Тренинг для родителей детей, имеющих ярко выраженные способности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Рябинка»
Тренинг для родителей
«Детская одаренность и домашнее образовательное пространство»
Педагог – психолог:
Е.Н.Кривошеева,
1 кв. категория
Моршанск
Педагог Дэвиду Льюис выделил наиболее типичные варианты родительского поведения и отношения, стимулирующие позитивное развитие детей.
1. Я отвечаю на все вопросы и реагирую на все высказывания ребенка.
2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
5. Я предоставил ребенку комнату (или часть комнаты) исключительно для его занятий.
6. Я показываю ребенку, что он любим такой, какой он есть, а не за его достижения.
7. Я поручаю ребенку посильные заботы.
8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
11. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из различных социальных и культурных слоев.
12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
16. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
17. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из различных социальных и культурных слоев.
18. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
19. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из различных социальных и культурных слоев.
20. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
21. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.
22. Я никогда не наказываю ребенка унижением.
23. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
24. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
25. Я регулярно читаю ребенку.
26. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
27. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
28. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
29. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
30. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.
31. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
32. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.
33. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
34. Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
35. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.
36. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
37. Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
С данными утверждениями вы можете соглашаться, можете, естественно, не принимать их во внимание. Но приглядитесь к ним внимательно, они дают хороший педагогический эффект.
Для развития творческого мышления у детей в домашнем образовательном пространстве, можно использовать методики по развитию дивергентного мышления, а также использовать развивающие игры и загадки для моделирования творческого процесса.
Для развития дивергентного мышления используются дивергентные задачи.
Специфика дивергентных задач заключается в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий и тесно связан с воображением.
Типы задач, которые можно использовать в работе с дошкольниками:
Создание изображений из различных материалов:
- с помощью пластмассовых, деревянных или картонных разноцветных геометрических фигур ребенку предлагается составить как можно больше разных стилизованных изображений; то же самое можно проделать с помощью линейки с геометрическими фигурами, только в данном случае ребенку предлагается нарисовать эти изображения;
- создание объемных фигур из бумажных конусов, цилиндров и других элементов: ребенку предлагается склеить как можно больше фигурок людей и животных;
- также можно создать коллаж, для чего потребуется запастись старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Дети вырезают из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм, а потом наклеивают полученные фигуры на лист картона и получают коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание в том, чтобы найти как можно больше аналогий с реальными предметами, а коллаж можно поворачивать как угодно.
Критериями оценивания могут быть узнаваемость изображения, разнообразие и количество используемых фигур, скорость выполнения задания.
Другой тип задач подразумевает работу со словом:
- подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.);
- другой вариант задания этого типа заключается в том, чтобы найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов (например, колодец - паркет; бревно - коробка; облако - дверь; кукла - снег).Также используются задачи, которые требуют поиска причинно следственных связей событий:
- детям предлагается несколько ситуаций и требуется определить причины их возникновения (например: 1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно. 3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка);- другой вариант этого типа задания: ребенку предлагается картинка с изображением мальчиков в четырех эмоциональных состояниях: радость, испуг, гнев, печаль; ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло;
- также предлагается вариант задания: подумай, что может произойти, если: «... дождь будет идти, не переставая», «... люди научатся летать, как птицы», «... собаки начнут разговаривать человеческим голосом», «... оживут все сказочные герои», «... из водопроводного крана польется апельсиновый сок».
Еще один тип заданий связан с составлением рассказов, историй или сказок, для которых необходимо:
- использовать заданный набор слов, например, «девочка, кукла, лес»;
- глядя на рисунок, придумать сказку, в которой участвовали бы все персонажи, которые есть на картинке.
Последний используемый тип заданий предполагает работу с готовым изображением:
- один из вариантов это «облака-загадки», ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (или чернильные пятна), и хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж;
- допридумывать незаконченные схематические рисунки;
- используя одинаковые шаблоны, например, мальчика сделать один персонаж добрым, а другой – злым.
При использовании в работе задач дивергентного типа мышления у детей развиваются такие качества: как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.
Для развития творческих способностей детей имеют огромное значение развивающие игры, которые моделируют творческий процесс и создают благоприятные возможности для реализации творческого потенциала ребенка. Продуктивному творческому мышлению можно научить следующими способами: выделять противоположные качества, искать ана- логии, находить ассоциации понятий, ставить вопросы, переформулировать, генерировать идеи, комбинировать их и т.д.
Основная задача умственного воспитания дошкольников – это развитие у них творческих познавательных способностей, которые являются предпосылкой становления творческого мышления.
В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие умения осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребенок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха, вкуса и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета по заданным характеристикам.
Различные виды (из бумаги, строительного и природного материалов, деталей конструктора) и формы (по образцу, замыслу, теме и условиям) конструирования способствуют проявлению фантазии, зарождению и осуществлению конструктивных замыслов и проектов. Самостоятельная конструктивная деятельность может протекать как творческий процесс, если ребенок будет иметь обобщенные представления о конструируемых объектах и некоторые технические умения (анализировать структуру объектов, ставить цель и искать способы ее достижения, планировать свою деятельность и т. д.).
Развитие творческого мышления повышает интерес ребенка к процессу самостоятельного поиска оригинальных решений. Оно способствует формированию у детей беглости мышления – возможности находить множество различных решений одной задачи; гибкости – возможности самостоятельного выбора стратегии и тактики; оригинальности –
возможности проявления индивидуальных черт личности в любом проекте и решении;
способности к детальной проработке – как возможности саморазвития в обучении.
К 5-6 годам дети научаются сами составлять загадки о предметах, описывая их чувственные качества и свойства. К 7 годам ребенок уже способен сравнивать и сопоставлять свойства и признаки разных предметов, ему доступны такие формы речевого описания, как метафора, аллегория.
Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребенка способность представлять предмет в целом, мысленно изменять его, составлять из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способность называется воображением.
Развитие воображения обычно идет по трем направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых, целенаправленным, в-третьих, ребенок должен овладеть методами активизации воображения.
Воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества. При сочинении сказок стоит сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между ребенком и взрослыми, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать свое мнение.