Социально-культурная специфика ценностно-смысловых ориентаций личности в современных условиях
Социально-культурная специфика ценностно-смысловых ориентаций личности в современных условиях
Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ, значительно активизированных, исследовании в последние годы и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость исследования ценностей с использованием понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.
Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки (например, работы Hofstede, 1982, 1991; Inglehart, 1997; Markus & Kitayama, 1991; Schwartz, 1997; Smith & Schwartz, 1997, Triandis, 1995 цит по Schwartz, Bardi, 2001).
Наше общество в рамках которого мы сегодня живем, выражает определенные ценностные приоритеты в отношении целей и способов действия. Индивидуальная амбиция и успех высоко ценятся в соревновательных экономической и правовой системах.. Сегодня мы используем ценности, принятые в культуре, для того чтобы решить, какое поведение является приемлемым для нас а затем обосновать свой выбор другим людям, однако ценности достижения могут вступать в конфликт с ценностями доброты: стремление к личному успеху может противоречить действиям, направленным на повышение благополучия других.
Отсюда, новые и перспективные направлениями исследований, интересные связи индивидуальных ценностей личности. Ценностные ориентации определяют поведение человека, цели, которых он добивается, вид деятельности, который он выбирает.
В свое время Рокич (1973) стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы.
Однако изучение ценностей сопряжено с определенными трудностями. Например, мы можем не осознавать абстрактно выраженные ценности, испытывать сложности при их формулировании. Поэтому некоторые исследователи предпочитают делать выводы о ценностях опосредованно из таких продуктов культуры, как фильмы или литература, невербального поведения людей, из ответов на определенные вопросы, заключающих в себе информацию о тех или иных присущих им ценностях.
Многие отечественные методики имеют разные типы шкал и параметры измерения ценностей, часто используется различная терминология: ориентация на ценности, ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, ценности и т. д.
Ценностно-смысловая сфера личности включает в себя два основных компонента – ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений.
Существует множество определений понятия "ценность", как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.
в) Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности и их влияние прослеживается практически во всех социальных феноменах.
Ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром
Социальные ценности имеют двойное значение. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают человеку занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.
Ценности и ценностные представления, как высшие качественно определенные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регуляции поведения личности. В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения.
Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценности – это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.
Ценности носят двойственный характер, они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее эмпирическое содержание, доступное членам какой-то социальной группы или общества в целом, значение, соотносимое с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит. Индивидуальные ценности являются важнейшим компонентом структуры личности, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.
Ускорение темпа и постоянное усложнение жизни являются неотъемлемыми характеристиками современного человека. Перед личностью встает непростая задача: ей одновременно необходимо, с одной стороны, сохранить душевное равновесие, целостность, стабильность своей натуры, и с другой стороны – постоянно меняться, быть готовой к новому. Для гармоничного развития и успешной самореализации в современных условиях личности необходимо быть гибкой, то есть она должна обладать широким набором способов мышления и поведения для достижения важных для себя целей.
Здесь возникает вопрос о том, что делать, если человек еще не обладает достаточным жизненным опытом, личностными и социальными ресурсами, как это бывает в период ранней юности, и каким образом это может сказываться на ощущении психологического благополучия личности и ее успешности в совладании с жизненными трудностями.
Юношеский возраст считается наиболее сензитивным для образования ценностно-смысловых ориентаций как устойчивого свойства личности. Cформированная система личностных ценностей и смыслов является одним из центральных звеньев, регулирующих поведение и деятельность, поэтому систему ценностей и смыслов личности можно рассматривать в качестве основы, ориентира ее поведения в трудных жизненных ситуациях.
Поскольку формирование ценностных ориентаций зависит не только от личностных особенностей человека, но прежде всего от социальной и культурной среды, в которой он живет и взаимодействует, то возникает необходимость изучать именно социокультурные особенности их формирования.
В рамках изучения данной проблемы можно провести с учащимися ряд занятий, посвященных знакомству с понятием «ценностно-смысловые ориентации», диагностике ценностных ориентаций и смысложизненных ориентаций у старших подростков. Следует отметить, что диагностику ценностных ориентаций у школьников рекомендуется проводить лишь у учащихся 911-х классов. Попытка проведения диагностики базовых ценностей у учащихся предыдущих классов представляется нецелесообразной, поскольку характеристики возрастного развития говорят о неразвитости произвольной сферы, «Я-концепции», механизмов самореализации, о незавершенности процесса формирования личности в целом и ее самосознания.
Литература:
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M, 1992.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М, 1992.
Оллпорт Г. Личность в психологии. - СПб, 1998
Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. – Кемерово, 1999
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, 1997