Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в рамках комплексного сопровождения С(К)ОУ.
Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в рамках комплексного сопровождения С(К)ОУ.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида формируется специалистами медико-социальной экспертизы. На основании составленного заключения и общих рекомендаций ребенок-инвалид районной психолого-медико-педагогической комиссией направляется в Бардымскую специальную (коррекциолнную) школу-интернат VIII вида, где реализуется психолого-педагогическая и социальная реабилитация. В дальнейшем ответственность за дополнение или изменение индивидуальной программы развития несет созданный приказом директора школы психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк).
Основными этапами деятельности ПМПк являются: подготовительное обследование, проведение заседания, дальнейшая работа на основе составленных рекомендаций. Диагностический этап включает в себя следующие виды обследований, проводимых специалистами соответствующей квалификации:
1. Медицинское;
2. Психологическое;
3. Педагогическое;
4. Логопедическое;
5. Социально-педагогическое.
По итогам проведения консилиума для каждого ребенка заполняется Карта индивидуального развития ребенка-инвалида. В ней содержатся паспортные данные, медицинский анамнез, общее описание проблем развития, а также итоговые заключения специалистов консилиума (учителя или воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). В ходе проведения коррекционно-развивающих мероприятий каждый из специалистов вносит информацию об образовательных достижениях ребенка в эту Карту в раздел «дневник динамического наблюдения».
Психолого-медико-педагогический консилиум школы является профессиональным объединением специалистов образовательного учреждения, целью которого является составление стратегии сопровождения детей и контроль эффективности выполнения индивидуальной программы реабилитации.
Фактически реабилитация в С(К)ОУ реализуется педагогами: учителем, воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, инструктором ЛФК, медсестрой. Успешность реабилитации обусловлена также участием родителями в выполнении избранной воспитательной стратегии.
В целях реализации рекомендаций ПМПк учителем-логопедом разрабатывается индивидуальная коррекционная программа на ребенка-инвалида. Неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы является целенаправленное логопедическое сопровождение обучающегося (ребенка-инвалида).
Целью логопедического сопровождения является коррекции яи профилактика речевых расстройств, а также достижение необходимой степени социальной адаптации.
Основными задачами логопедического сопровождения являются:
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей-инвалидов;
2. Социальная адаптация и интеграция ребенка-инвалида, имеющего речевые нарушения в современном обществе.
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Пути реализации данных задач:
организация речевого мониторинга,
логопедическое сопровождение детей-инвалидов с речевыми отклонениями (проведение логопедических занятий с детьми),
проведение консультаций и бесед с педагогами и родителями,
участие в работе школьного ПМПК.
Этапы логопедического сопровождения:
Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов:
Первый этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Все полученные данные обследования анализируются и фиксируются в речевой карте. Анализ данных обследования позволяет наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.
Второй этап логопедического сопровождения осуществляется с 15 сентября по 15 мая. В зависимости от поставленного логопедического заключения строится индивидуальная коррекционная работа, которая реализуется на индивидуальных занятиях.
Во второй половине мая проходит III этап логопедического сопровождения. На данном этапе отслеживается динамика речевого развития ребёнка. Из сопоставленных результатов мониторинга речевого развития ребенка (I и III этапы логопедического сопровождения), делается вывод об эффективности применяемых методик.
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами: медсестрой школы, школьным психологом, социальным педагогом, учителями и воспитателями. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Проводятся логопедические недели, посещаются уроки у учителей начальных классов и учителей-филологов с целью наблюдения за детьми-логопатами, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии. На всех этапах коррекции отклонений в речи осуществляется взаимосвязь с педагогами школы-интерната; совместно с педагогами отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, готовится документация для школьного консилиума и ПМПК.
Основные направления работы:
1. Развитие звуковой стороны речи (коррекция дефектов произношения):
развитие артикуляционной моторики
речевого дыхания
постановка, автоматизация и дифференциация дефектных звуков.
2. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза, восприятия у логопатов.
3. Обогащение активного и пассивного словаря ребенка-инвалида.
4. Формирование правильного лексико-грамматического строя речи ребенка-инвалида.
5. Развитие коммуникативной функции речи, связной речи ребенка-инвалида.
6. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, межанализаторных связей ребенка-инвалида;
7. Совершенствование пространственно-временных ориентировок (на своем теле, в трех- и двухмерном пространстве, моделирование букв из палочек, из элементе букв, реконструкция букв, развитие мнемонических способностей и др.);
8. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Особенности логопедической работы с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
1. В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи.
4. Необходимость реализации принципа поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гольперин, Д.Б.Эльконин).
5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
6. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включать в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания сопровождения действий с речью.
8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому и родному языку, поэтому её содержание должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
9. Тщательно дозировать задания и речевой материал. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
10. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую.
Охранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе школьного логопеда. Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья учащихся. Нетрадиционные методы и приемы позволяют школьникам переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для учащихся. Во время проведения логопедических занятий используются следующие приемы:
Упражнения для профилактики зрительного утомления. Систематически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия и формированию вектора сканирования пространства. Отрабатывается движение глаз по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки; затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Затем движения глаз совмещаются с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем боковом положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом.
Упражнения на развитие слухового внимания и развитие общей моторики.
Динамические паузы подбираются согласно лексической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.
Су Джок терапия. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи массажных шариков.
Упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью используются упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. А также кинезеологические упражнения "Колечко",“Кулак – ребро – ладонь» и т.д.
Упражнения по развитию мелкой моторики рук. На занятиях используются пальчиковые игры, которые способствуют тренировке тонких движений пальцев рук, оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Для тренировки пальцев рук берутся различные стихи, под которые выполняются движения.
Упражнения на релаксацию используются для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц при двигательном напряжении или беспокойстве детей. Данные упражнения проводятся под музыку.
Дыхательная гимнастика (упражнения по методике Стрельниковой). На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.
Данные мероприятия благоприятно отражаются на здоровье учащихся, посещающих логопедические занятия. В целом, повышают эффективность логопедической работы. Для достижения положительного результата требуется продолжение начатой работы дома. Для этого проводятся консультации с родителями и законными представителями , даются рекомендации по выполнению упражнений.
Таким образом, технология реабилитации предполагает активное участие детей, их семей, педагогов и иных специалистов образовательного учреждения. Реализация индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида при участии всех специалистов образовательного учреждения является единственным вариантом системы помощи, имеющим объективные показатели эффективности.