Урок по сказке Р. Киплинга Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе».
Урок по сказке Р. Киплинга "Художественный мир сказки «Кошка, гулявшая сама по себе»".
Цаболова Фатима Майрамовна, учитель русского языка и литературы
Разделы: Литература
Цели:
Познавательная:
познакомить учеников с новым понятием “анималистическая сказка” и ее жанровыми особенностями;
продолжить формирование умения производить анализ литературного произведения на доступном для учащихся данного возраста уровне;
продолжить формирование литературоведческих знаний, умений и навыков, таких, как: давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
умение отвечать на проблемные вопросы на конструктивном и творческом уровне;
определять тему и основную мысль литературного произведения; работать с текстом художественного произведения.
Развивающая:
развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся продолжить формирование предметного тезауруса; владения литературоведческой терминологией; умения вести дискуссию;
развивать логику, мышление, воображение, умение сопоставлять, анализировать.
Воспитательная:
воспитывать интерес к чтению, творчеству Р.Киплинга;
формировать высокий уровень учебной мотивации учащихся, объективную самооценку, вежливость, дисциплину, адекватную реакцию на успехи и неудачи своих одноклассников и свои собственные.
Оформление доски: портрет Р.Киплинга; рисуночное письмо из сказки “Как было написано первое письмо”, понятие “анимализм”, тема урока, рисунки к сказке, выполненные учениками, пословицы (скрыты)Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учащихся.
Слово учителя. Расшифровать рисуночное письмо. Вспомнить автора и название сказки.
Что вы узнали об Р.Киплинге из статьи учебника? (Ответ ученика. Пересказ статьи учебника.).Какие еще сказки этого писателя вы знаете? (“Маугли”).
У Киплинга очень своеобразные, необычные сказки, и необычны они прежде всего тем, что их главные герои - люди и животные - сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля.
Кроме того, эти сказки необычны еще и тем, что в них поднимаются очень важные, философские, совсем не сказочные вопросы, такие, как, может ли выжить человек в обществе животных, лишенный человеческого общества, ( не зря же детей, которых вырастили животные, с легкой руки Киплинга, ученые всего мира называют “маугли”) или вопрос о том, как появилась письменность на земле, как было написано первое письмо.
И сегодня мы снова вернемся в детство человечества, в то время, когда люди только начинали обживать бескрайние просторы земли, создавать свой быт, строить свой уклад жизни.
Как это происходило, как вырастало человечество из детских штанишек, и рассказывается в сказке “Кошка, которая гуляла сама по себе”.
Постановка цели урока:
Узнать, что такое “анималистическая сказка” и каковы ее особенности.
Познакомиться с художественным миром сказки, глубоко в нем разобраться, узнать, каковы персонажи данной сказки, какие из них и чем похожи между собой, а какие нет, и какова же она, “кошка, которая гуляла сама по себе”.Каков философский смысл сказки, чему она нас учит?
Подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала
Знакомство с понятием “анимализм”, отличие фольклорной сказки о животных от анималистической литературной сказки.
Актуализация знаний, повторение.
Со сказками о животных мы знакомились, изучая фольклор. Что вы знаете о сказках о животных?
Работа с новым понятием. Словарная работа.
Сегодня мы знакомимся с новым видом литературной сказки – анималистической сказкой.
Анимализм (работа со словарем учебника).
-В чем отличие фольклорной сказки о животных от литературной анималистической сказки?
Вывод: Животные в анималистической сказке изображаются такими, какие они в жизни, рисуются их характер, повадки, привычки, и ни в коем случае под ними не подразумеваются люди – в этом главное отличие данных сказок от фольклорных сказок о животных.
Введение нового материала, применение ЗУН при решении практических задач. Анализ сказки. Эвристическая беседа с элементами дискуссии и пересказа.
Название сказки “ Кошка, гулявшая сама по себе”. Следовательно главным героем сказки является кошка.
Кошка – необычное животное, так, в Индии, где жил Киплинг, она являлась священным животным, а в Египте – даже была богиня Бастет, которая изображалась в виде женщины с головой кошки.
Какова же кошка в нашей сказке? Обратимся к названию. Как вы его понимаете? Что значит “гулявшая сама по себе”?
Кроме кошки в сказке действуют и другие животные. Все они оказываются в пещере,так же, как и кошка. Как это произошло, чем кошка отличается от других животных и в равных ли условиях, на равных ли правах они живут в этом доме?
Обратимся к содержанию сказки. Зачитаем начало сказки. (До слов “костер”). Сказка начинается с обращения к слушателю.
Зачем нужно это обращение? (Доверительность тона, иллюзия того, что автор ведет разговор один на один с читателем, обращается к конкретному человеку, играет роль присказки).
Какое слово чаще всего повторяется в начале сказки? (Дикий)
Подберите к нему синонимы. (Неприрученный, неодомашненный)
Антонимы. (Прирученный, одомашненный).
Цель колдовства Женщины?
Зачем понадобилось женщине приручать животных?
И действительно происходит приручение.
С помощью каких художественных средств автор подчеркивает переход от одного уровня взаимоотношений животного и человека к другому? (Дикие животные получили имя, заключили договоры с женщиной).
Запись на доске:
Дикая собака - Первый Друг
Дикий конь – Первый Слуга
Дикая корова – Подательница Хорошей Еды.
Дикая кошка -
(Пересказ эпизодов)
Кошка тоже заключила договор с Женщиной. Какой? (пересказ)
Почему Женщина похвалила Кошку, хотя и не хотела этого делать?
Почему Кошка начала действовать лишь тогда, когда узнала о появлении в пещере младенца? (С)
Следовательно, Кошка какова? (мудра, хитра, умна, ловка)
То есть, между Женщиной и Кошкой происходит своеобразный поединок. Но поединок может быть только между равными по силе и свободными партнерами.
Что же общего у Кошки с Женщиной и чем они отличаются? (С) (Женщина тоже умна, хитра, мудра, смела, но женщина – хранительница домашнего очага, мать, и главное для нее ребенок, семья, в этом ее сила и в этом ее сила).
И кошка знала об этом и воспользовалась этим.
Так чем Кошка отличается от других животных?
Что больше всего ценит Кошка? (Свободу) (Можно еще раз обратиться к тексту. Автор говорит: “Кошка бродит, где вздумается и гуляет сама по себе”. Как вы теперь понимаете смысл этих слов?)Дискуссия: Как вы думаете. Быть “самим по себе” — это всегда хорошо, всегда плохо или как-то иначе?
Изменилась ли Кошка после того, как приобрела право жить в пещере? Зачитать конец сказки.
Какие художественные средства использует автор, чтобы подчеркнуть это? (Кошка не получает имени, как остальные животные, и вновь автор использует слово “дикий”, когда говорит о Кошке)
Мы обо всем поговорили, но забыли о Мужчине? Какова его роль в сказке? (добытчик)
Тема? (В иносказательной форме рассказать об одомашнивании животных)
Идея? (только кошку нельзя одомашнить до конца, полностью приручить, т.к. это животное больше всего любит свободу)
Подведение итогов
Доказано, что кошки - единственные животные, которые почти не поддаются дрессировке. И хотя сказка написана англичанином, большую часть жизни прожившего в Индии, но кошки везде одинаковы.
И у русского народа есть много пословиц, посвященных кошке, рисующих ее характер и повадки. Вы должны были найти их. Послушаем. Я тоже приготовила для вас пословицы. (Заранее на доске). Какая из них отражает основную мысль нашей сказки?
КОШАЧЬЯ ЛАПКА МЯГКА, ДА КОГОТОК ВОСТЕР.
КОШКА ДА БАБА ЗАВСЕГДА В ИЗБЕ, А МУЖИК ДА СОБАКА ЗАВСЕГДА НА УЛИЦЕ.
КОШКА НА ПЕЧКЕ, ПЕС НА КРЫЛЕЧКЕ.
КОШКУ ПРОТИВ ШЕРСТИ НЕ ГЛАДЯТ.
Каково философское звучание сказки? (Природа не всегда подчиняется человеку, и человек должен уметь уважать ее и сотрудничать с ней.)
Домашнее задание
Уровень А – тест в тетради на печатной основе
Уровень В – написать отзыв о данной сказке
Уровень С – написать мини-сочинение “Как я понимаю фразеологизм “Кошка, которая гуляет сама по себе”