Разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации для ребенка с особыми возможностями здоровья дошкольного возраста
Учитель-дефектолог: Субботина Н.Н.
РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В рамках организации индивидуально-ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (с инвалидностью) в рамках деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных программ реабилитации для воспитанников и обучающихся вступает закон РФ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статья 12). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для воспитанников с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С(К)ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей воспитанников, в том числе и индивидуальные программы реабилитации. ИПР, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы. В других случаях (когда программа составляется на основе авторских материалов или программ, не рекомендованных для данной категории детей) материалы должны пройти процедуру рецензирования во внешней организации.
ИПР является результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения и продуктом деятельности дошкольного психолого-педагогического консилиума.
Основная цель ИПР – разработать систему комплексного сопровождения и определить основные направления коррекционной работы по устранению нарушений, недостатков, в четком построении образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Объект: дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения, в том числе дети-инвалиды.
Индивидуальная программа реабилитации – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенном уровне образования.
Предмет: педагогические условия, определяющие эффективность психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках ДОУ.
Индивидуальная программа реабилитации должна обладать следующими характеристиками, поэтому перед ее разработчиками стоят следующие задачи:
наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного и технологического компонентов, предусматривающей успешность в образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и потребности ребенка;
обеспечение реализации права воспитанника и его законных представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата;
возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
ориентация учебно-воспитательного процесса на продуктивность, развитие индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальная программа реабилитации разрабатывается для следующих категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями:
1. Ребенок со сложным дефектом.*
2. Ребенок, получающий образование в форме индивидуального обучения на дому.
3. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу дошкольного образовательного учреждения, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду с нормально развивающимися сверстниками.
4. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ОВЗ.
5. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленной изучении отдельных учебных курсов.
* Сложный дефект – любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке («Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» : Письмо Минобрнауки РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6).
Индивидуальная программа реабилитации реализуется через индивидуальный образовательный план – корректируемая часть индивидуальной программы реабилитации, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося/ воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения.
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИПР:
1) Наличие в образовательном учреждении службы сопровождения, в рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИПР.
В качестве оптимальной структуры сопровождения обучающихся в образовательном учреждении выступает дошкольный ПМПК (психолого-медико-педагогический или психолого-педагогический консилиум).
2) Согласие родителей (законных представителей) на обучение ребенка по индивидуальной программе реабилитации.
3) Наличие подготовленных педагогических кадров.
Особенности работы над индивидуальной программой реабилитации:
1) Разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
2) Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (учебный год).
3) По окончании периода производится оценка достижений ребенка – динамики его развития, освоения образовательной программы, адаптации в группе сверстников. По результатам происходит корректировка программы (плана).
По истечении полугода можно сделать вывод, что ребенок справляется не со всеми поставленными задачами. Поэтому к концу учебного года будет проводиться диагностика его развития и на следующий учебный год в индивидуальную программу будут введены коррективы.
4) Формулировки цели и задач, критериев достижений ребенка с ОВЗ (ребенка-инвалида) носят максимально конкретный характер.
5) Закреплены ответственность и регламент деятельности всех участников совместной работы.
Обязательным компонентом индивидуальной программы реабилитации являются психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задача коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИПР на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития.
Оформление индивидуальной программы реабилитации представляет собой:
титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначения программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, указанием специалистов, которые являются ответственными за реализацию индивидуальной программы реабилитации;
пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура индивидуальной образовательной программы, ее цели и задачи;
содержание программы;
мониторинг достижений воспитанника, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Структура ИПР для ребенка с ОВЗ максимально соответствует тем направлениям работы педагогического коллектива, которые неизбежно возникают при разработке и сопровождении индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках одного образовательного учреждения.
15