Урок познание мира Гражданское общество. Правовое общество.
Тема: Гражданское общество. Правовое общество.
Цель: познакомить с понятиями гражданское и правовое общество.
Задачи:
Образовательная: продолжить знакомство с Республикой Казахстан, с народами, проживающими в этой стране, дать детям понятие того, что Казахстан – многонациональное государство, где каждый народ имеет права и обязанности.
Развивающая: развивать внимание, память, логическое мышление, пополнять словарный запас слов;
Воспитательная: воспитывать у детей патриотизм, интернационализм, активную жизненную позицию граждан независимого Казахстана.
Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в группах.
Оборудование: карта Казахстана, карточки с ответами, карточки с цифрами, пословицы, звёздочки, Конституция.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хотела бы начать с вопроса. Какой праздник у нас будет завтра 1 мая? Праздник мира и дружбы – День единства народов Казахстана. Урок будет посвящён этому празднику. Сегодня на уроке мы поговорим о гражданском обществе, правовом обществе, о национальностях проживающих на территории Казахстана, о том какие права и обязанности есть у каждого гражданина РК. Но прежде чем приступить к новой теме мы закрепим материал прошлого урока. Сегодня на уроке каждый будет работать и зарабатывать себе балы в виде звёздочек. В конце урока мы подсчитаем количество балов и каждый из вас получит оценку. Итак начнём.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Расшифруйте значение этих понятий.
СССР, КазССР, СНГ, ООН, РК.
Ребята, наша страна является независимой страной? А что мы подразумеваем под независимым государством?
А сейчас ребята, я буду задавать вам вопросы, а вы на них будете отвечать при помощи карточек на которых есть цифры. На доске ответы на каждый вопрос. Вы поднимаете ту цифру которая соответствует ответу на доске.
ВОПРОСЫ:
1.Когда наша стана стала независимой республикой?
22марта 1989г;16 декабря 1991г.;25 октября 1990г.
2.До обретения государственной независимости РК входила в состав крупного государства. Какого?
СССР;СНГ;РСФСР.
3.Сколько республик входило в состав СССР?
16;15;14.
4.Как назывались республики, входившие в состав СССР?
Союзными;демократическими;независимыми.
5.Когда была принята Декларация о государственном суверенитете Каз ССР?
16 декабря 1991г.;1 декабря 1991г.;25 октября 1990г.
6.В каком году распался Советский союз?
1990г;1991г;1992г.
7.В каком году РК стала членом ООН?
199119921993
8.Нурсултан Абишевич Назарбаев стал первым Президентом Казахстана?:
16 декабря 1991г;10 декабря 1991г;1 декабря 1991 г.
Советский союз распался, а что же стало с союзными республиками. Что они обрели? (Независимость)
Какая организация была создана, чтобы сохранить культурные и экономические связи, а также дружеские соседские отношения между республиками бывшего Советского Союза? (СНГ)
Сколько республик входило в состав СССР? А в состав СНГ? Какие республики отказались вступить в это объединение?
После распада Союза и образования СНГ в печати появились понятия «дальнее зарубежье» и «ближнее зарубежье».
Какие страны стали называть ближним зарубежьем, а какие дальним зарубежьем. Почему?
Перечислите несколько стран относящихся к ближнему зарубежью и к дальнему?
ІІІ. Работа по теме урока.
Велика казахстанская земля. От седого Каспия – на западе до Алтайских хребтов – на востоке, от берёзовых перелесков – на севере до хребтов Заилийского Алатау – на юге. Казахстан – одна из стран ближнего зарубежья с самым пёстрым этническим составом. Здесь в мире и согласии живут уже целое столетие представители более 130 народов.
У каждого народа нашей страны своя история, своя культура, своя боль. Но в целом всё сводится к законному желанию нормально жить на ставшей родной земле Казахстана и не просто жить, а жить в дружбе и согласии.
Праздник 1 мая – День единства народов Казахстана. Как вы понимаете слово единство?
Объясните значение пословиц:
Сила – в единстве!
Рубль собирается с копейки, единство начинается с дружбы!
Если мы научимся, с уважением относится к обычаям и традициям разных народов, научимся понимать друг друга, то все беды обойдут нас стороной!
Как прекрасен край родимый,
Горы, пашни, реки.
Край отцовский, край любимый
И родной навеки!
Расцвела земля родная,
Песни звонкие слышны.
Май принёс весёлый праздник,
Праздник солнца и Весны.
Как велика казахская земля,
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса и степь и горы!
На просторах казахской земли
Много разных народов живёт,
Все народы, как братья равны,
Всем народам – любовь и почёт!
В Казахстане проживают представители разных национальностей. Кто является коренными жителями Казахстана? Казахи. Они составляют более половины жителей республики. Казахи – доброжелательный и отзывчивый народ. В трудные годы советской власти в Казахстан были насильно перевезены люди многих национальностей. Местные жители приняли их, оказали помощь и гостеприимство, поделились имуществом.
Какой второй народ по численности населения проживает в Казахстане? Русские. На казахской земле русские начали селиться ещё в ХVIII веке. Особенно много приехало их в годы освоения целины. Казахи и русские – самые многочисленные народы, живущие в республике. Вот уже более двух с половиной столетий они вместе приодолевают трудности и делят радости. Вместе воевали против фашистских захватчиков, вместе поднимали экономику, вместе вели в Казахстане грандиозное строительство.
Представители ещё каких национальностей проживают в Казахстане?
Все эти народы, живущие на казахской земле, являются равноправными гражданами РК. О каждом народе можно сказать много хорошего. Все люди, живущие в Казахстане,- это граждане РК, наши соотечественники. Они имеют равные права. На них возлагаются и равные обязанности. Всё это является залогом построения гражданского общества.
Ребята, что такое общество? (группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями, задачами и интересами. Все жители нашей страны составляют гражданское общество РК.
Человеческое общество живёт по определённым правилам, законам. С утра, когда идёте в школу, и до самого вечера вы придерживаетесь правил. Например, на улице соблюдаете правила уличного движения, в школе подчиняетесь школьным правилам. И дома – в отношениях с родителями, и в магазине, и в общественных местах все мы соблюдаем определённые правила. Но это простые правила, по которым мы живём изо дня в день.
Общество живёт по определённым законам.
Достигнув совершеннолетия, вы начнёте работать, и вам необходимо будет знать законы о труде. Вступая в брак, будете руководствоваться Кодексом о браке и семье, на выборах – Законом о выборах. Привлечённые к Уголовной ответственности отвечают по статьям Уголовного кодекса.
Это далеко не все законы. И они создаются на основе нашего основного свода законов. Как он называется? (Конституция)
Ныне действующая Конституция РК была принята 30 августа 1995 года.
Давайте зачитаем из хрестоматии статьи Конституции о правах и обязанностях граждан РК.
Любое независимое государство желает, чтобы его граждане жили лучше.
А вы ребята, хотите жить лучше? А что для этого нам нужно делать?
Если не только дети, но и каждый гражданин страны будет добросовестно использовать свои обязанности, если везде будет соблюдаться законность, тогда каждый из нас сможет жить свободно и уверенно смотреть в будущее. Это конечная цель нашего общества.
Общество, в котором все члены равны перед законом, а законы точно и неукоснительно исполняются каждым гражданином, принято называть правовым обществом.
ІV. Итог урока.
А сейчас давайте закрепим всё, что мы прошли сегодня на уроке:
Представители каких национальностей живут в Казахстане? Почему важно их мирное сосуществование?
Что означает понятие «гражданское общество»?
Когда была принята Конституция РК?
Почему Конституцию называют основным законом?
V. Выставление оценок.
А сейчас давайте посчитаем ваши звёздочки и выставим оценки.
Наш урок окончен. Хочу поздравить всех с наступающим праздником 1 мая. Пожелать всем мира и дружбы.