Психологические особенности формирования и развития духовно-нравственного потенциала дошкольников в условиях детского сада
Психологические особенности формирования и развития духовно-нравственного потенциала дошкольников в условиях детского сада
Человек – существо духовное. Гармоничное развитие личности предполагает не только развитие физической, интеллектуальной и эмоциональной сфер организма. Это понятие включает в себя также и духовно-нравственный потенциал человека, развитие которого позволяет ему гармонично сосуществовать с окружающими людьми, даёт способность ценить красоту и совершенство мира природы и умело взаимодействовать с ним. Все это не дано ребенку в готовом виде от рождения. Это развивается на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В нашем детском саду много особых детей, именно поэтому духовно-нравственное развитие, формирование моральных представлений приобретает еще больший смысл. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать желание следовать хорошему и противостоять плохому. Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму». К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено. Родители и педагоги используют ситуации, в которых ребенок может дать оценку собственным действиям. Взрослые побуждают оценивать поступок: «Кому ты помогал сегодня?», «Что ты делаешь для того, чтобы поднять маме настроение?»
Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Но чувства детей надо воспитывать, иначе из ребенка вырастет личность не богатая нравственно и духовно.
Для того чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях.
Духовно-нравственное воспитание – это сложный процесс, который требует постоянного педагогического вмешательства со стороны взрослых. Поэтому мне кажется, что особенно эффективно это происходит в игровой деятельности, где одновременно присутствует знакомство с нравственными нормами, духовными традициями и раскрытие их внутреннего смысла.
На коррекционно-развивающих занятиях в игровой форме я предлагаю детям проблемную ситуацию, из которой каждый ребенок должен найти выход. Таким образом, все вместе мы приходим к пониманию того, что бывают разные поступки: плохие и хорошие. Дети опытным путем получают знания о взаимосвязи настроения с поступками людей, учатся определять настроение людей, что способствует развитию эмпатии. Например, в игре «Определи настроение членов семьи» я показываю рисунки с изображением членов семьи в разном настроении и спрашиваю: «Какое настроение у папы, мамы? Почему?» Дети придумывают определенную ситуацию и по настроению членов семьи составляют диалог. После чего в игре «Закончи предложение» мы говорим уже о настроении родных в семье детей. Можно использовать следующие предложения: Мама огорчилась, потому что; Папа расстроен из-за;Бабушка посмотрела на меня строго
Ну, и, конечно, в конце игры необходимо закрепить проделанную работу небольшим наставлением: «Что надо сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку? Это не просто. Но, если вам удастся порадовать близких людей, вы будете настоящими волшебниками». Как показывает практика, на следующем занятии или при встрече, дети обязательно делятся своими добрыми поступками.
Прививать детям любовь к семье, чуткости друг к другу и семейным ценностям можно в игре «Волшебное дерево». Здесь важно сделать акцент на том, что жизнь в семье без уважения и внимания очень серая и грустная, как сухое дерево. Детям необходимо на каждое предложение взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. После чего, дети по одному подходят к корзине, коротко рассказывают о каком-либо деле для близкого человека, берут его и прикрепляют к веточкам дерева на магнитной доске. Украшая дерево листочками из добрых дел, происходит проекция нравственного поведения на реальную жизнь.
Формирование нравственных чувств, происходит в игре «Сделай комплимент». Здесь дети выражают чувство доброжелательности друг к другу.
Для формирования нравственных качеств у детей таких, как: уважение к взрослым, сотрудничество, доверие, взаимопомощь, культура общения можно использовать следующие игры: «Вежливые прятки», «Цветок красивых слов», «Что хорошо, что плохо»
Конечно, духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду не возможно без тесного взаимодействия с педагогом группы. Педагоги формируют первоначальные нравственные представления о Родине и семье, добре и зле, щедрости и жадности, любви, послушании, доброжелательности и зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, чуткости. Я же на своих занятиях закрепляю приобретенные знания, корректируя и развивая, таким образом, эмоционально-личностную сферу ребенка. Совместно с педагогами созданы «Уголки настроений», которые впоследствии некоторыми педагогами были трансформированы в «Уголки добрых дел». В планах совместной работы стоит создание «Копилки добрых слов».
Так же хотелось бы отметить, что воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. А это значит, что работе с семьей в духовно-нравственном воспитании необходимо уделять большое внимание. Наша задача – помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные традиции и ценности. Так, например, можно попросить рассмотреть дома семейный альбом, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек, рассказать о семейных традициях, а в перспективе – составить родовое дерево. Детям доставляет огромное удовольствие рассказывать на занятии о своих родных и близких, особенно прошедших войну.
Родителей можно попросить помочь ребенку составить рассказ о его имени, как выбирали ему имя, рассказать о жизни близкого человека с таким именем, а так же известных в истории или культуре людей.
Приобщая родителей к совместной работе, происходит возрождение духовных ценностей, к сожалению, утраченных в некоторых семьях.
В заключении хотелось бы отметить, духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Все это начинает закладываться в детском саду, а продолжает развиваться на следующей ступени - в школе, при постоянной поддержке семьи.
15