Влияние неполной семьи на появление эмоциональных отклонений детей дошкольного возраста
Влияние неполной семьи на появление эмоциональных отклонений детей дошкольного возраста
Исследования в области семейной психологии широко представлены в работах как зарубежных, так и отечественных психологов. К проблеме семейного воспитания обращались Э. Эриксон, М.Н. Рид, А. Маслоу, Й. Лангмайер, Дж. Боулби, И.С. Кон, М.И. Лисина, А.Е. Личко, С.В. Ковалев и др. Кроме этого ряд работ по проблеме взаимоотношений родителей и детей в различных типах семей представлен в исследованиях Л.И. Вассермана, Г.Т. Хоментаускаса, Е.О. Смирновой, В.В. Абраменковой, О.А. Карабановой и др.
Одним из объектов изучения данных авторов является эмоциональное благополучие ребенка, которое во многом определяется психологической атмосферой в семье, характером взаимоотношений детей и родителей, стилями семейного воспитания. Все педагоги единогласно отмечают, что родительский дом для ребенка является первой, главной и ничем не заменимой школой жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств.
Семейное благополучие во многом зависит от того, является ли семья полной или неполно, так как не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Существует точка зрения, что вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Выделяют также дополнительную категорию семей - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, в эти дни оно ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях, ставя карьеру и профессиональный успех на первое место.
Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
Образование неполной семьи также возможно вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания.
В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей:
1. осиротевшая;
2. внебрачная;
3. разведенная;
4. распавшаяся.
В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве варианта неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Такие неполные семьи называются нетипичными, среди них: неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.
Рассмотрим более полно особенности неполной семьи каждого типа.
Осиротевшая неполная семья образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека - страшный удар, оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются: сохраняются взаимоотношения семьи со всеми родственниками по линии погибшего супруга, которые продолжают оставаться частью семейного круга. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации ребенка об умершем родителе. Ее характерной чертой является то, что взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из жизни, возможно, даже несколько идеализируя его, зачастую позволяет ребенку гордиться им как самым замечательным на свете. Итак, в зависимости от того, какую позицию по отношению этой проблеме займет овдовевший родитель будет зависеть эмоциональное благополучие ребенка.
Как правило, неполная семья оказывает заметное влияние на появление отклонений в эмоциональной и личностной сфере детей дошкольного возраста.
Так, пребывание ребенка в неполной разведенной семье, по мнению О.А. Карабановой, приводит к тому, что он получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей.
Ребенок в такой семье часто испытывает негативные эмоции: зачастую у него развивается чувство собственной неполноценности, стыда, опасения, сомнения, глубокие переживания по поводу кажущихся неудач проблем общения со сверстниками, а, иногда даже ощущение ненависти и жажда мести. Чем старше становится дошкольник, тем навязчивее могут быть его страхи и мысли. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от серьезных переживаний. В случае холодных, отстраненных взаимоотношений разведенного родителя с ребенком, тревожность у него усиливается за счет ощущения своей незащищенности.
Особо тяжело сказывается пребывание в неполной семье ранимых детей, у которых наблюдаются серьезные нарушения самооценки (часто бывает заниженной). Во многом особенности личностного и эмоционального развития дошкольника в неполной семье будут зависеть от и типа высшей нервной деятельности: даже дети-экстраверты после развода родителей могут стать замкнутыми и молчаливыми, менее реагировать на требования взрослых, вступать в контакты со сверстниками.
Проблема неполных семей в настоящее время привлекает внимание не только педагогов, социологов и психологов, но медиков, которые также подчеркивают неблагоприятное воздействие развода на детей.
Семейные разводы разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М.И. Буянова, имеют крайне негативные проявления на психофизиологическом уровне детей: могут приводить к тяжелым психическим расстройствам, таким как нервный срыв, депрессия, нарушение мышечного тонуса, сна, аппетита и речи. При обследовании эта группа детей обладает высоким уровнем тревожности, требующей своевременной коррекции. Стоит отметить, что развод часто является неожиданностью для ребенка, вызывает у него затяжной стресс.
Замечено также, что тревожность ребенка может усиливаться, если он был участником семейных конфликтов и скандалов, приведших родителей к разводу. После развода возникают первые личностные проблемы детей - нарушение адаптации к повседневной жизни (из-за настраивания ребенка против одного из родителей).
Отличительной особенностью разведенных неполных семей является так же то, что мать не редко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом отношений будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берёт на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка.
Данная проблема имеет гендерные различия: наиболее травмирующе семейные ситуации влияют на мальчиков, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречи отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, угрозы порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений. В целом, по мнению многих специалистов, развод наносит больший эмоциональный ущерб мальчикам, чем девочкам. Свои личные переживания девочки иногда компенсируют мечтами о повторном браке матери с отцом, что, тем самым снова стабилизирует взаимоотношения в семье.
Другим типом неполной семьи является небрачная семья (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В итоге такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развития личности ребенка. Это может быть связано так же с тем, что мать обычно перегружена работой и ребенку уделяет не достаточно внимания.
Ряд психологов, исследующих семейные проблемы (С. Минухин, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Юстицкис) активно рассматривают особенности психологии матери. Замечено, это ее повышенная тревожность она в свое время взяла на себя большую ответственность, решив родить ребенка, и всю жизнь не хочет ни с кем его делить. Кроме того, женщина включается в его жизнь, семьи. В лучшем случае это одинокая мать возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери, в худшем - не даст сыну или дочери устроить личную жизнь.
Ситуация в такой семье особенно усугубляется еще тем, что часто в семья матерей-одиночек присутствует всего один ребенок. Единственный ребенок более эмоционально уязвим, в случае с братьями и сестрами он легче переживает личностный дискомфорт, от которого он может освободится через проявление агрессии, через крик и ссоры снять эмоциональное напряжение.
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
Кроме сознательного полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействуют вся внутрисемейная атмосфера причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Каждый родитель, ставший одиноким сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, ему приходится совмещать функции обоих родителей. Во-первых, ему приходится взять на себя ответственность за поддержание взаимодействия ребенка с проживающим отдельно вторым родителем. Это важно, для того чтобы у ребенка не формировалось негативное отношение к предавшему его отцу или матери, не появлялось чувство вины за распавшуюся родительскую семью. Во-вторых, установление адекватных взаимоотношений с представителями противоположного пола, чтобы помочь ребенку овладеть соответствующей мужской или женской ролью, а так же формами поведения, принятыми в современном обществе.
Одной из предпосылок возникновения отклонений в психическом развитии ребенка является дефицит мужского влияния в неполных семьях, что часто проявляется в следующем:
Нарушается гармоническое развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
Менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек;
Затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы оторвать ребенка от матери вывести его м самым в более широкий мир.
И.С. Кон, исследуя особенности полоролевого поведения детей из не полных семей, отмечал их чрезмерную закомплексованность, внешнюю и внутреннюю зажатость, скованность. Девочки в последствии не умеют со вкусом одеваться и пользоваться косметикой, считают себя, внешне непривлекательными. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что в последствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни.
В отличии от девочек, у воспитанных без отцов мальчиков развитие эмоциональной сферы характеризуется тем, что у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше шансов стать психически неуравновешенными людьми, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелые и менее целеустремленные, безынициативные и неуравновешенные, более робкие.
Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в следующий период: мальчики в 5-7 лет, у девочек этот период более размыт (3-8 лет). Важным при этом является процесс наблюдения, при котором ребенок отмечает для себя особенности поведения родителей, бабушки и дедушки, старается подражать им, моделирует особенности их отношений друг к другу. Естественно, в неполной семье, когда один из родителей отсутствует, такой процесс значительно осложняется.
Большое влияние неполная семья оказывает и на социальную зрелость: психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость личности, то есть инфантилизм, причину которого у детей они видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогики, в уменьшении роли отца в семье. Данная деформация в структуре личности проявляется в слабохарактерности, низком уровне ответственности, нерешительности, безынициативности, недостаточно сформированной системы ценностей и мотивов.
Результатом издержек такого материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами.
Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека сына матерью. В условиях такого воспитания развитие их личностной сферы имеет отклонения: бывает чрезмерно ограничена сфера общения со сверстниками, что делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.
Кроме того, материнская гиперопека может привести к психическому осложнению во взаимоотношениях между матерью и сыном. Мать, испытывая безграничную любовь к ребенку, требует от него взаимности, но, взрослея, он постепенно приобретает другие привязанности, а мать не понимает этого, продолжает требовать проявления любви через «силу». В результате обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в открытую ненависть и вражду.
Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем возрасте. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а так же разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, а особенно эмоциональное развитие как мальчика, так и девочки.