Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Петрова Татьяна Евгеньевна
(МБОУ Саранпаульская СОШ, с. п. Саранпауль, Березовский район,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ПРОЕКТ
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы
по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2014 год
Содержание.
1. Введение
Актуализация, цель, задачи практической значимости представленной программы ………………………………………………………………….. 3-8
2. Теоретические аспекты изучаемой проекции …………………………. 8-9
3. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по внедрению инклюзивного образования ………………………………………………. 9-20
4. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы …………………………… 20-26
5. Литература ……………………………………………………………….. 27
1. Введение
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В настоящее время в Ханты-Мансийском округе функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства". Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
В соответствии с п.1.ч.5 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:
- необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
- условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах используется особый термин инклюзивное образование.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательной программы.
Инклюзивная практика в образовании предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса, и создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В МБОУ Саранпаульская СОШ обучаются дети, которым решением районной ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII и VIII видов, дети-инвалиды. Проследить количественный состав детей с ОВЗ за последние 5 лет можно из данной таблицы.
VII вид VIII вид Дети – инвалиды
2010-2011 уч.год 6 18 3
2011-2012 уч.год 4 19 3
2012-2013 уч.год 2 11 4
2013-2014 уч.год 4 16 3
2014-2015 уч.год 5 16 3
Таблица 1
Из 389 учащихся всей школы дети с ОВЗ составляют 6%, из них дети-инвалиды – примерно 1%, дети VII и VIII вида обучения – 5%. Дети-инвалиды в нашей школе за последние 5 лет имели диагнозы: ДЦП, нарушения зрения и слуха, синдром Дауна.
Специалисты ПМПК и МЦЭК рекомендовали организовывать занятия с детьми с ОВЗ, согласно составленным заключениям: обучение по программам специальных коррекционных учреждений VII и VIII видов; занятия с логопедом, психологом, дефектологом; лечение и наблюдение у невролога, эндокринолога, окулиста, психиатра.
В связи с отдаленностью нашего поселка от районного центра п. Березово и окружного центра г. Ханты-Мансийск, трудной транспортной развязкой (отсутствие автомобильных дорог, авиасообщение с районный центром 3 раза в неделю самолетами Ан-2 на 10 пассажиров), нежеланием родителей отправлять детей в специальные коррекционные учреждени, в нашей школе открыты 4 комплекта классов КРО, где обучается 16 детей VIII вида обучения, один из них – на индивидуальном обучении (ребенок-инвалид). Дети VII вида обучаются в общеобразовательных классах.
Количество учащихся с ОВЗ, обучающихся в нашем ОУ, остается практически постоянным. Учитывая тот факт, что дети с ОВЗ, закончив школу, и, не получив дальнейшего образования, остаются в своем поселке и создают семьи, дети в которых также получают диагноз VII и VIII вида обучения, можно предположить, что количество детей с ОВЗ в нашей школе не уменьшится. Именно инклюзивное образование позволит сформировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок с разными психофизиологическими и индивидуальными особенностями может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволяет ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
Коллектив школы составляют 47 человек, в большинстве своем это учителя, имеющие педагогический стаж более 20 лет 17 человек. В нашем коллективе имеют 3 человека высшую квалификационную категорию, 17 человек– первую, 11 человек – вторую категорию.
В нашем ОУ созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования:
Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан и ведет свою работу психолого-педагогический консилиум (ППк), специалистами которого осуществляется сопровождение как детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, так и их нормативно развивающихся сверстников.
Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в районную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Есть в наличии программы, учебники, методические и дидактические пособия для обучения детей КРО по некоторым классам.
В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (педагог-психолог, школьный фельдшер, зам. директора по УВП, зам. директора по ВР, социальный-педагог). Есть учитель-логопед, работающая с классами КРО. 2 педагога обучаются на факультете олигофренопедагогики. 3 педагога прошли стажировку по КРО в специальной коррекционной школе VIII вида.
Функционирует кабинет педагога – психолога. Планируется приобретение сенсорной комнаты.
Один педагог прошел обучение по теме: «Роль ПМПК в инклюзивном образовании» в 2012-2013 году в г.Ханты-Мансийск.
После анализа сложившейся в образовательном учреждении ситуации, возникла проблема: стабильное сохранение контингента детей с ограниченными возможностями здоровья и отсутствие системы работы с такими детьми. Поэтому включение в проект по инклюзивному образованию нашей школы будет являться возможностью решения данной проблемы.
Цель проекта: создание системы работы для обеспечения равного доступа к получению образования и необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми, не зависимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Задачи проекта:
Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей с учетом специфики их личностных и психофизических особенностей.
Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к детям с ОВЗ, имеющим различные нарушения.
Развитие социального партнерства с организациями и учреждениями, защищающими права людей с ОВЗ и принимающими активное участие в продвижении инклюзивного образования с целью координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей.
Внесение раздела «инклюзивное образование» в основную образовательную программу школы.
2. Теоретические аспекты изучаемой проекции
В основу нашего проекта положены идеи Л.С. Выготского о том, что построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности. Традиционная система психолого-педагогического сопровождения учащихся, функционирующая в специальных образовательных учреждениях, не обеспечивает необходимых условий для воспитания самостоятельной независимой личности и приводит, как правило, к возникновению иждивенческих установок, снижению мотивации достижений, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков. А ведь развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника.
Значимыми для нас являются и идеи Малафеева Н.Н. о том, что введение в человеческое сообщество детей с отклонениями в развитии является основной задачей все системы коррекционной помощи.
Исследования И.М. Бгажноковой, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Л.Б. Баряевой по проблемам развития, обучения и социализации детей с задержкой психического развития, представляют для нас интерес при реализации инклюзивного образования в нашем образовательном учреждении.
Основные принципы работы в рамках проекта:
Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса (наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ).
Принцип дифференцированной помощи (учет уровня мотивации, базового уровня знаний, степени готовности к сотрудничеству значимых взрослых).
Принцип сотрудничества и равной ответственности (объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого).
Деятельностный принцип (повышение активности родителей путем участия в разных видах совместной деятельности).
Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
3. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по внедрению инклюзивного образования
Стратегия достижения поставленной цели
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (в середине и конце учебного года), заседаниях МО учителей начальных классов (один раз в год).
Реализация проекта рассчитана на 1 год и будет проходить в несколько этапов, в соответствии с приведенным планом-графиком.
План - график
выполнения работ по перспективной реализации мероприятия
«Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, компьютерным оборудованием и автотранспортом»
на 2014-2015 учебный годНаправления
мероприятии Наименование мероприятий Сроки
исполнения Ответственный
1 .Нормативно -
правовое
обеспечение Внесение изменений в
Положение «Об
интегрированном обучении учащихся в связи с вступлением в силу Ф3№ 273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», и Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30.08.2013 № 1015 -ФЗ сентябрь 2014 Директор школы Попов А.Д.
2. Организационное
обеспечение Издание приказа об
утверждении плана мероприятий на 2013-2014 учебный год, списка рабочей группы по реализации плана мероприятий сентябрь
2014 г. Попов А.Д.
директор школы
Проведение
организационного совещания
с членами рабочей группы Октябрь 2014 Петренко А.В., зам.директора школы
Проведение теоретического
семинара с педагогическими
работниками по вопросам
интегрированного обучения
детей с ОВЗ и детей -
инвалидов Ноябрь 2014 Петренко А.В.,
заместитель
директора по УВП
Создание базы по выявление
детей - инвалидов, имеющих
медицинские показания к переходу на инклюзивное образование. Сентябрь 2014г Хатанзеева Т.Е., социальный педагог
Проведение диагностики и анализа потребностей родителей учащихся - инвалидов к переходу на инклюзивное образование сентябрь 2014 г.,
май 2015г. 3.Финансово - экономическое Составление сметы для проведения ремонтных работ на 2014 год декабрь 2014 г. Артеева Г.М., заместитель по АХР
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования на 2014 Попов А.Д.
директор школы Петрова Т.Е.
педагог - психолог
4.Материально -
техническое
обеспечение Проведение ремонтных работ:
установка поручней на 1 этаже
установка проблесковых маячков по пути следования
установка лифтов
оборудование туалетных комнат
приобретение оборудования для проведения ЛФК сентябрь 2014 г.
март-апрель 2015г. Артеева Г.М., заместитель по АХР
Оснащение компьютерной техникой читального зала: принтер, сканер. май 2015г. Оснащение методическими и учебно-наглядными пособиями кабинета психолога в течение года Петрова Т.Е.
педагог - психолог
Сопровождение и доработка программного обеспечения по предоставлению технических средств реабилитации. по мере
необходимости Чернышов Е.А.
системный
администратор
5 .Методическое обеспечение и организация обучения Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников. январь 2015 Капшук Р.М. заместитель директора по НМР
Разработка плана методической работы (внесение изменений и дополнений в существующий план) сентябрь 2014 Капшук Р.М., заместитель директора по НМР
Разработка Рабочих программ интегрированного класса июнь-август 2015 Петренко А.В., заместитель директора по УВП
6.Социально - реабилитационное
сопровождение Психолого-педагогическая реабилитация
(коррекционные занятия с логопедом, социальным педагогом) в течение года Петрова Т.Е.,
педагог - психолог
Творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках) в течение года Землянская Г.С., зам директора по ВР
Привлечение детей с ОВЗ к подготовке классных и общешкольных мероприятий с целью развития форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; в течение года Черевань Д.В. – педагог-организатор, классные руководители
7.Информационное сопровождение Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на сайте МБОУ Саранпаульская СОШ в течение года Чернышов Е.А.
системный
администратор
Освещение хода работы по реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» в средствах массовой информации. в течение года Попов А.Д.,
директор школы
Проведение собраний с
родительской
общественностью в течение года Попов А.Д., директор школы
8.Информационно -
просветительская
работа Проведение бесед, круглых столов среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям-инвалидам в течение года Землянская Г.С., заместитель директора по BP
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально- типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. в течение года Землянская Г.С., заместитель директора по BP Шангина И.Б.. – врач-педиатр
Таблица 2
Нормативно- правовая база проекта по внедрению инклюзивного образования:
«Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» - Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред. от 10 марта 2009 г.) «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6;
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6)
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» – Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373
Конвенция о правах инвалидов
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11- 13 от 20.02.1999);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).
Локальные акты школы (положение о ПМПк, положение об инклюзивном обучении, положение о создании ИОМ, положение о ведении дневника динамического наблюдения, Положение о рабочей программе учителя, Положение об оценивании детей, обучающихся по VII и VIII видам).
Специалисты МБОУ Саранпаульская СОШ, работающие над созданием инклюзивного образовательного пространства в ОУ, будут объединены в творческую группу «Шаг навстречу».
Структура взаимодействия специалистов при реализации проекта
Руководитель - директор школы: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов
Координатор - зам. директора по УВР: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет руководство реализацией проекта.
Консультант - Зам. директора по ВР: консультирует педагогов по научно-методической составляющей воспитательного процесса
Консультант: Руководитель МО: Консультирует педагогов о содержании и методах педагогического процесса.
Социальный педагог:Консультирует участников образовательного процесса по вопросам успешной социализации детей с ОВЗ
Школьный фельдшер:обеспечение медицинского сопровождения учебного процесса, контроль за состоянием физического здоровья
Классный руководитель: педагогическая диагностика, трудовая деятельность, досуг, работа с семьей
Педагог-психолог:осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса; диагностика, индивидуальная и групповая терапия, работа с семьей
Учитель-логопед: диагностика, коррекция нарушений речи, развитие связной речи, обучение грамоте, индивидуальные и групповые занятия
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья и его родители (законные представители)
Схема 1
Ожидаемые результаты проекта
При условии успешной реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. В МБОУ НОШ №1 будут созданы условия для получения более качественного и доступного образования всеми детьми, независимо от их нервно-психических и физических особенностей.
2. Успешная социализация и расширение социального пространства детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. У детей с ОВЗ будут сформированы и развиты у детей такие личностные качества, ключевые компетентности, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе.
4. Повышение уровня профессиональной компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (родители получат необходимые знания для воспитания своих детей).
5. Будет создана сеть информационного взаимодействия по вопросам сопровождения детей с ОВЗ в контексте внедрения инклюзивного образования.
6. Повышение профессиональной компетентности учителя в работе с детьми с разными возможностями.
7. Вовлечение детей с ОВЗ в участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках творческих работ и т. д. и получение возможных положительных результатов.
8. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения и толерантного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
9. Обобщение опыта через издание сборника методических рекомендаций и брошюры из опыта работы МБОУНОШ №1 по инклюзивному образованию, которые будут распространены среди педагогов школ города.
Риски
Поскольку инклюзивное образование направлено на обеспечение равных прав детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников, то реализация его на практике предполагает учет интересов всех участников образовательного процесса. В связи с этим, в нашем образовательном учреждении могут возникнуть определенные риски, которые мы выделяем как наиболее значимые:
Во-первых, многие педагоги могут испытывать чувство тревоги, т.к. боятся не справиться с возросшей ответственностью, Не все учителя понимают суть и готовы к новым профессиональным ролям, которые появляются в связи с введением инклюзивного образования.
Во-вторых, семьи нормативно развивающихся детей могут испытывать сомнения и возражать против того, что в классе присутствуют «особые» учащиеся. Они опасаются, что это может привести к тому, что все внимание учителя будет направлено на детей с ОВЗ, а другие дети в этом время не будут получать необходимую помощь.
В- третьих, не все родители детей с ОВЗ готовы отдать своего ребенка в обычный класс, т.к. боятся, что его обидят или ему будет тяжело справляться с учебой наравне со сверстниками.
В –четвертых, материально-техническая база ОУ может частично не соответствовать успешной реализации инклюзивного образования.
В –пятых, не исключен и риск так называемой «формальной» инклюзии, когда права детей с ОВЗ на образование будут реализовываться поверхностно без создания специальных условий и подготовки всех участников образовательного процесса.
Формы отслеживания результатов реализации проекта
Опросы, анкетирование всех участников образовательного процесса (аналитические материалы).
Диагностика:
- личностного развития детей (диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
-уровня детско-родительских отношений.
Учет посещения родителями общешкольных и классных мероприятий (журнал учета).
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в дальнейшей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы
Исходя из плана-графика выполнения работ по перспективной реализации мероприятия «Создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей инвалидов, в том числе создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, компьютерным оборудованием и автотранспортом» предполагается психолого-педагогическая реабилитация, т.е. психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
Само понятие «сопровождение» следует распространять не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, ребенка с инвалидностью, но и на других субъектов инклюзивного образовательного пространства — других детей класса, группы, родителей всех детей, но и на членов педагогического коллектива, реализующего это образование.
Под психолого-педагогическим сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, реабилитационной работы с учащимися, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ребенка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенциальными возможностями.
Задачами психолого-педагогического сопровождения будут являться:
- систематическое отслеживание статуса ребенка и динамика его психического развития в процессе школьного обучения;
-создание социально-педагогических условий для развития личности учащегося и его успешного обучения;
- обучение родителей психолого-педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказания им психологической поддержки.
Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:1. Психодиагностика.2. Психологическая реабилитация.3. Психологическое консультирование.4. Развивающая и психокоррекционная работа.В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать: * своевременное выявление детей с ограниченными возможностями;* выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их психическом развитии;* определение оптимального педагогического маршрута;* осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с ПМПК);* планирование коррекционных мероприятий, разработка программ коррекционной работы;* оценивание динамики развития и эффективности коррекционной работы;*консультирование родителей ребенка. На эффективность деятельности образовательного учреждения в направлении развития инклюзивной практики влияет множество факторов, в том числе и эффективная работа всей междисциплинарной команды педагогов, узких специалистов, родителей.Основными показателями эффективности МБОУ Саранпаульской СОШ, реализующего инклюзивное образование будут являться:- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывающие положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков), адаптированные и принятые детской группой, с желанием посещающие образовательное учреждение, получающие помощь и поддержку в овладении образовательной программой;- родители детей с ОВЗ понимающие, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;- специалисты психолого-педагогического сопровождения участвующие в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их сверстников, использующие наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения; действующие в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы; эффективно взаимодействующие с родителями, педагогами, воспитателями.
Психолог в психолого-педагогическом сопровождении инклюзивного обучения работает практически со всеми субъектами образовательного процесса, то есть, в отличие от учителя-логопеда и дефектолога он ориентирован и на всех детей инклюзивного образования, и на родителей детей с ОВЗ, и на всех остальных родителей. В соответствии с этим можно выделить
направления деятельности психолога с различными субъектами образовательного процесса.
Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивного компонента заключается, по крайней мере, в двух основных аспектах:
1. Технология формирования базовых предпосылок учебной деятельности (формирование произвольного компонента деятельности и формирование пространственно -ременных представлений) в соответствии с уровнем и особенностями психического развития ребенка и характера его нарушений (типом отклоняющегося развития).
2. Другой вид психологической помощи представляет собой технологию социальной адаптации ребенка в среде сверстников, а также в целом в пространстве образовательного учреждения. Эта технология направлена, в первую очередь, на формирование представлений, навыков и компетенций социального взаимодействия ребенка с окружающими детьми и взрослыми. Это своеобразное построение «границ» коммуникации, умение строить взаимодействие с окружающими, понимать их эмоции (что особенно актуально не только для детей с расстройствами аутистического характера, но и для детей с нарушениями зрения и слуха).
Именно, эта технология должна помочь ребенку (и всем окружающим
его детям) стать полноправным членом детского сообщества, то есть
быть адаптированными социально.
Помимо коррекционно-развивающей деятельности с ребенком с ОВЗ, психолог вначале должен провести диагностическую работу, которая направлена не только на выявление особенностей и уровня развития ребенка, сформированность его эмоционально-личностных характеристик, но и диагностику межличностных отношений детей класса друг к другу и, в том числе, к включаемому в пространство класса ребенка с особенностями развития. Эта задача наиболее адекватно может быть решена с помощью технологии социометрического исследования. Для решения этой задачи наиболее эффективно использовать оценку социометрических позиций детей посредством методики ЦТО (цветового теста отношений) (Н.Я. Семаго, 2007). Одним из важных показателей, который дает этот метод, является возможность получения «реальной» самооценки ребенка, а также анализ его субъективного отношения к взрослым, находящимся рядом: к педагогам, воспитателям ГПД, тьюторам и другим значимым взрослым. Собственно социометрическое исследование — непараметрическая социометрия методом цветовых выборов — ЦТО проводится с целью изучения структуры и особенностей эмоциональных межличностных предпочтений в инклюзивных классах.
В соответствии с результатами социометрического исследования психолог получает в руки полную картину субъективного отношения детей в классе, в том числе, и по отношению к включаемому ребенку.
Это позволяет развернуть психологическую работу, направленную на принятие ребенка с ОВЗ детьми- сверстниками, используя различные технологии групповой психокоррекционной работы, направленной на повышение социального статуса ребенка. Такая групповая работа с
включением в нее и самого ребенка с ОВЗ должна помочь решить проблемы его социальной адаптации в среде сверстников. Именно психолог помогает ребенку в формировании отношений с детьми и взрослыми, способов и приемов взаимодействия, а также помогает почувствовать границы взаимодействия, то есть соблюдать определенную дистантность во взаимодействии.
Одновременно посредством той же социометрической технологии
мы получаем возможность оценить субъективные отношения родителей обычных детей к тому факту, что в классе находится «не такой как
все» ребенок. Эти данные дают основания начать собственно психологическую работу в рамках таких организационных форм, как «родительский клуб», куда в обязательном порядке, должны быть включены и родители особого ребенка и все остальные родители. Проблема мотивированности к посещению такого мероприятия лежит не только на самом психологе, но и на координаторе (в данном случае руководителе ПМПк).
В рамках разработки индивидуальной образовательной программы — ее компонента психолого-педагогического сопровождения психолог, оценивая операциональные характеристики деятельности ребенка — его темп, работоспособность, продуктивность деятельности, уровень активного внимания и т. п., разрабатывает рекомендации для педагога о дозировании объема учебных нагрузок, объема учебного материала с учетом продуктивной работоспособности ребенка, чередовании различных видов деятельности в процессе организации урока, о темпе подачи учебного материала и необходимости учета темпа деятельности самого ребенка при фронтальной работе в классе.
В свою очередь, оценка пространственно-временной организации психической деятельности ребенка с ОВЗ дает возможность создания
оптимальных организационных условий для обучения ребенка: оптимальное место посадки ребенка, организация внешних опор.
Особенности развития практически любого ребенка с ОВЗ, особенности развития произвольный форм деятельности, в частности произвольного или разделенного внимания (концентрации внимания на совместной деятельности), произвольного сосредоточения, создают необходимость разработки специальных тактик в организации процесса обучения. В учебной ситуации такой ребенок испытывает множество трудностей: не схватывает схему движения по показу, с трудом усваивает последовательность необходимых действий, «не видит» рабочего пространства страницы, не может распределить, скоординировать свои движения в нем. Технологии деятельности психолога в этом плане многообразны.
Таким образом, можно выделить основные виды деятельности психолога— это:
помощь в организации обучения;
психологическая поддержка учителя;
индивидуальная работа с ребенком, направленная на его социальное, эмоциональное и личностное развитие;
работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
работа с одноклассниками ребенка. Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия – это больше, чем интеграция. Это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Список литературы
1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.2. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. — Москва : Центр «Школьная книга», 2010. — Вып. 1.
3. Алехина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование, 2011, № 1.
4. Газман О.С. Педагогическая поддержка ребенка в образовании //
Директор школы. — 2007. — № 3. — с. 51—58.
5. Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Серия «Инклюзивное образование». вып. 3. — М.: изд-во Центр «Школьная книга», 2010.
6. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования / Под общ. ред. М.М. Семаго. — М.: Айрис Дидактика, 2004.
7. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде.
Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003.С. 24—37.
8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога - практика) — М.: АРКТИ, 2005.
9. edu-pmpk.ru/
Методические рекомендации к КПК «Доступная среда». – М., 2014