Статья на тему Социальная активность учащихся — залог формирования личностно значимых качеств
Бородавкина Алёна ВладимировнаОбщеобразовательный факультет, отделение периода детстваГБОУ СПО СО СОПК, г. Екатеринбург
Социальная активность учащихся – залог формировании личностно значимых качеств
ФГОС НОО II поколения в первую очередь направлен на формирование личностных результатов у обучающихся, в его основе лежит системно-деятельностный подход, т.к. личностный рост происходит именно в деятельности.
Вступая в период обучения в начальной школе, у учащихся закладывается основа для формирования активной социальной позиции. Учебная деятельность – это ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, поэтому учащиеся начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности.
Во многих источниках термин «социальная активность» определяется как качество, характеризующее целостность личности, ее культуру. Согласно М.М. Рубинштейну, социальная активность – это синоним творчества и инициативы. Исходя из данных определений, социальная активность, является качеством, которое включает в себя ценности и убеждения личности, характеризуется деятельностью, знаниями и умениями личности. А можно ли утверждать, что социальная активность – это совокупность личностно значимых качеств?
Какие качества можно считать личностно значимыми? Их можно разделить на две группы:
Общественно-значимые качества – доброта, гуманность, справедливость, ответственность, порядочность, вежливость, отзывчивость, честность;
Коммуникативные качества – эмпатия, общительность, внимательность, толерантность, доброжелательность, верность, чуткость.
Для того, чтобы понять, какие качества личностно значимы, был проведен опрос, в котором приняли участие 62 человека. Данный опрос проводился с целью узнать, какие качества люди хотят в первую очередь наблюдать у подрастающего поколения. Конечно же, все эти качества должны быть в комплексе. Но данные качества взаимосвязаны, так как, формируя одно – формируется другое.
Доброта, гуманность, отзывчивость – 16,1% (10)
Справедливость, ответственность, порядочность – 35,5% (22)
Вежливость, честность – 8,1% (5)
Эмпатия, чуткость – 4,8% (3)
Общительность, внимательность, доброжелательность – 30,6% (19)
Толерантность – 4,8% (3)
В процессе развития у учащихся такого качества, как социальная активность, развиваются и другие личностно значимые качества. Необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Большое значение для становления социальной активности у учащихся имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха.
В рамках внеурочной деятельности современной школы созданы все условия для формирования социальной активности у учащихся. Системно-деятельностный подход требует комплексной организации различных видов деятельности учащихся (познавательной, художественно-эстетической, трудовой, ценностно-ориентировочной, досуговой).
В рамках внеурочной деятельности существуют четыре уровня формирования социальной активности учащихся.
Досуговый уровень. Организовать досуг, развлечение; создать мотивацию выбора детского творческого объединения; Иформированность детей об учреждении дополнительного образования, о разнообразных видах деятельности, о достижениях сверстников. Выбор интересующего вида деятельности, самовоспитание.
Репродуктивный уровень. Увлечь ребенка; закрепить и развить мотивацию; педагогическая поддержка ребенка в период адаптации к новому детскому коллективу. Овладение специальным знаниям и навыкам по профилю избранной деятельности на репродуктивном уровне; На основе самопознания развитие умений и навыков изготовления продукта «по образцу». Пассивное потребление культурных ценностей (знаний, опыта и т.д.).
Творческий уровень. Изменить мотивацию на содержательную, внутреннюю: формирование потребностей в приобретении знаний. Умение получать знания самостоятельно; развитие познавательных, эвристических способностей.
Исследовательский уровень. Повысить уровень внутренней мотивации; создать условия для реализации творческого потенциала. Самостоятельное порождение знаний; творческое мышление. Потребность сделать свое, реализация творческого потенциала ребенка вне кружка (объединения). Творческий коллектив: общественные цели с дальнейшей перспективой; подготовленность, организационное единство.
Переходя с одного уровня на другой, учащийся сам сможет проанализировать свои результаты, понять, чего он достиг, что еще нужно сделать и для чего.
Формирование социальной активности учащихся проявляется во многих формах работы. Это, например, участие в акциях милосердия, посещение детско-юношеских клубов, волонтерская деятельность, которая имеет очень широкую направленность.
В российском обществе также созданы условия для формирования социальной активности. С 2006 года проводится ежегодный открытый Национальный конкурс социального проектирования «Новое пространство России». В основе данного конкурса лежат три основных положения - это формирование социальных перспектив (идеалы), определение социальных приоритетов (ценности) и решение социальных проблем (решения) в жизни личности и общества. Конкурс проводится среди следующих возрастных категорий: до 7 лет, с 7 до 14 лет, среди молодежи (14-21), среди взрослых. Результатами социального проектирования являются социальный плакат, социальный рисунок, сочинение-сюжет, социальный ролик, социальный проект. Посредством конкурса, участники (преимущественно дети и молодёжь) осмысляют и определяют социальные перспективы, способы и пути решения социальных проблем, а также имеют возможность проявить свое собственное мировоззрение. Таким образом, социальное проектирование является эффективным инструментом в формировании системы социальных ценностей и практик в мировоззрении личности, направленных на социализацию, укрепляющих социальные отношения: традиции, гражданско-патриотические, семейные и нравственные ценности, профориентацию, самореализацию личности.
В процессе формирования социальной активности и личностных качеств, у учащихся формируется собственная гражданская позиция, инициатива, когда уже сформированные ценностные ориентиры не совпадают с окружающей действительностью.
Таким образом, формируя социальную активность у учащихся, мы формируем личностно значимые качества, т.к. учащиеся перенимают социальный опыт, проявляют себя в различных видах деятельности, а главное – приносят пользу обществу.
Использованная литература:
1. Формирование социальной активности как проблема социально-педагогических исследований // Материалы научно-практического семинара "Духовно-нравственное воспитание и формирование социальной активности в инновационной деятельности учреждений дополнительного образования". - Саров, 1999. - С.72 - 85 (В соавторстве).