, Р,З.Хайруллин. Литература: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения: в 2 ч. –СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006
Информационно-методическое обеспечение
№ п/п
Тема урока
Тип урока
К/ч
Д/з
Введение
1.
Художественная литература как искусство слова
Изучение новой темы
1
Подготовить сообщение по предложенной теме
Устное народное творчество
2
Исторические песни. «Казак Платов у Наполеона».
Изучение новой темы
1
Ответить на вопрос «Чему учит произведение»
3
Обрядовые песни. «Молодец перед просватаньем».
Изучение новой темы
1
Знать содержание, написать мини-сочинение
Русская литература XIX века
4
А.С.Пушкин «19 октября», «Во глубине сибирских руд»»
Изучение новой темы
1
Выучить наизусть
5
Вольнолюбивая лирика Пушкина «Анчар»
Изучение новой темы
1
Выразительное чтение стихотворения
6
Философская лирика Пушкина «Подражание Корану»
Изучение новой темы
1
Выразительное чтение текста
7
История создания повести «Капитанская дочка»
Урок-лекция
1
Читать главы 1-7
8-12
«Капитанская дочка». Чтение с комментированием.
Изучение новой темы
5
Подготовиться к пересказу
13
Судьба Марии Мироновой и Гринёва
Комплексное применение знаний
1
Читать главы 8-14
14
Проблемы чести и долга в повести.
Урок обобщения
1
Подготовка к сочинению
15
Образ Пугачева
Комплексное применение знаний
1
Подготовка к сочинению
16
Р.р. Сочинение по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Урок развития речи
1
Прочитать «Повести Белкина»
17
Вн.чт. «Повести Белкина»
Закрепление знаний
1
Ответить на вопросы
18
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Чтение с комментированием.
Изучение новой темы
1
19
Идейное содержание поэмы Лермонтова «Мцыри»
Изучение новой темы
1
Выписать художеств.-выразит.средства
20
Образ романтического героя в поэме
Изучение новой темы
1
Наизусть отрывок «Бой с барсом»
21
Р.р. Сочинение по поэме «Мцыри».
Урок развития речи
1
Ответить на вопросы
22
Вн. чт. Поэма «Боярин Орша».
Урок усвоения новых знаний
1
Ответить на вопросы
23,24
Н.В.Гоголь. «Шинель».
Изучение новой темы
2
25
«Шинель» тема «маленького человека»
Изучение новой темы
1
26
Сложность образа главного героя повести
Изучение новой темы
1
27
Социальные мотивы в сти.х-ях в прозе И.С.Тургенева
Изучение новой темы
1
Выразит.чтение «Как хороши, как свежи были розы»
28
" Роза "
1
29
"Живые мощи"
1
30
Вн.чт. Повесть Тургенева «Ася».
Комплексное применение знаний
1
31,32
Идейное содержание стихотворения Некрасова «Железная дорога»
Изучение новой темы
2
Прочитать стих-е
33
Своеобразие композиции стих-я. Образ «царя-голода» в стих-ии «Песня Еремушке»
Урок-практика
1
Подготовить характеристику образа «царя-голода»
34
О поэзии Н.А.Некрасова
1
35
Р.р. Выразительное чтение наизусть стихотворений(по выбору)
Урок развития речи
1
Вспомнить биографию Л.Н.Толстого, перечитать «После бала»
36,37
Л. Н. Толстой. «После бала». Жизненные источники произведения. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Изучение новой темы
2
Ответить на вопросы
38
Моральная ответственность человека в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Изучение новой темы
1
Ответить на вопросы (179-180)
39
Р.р. Сочинение «Полковник на балу и после бала»
Урок развития речи
1
Творчество Чехова
40
Сюжет и композиция произведения. Основные роды художественной литературы.
Изучение новой темы
1
41
Вн.чт. Л.Толстой "Люцерн"
1
42,43
А.П.Чехов «Тоска»
Изучение новой темы
2
Знать содержание
44,45
"Свадьба"
Изучение новой темы
2
46
Вн.чт. Рассказы А.П.Чехова
Комбинированный
1
Дать характеристики героям
47-49
В.Г.Короленко."Последние огни"
Изучение новой темы
3
Русская литература XX века
50,51
М..Горький «Легенда о Данко»
Изучение новой темы
2
Ответить на вопросы
52
Р.р. Сочинение «В жизни всегда есть место подвигам».
Урок развития речи
1
Прочитать повесть «Мои университеты»
53
"Песня о Соколе"
Изучение новой темы
1
54,55
Автобиографическая повесть «Мои университеты»
Изучение новой темы
2
Ответить на вопросы стр.33
56
Вн.чт.М.Горький "Сказки об Италии
Изучение новой темы
1
57,58
Сатира в произведениях В.В.Маяковского. «Прозаседавшиеся», «Хорошее отношение к лошадям»
Изучение новой темы
2
Наизусть отрывок «Прозасед-ие»
59
Природа в лирике С. Есенина. «Каждый труд благослови удача»
Изучение новой темы
1
Наизусть «Каждый труд.»
60
Р.р. Выразительное чтение стих-й.
Урок развития речи
1
61
Человек и природа в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Ещё заря не встала над селом»
Изучение новой темы
1
62,63
Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Зарубки на сердце»
Изучение новой темы
2
64
Р.р. Сочинение «Моральный долг детей перед родителями»
Урок развития речи
1
Подготовиться к уроку внеклассного чтения
65
Урок внеклассного чтения «Телеграмма»
Урок устный журнал
Ответить на вопросы
66-69
История создания поэмы Твардовского «Василий Теркин»
Комплексное применение знаний
4
Прочитать главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата»
70
Национальный характер в образе В.Теркина
Комбинированный
1
Наизусть отрывок из поэмы (30 строк)
71
Литературная игра по поэме Твардовского «Василий Теркин»
Урок-обобщение
1
Подготовка к сочинению
72
Р.р.. Сочинение по поэме «Образ солдата –героя в поэме Твардовского»
Урок развития речи
1
73-75
Г.Я.Бакланов."Навеки -девятнадцатилетние»
Изучение новой темы
3
76
Стихи, рождённые войной.
Изучение новой темы
1
77,78
В.Распутин. "Уроки французского".
Изучение новой темы
2
79
Обличение грубости в рассказе В.Шукшина «Обида»
Изучение новой темы
1
Прочитать рассказ «Срезал»
80
Урок внеклассного чтения. Рассказ «Срезал»
Урок- обобщение
1
Подготовиться к сочинению-рассуждению
81,82
Юмористические рассказы М.М.Зощенко «Лимонад», , «Баня»
Изучение новой темы1
2
Читать рассказы Зощенко
83,84
В.П.Астафьев."Звездопад"
Изучение новой темы
2
Ответить на вопросы
85,86
Ч.Т.Айтматов."После сказки".
Изучение новой темы
2
Зарубежная литература.
87,88
История любви Ромео и Джульетты в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
Изучение новой темы
2
Прочитать «Ромео и Джульетта»
89-91
Дж.Свифт. "Путешествие Гулливера"
Изучение новой темы
3
Читать переводы сонет
92-94
П.Мериме."Маттео Фальконе".
Изучение новой темы
3
Ответить на вопросы. Подготовиться к анкетированию
95-97
Стефан Цвейг."Борьба за Южный полюс".
Изучение новой темы
3
98-100
А.де С-Экзюпери."Планета людей"
Изучение новой темы
3
101
Повторение в конце года
1
102
Подведение итогов
1
15