«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования».
Заявка
на участие в зональной конференции
«Дополнительное образование детей: новое содержание,
новые возможности».
1 Фамилия, имя, отчество автора Баяшкина Оксана Николаевна
2 Название статьи «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования».
3 Полное название учреждения Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
4 Должность Педагог - психолог
5 Адрес электронной почты, телефон vkursedela@rambler.ru8(47537)3-74-96
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в системе дополнительного образования».
Баяшкина О.Н. – педагог-психолог
г. Кирсанов, 2014 год
Современное общество испытывает потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных эффективно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные цели.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании. От ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства: именно одаренные дети в будущем смогут обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей теоретической и практической деятельности, социальной жизни и культуры.
С 2011 года в Центре детского творчества города Кирсанова была организована экспериментальная площадка по выявлению одаренных детей и их развитию.
Целью Экспериментальной площадки по работе с одаренными детьми является создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся, формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
С этой целью были проведены психологические исследования (педагог – психолог О.Н.Баяшкина), которые открыли перед педагогами Центра новые возможности применения нестандартных технологий по индивидуализации работы с одаренными детьми в условиях системы дополнительного образования. В ходе эксперимента приняли участие 478 воспитанников в возрасте от 12-16 лет, 335 родителей, что составляет 34,2% от общего числа обследуемых, 6 педагогов, что составляет 30 % от общего числа педагогов.
Работа была разбита на три этапа. Первый, начальный, включал в себя сбор первичной информации о ребенке в виде анкет, карт интересов, тестов.
Данный процесс начался с выявления талантливых детей в школе раннего развития «Росток», где обучающиеся проходят предшкольную подготовку в стенах Центра детского творчества (педагоги Г.П. Шарапова, Н.В. Толстых). Цель - раннее выявление и сопровождение детей, имеющих специальные способности.
Это звено можно считать одним из важнейших начальных этапов по созданию общей непрерывной системы целенаправленного выявления, развития и психолого– педагогической поддержки одаренных детей. На этой ступени нельзя забывать, что одаренность несет в себе предпосылки не только как явление развивающееся, динамическое, но и изменяющееся. Поэтому при организации работы с данными детьми использовать только тестирования (как одну из форм диагностики) мало. Здесь важны разработки и использование других методов и подходов: игр, тренингов, моделирование творческой и учебной ситуации, которые надо применять уже с раннего возраста.
Проделанная работа показала, что на этом этапе хорошо работает трехкольцевая модель Дж. Рензулли: усиленная мотивация – интеллект выше среднего – творческость. Разработанная концепция предполагала, что контингент одаренных детей может быть значительно шире, чем при их идентификации по тестам интеллекта, креативности или достижений. Данная методика показала, что к категории одаренных детей можно отнести и тех, кто проявил высокие показатели хотя бы по одному из параметров.
Второй этап, основной включает в себя углубленное изучение творческих способностей воспитанников, посредством различных методик (психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е.Туник); диагностика вербальной креативности(адаптация теста С.Медника);модифицированные креативные тесты Вильямса (САР); методика «Классификация»; опросник для определения творческих наклонностей у школьников; вербальный тест «Необычное мышление» (К.А. Хеллер), отличающихся особым креативным мышлением, высокой познавательной мотивацией, ориентирующих детей на дальнейшее самосовершенствование.
Таким образом, мы подошли к представлению одаренности как области пересечения следующих факторов:
Способность выше среднего уровня,
Высокая мотивация,
Продуктивная креативность.
Данная модель стала определяющей для построения как учебно-воспитательной и развивающей работы, так и системы психологического сопровождения одаренного ребенка в каждом объединении нашего Центра. Она позволила перейти к третьему этапу для формирования базы данных одаренных детей, которые составили «золотой резерв» Центра и разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
При построении индивидуальных занятий используется принцип сериационности, т.е. наличие нескольких модификаций основного «базового» занятия. Это позволило варьировать задачи в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В учебном процессе развивалась концепция развития одаренных детей П. Торренса через триаду: творческие способности, творческое умение, творческая мотивация.
Таким образом, сотрудничество и сотворчество, создание ситуации успеха, технология саморазвития личности, игровые технологии, творческие задания - вот те составляющие, которые легли в основу педагогического сопровождения одаренных детей.
Результаты проделанной работы показали, что данные психологического исследования позволили составить психолого-педагогическую программу «Создай стратегию своего успеха», целью которой является выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие творческого и системного мышления, создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, а так же составить индивидуальный педагогический блок программ отдельных педагогов, в котором проектируется маршрут деятельности педагога и ребенка, ориентированный, прежде всего, на развитие одаренности с реальными результатами, которые представлены на слайде.
Диграмма личностного роста
Таким образом, практические результаты психолого-педагогической работы свидетельствуют, что процесс выявления и развития потенциальных способностей детей, организация работы с ними должна быть не стихийной, а хорошо продуманной и организованной. Только тогда осознанное и целенаправленное использование комплекса психолого-педагогических условий организации обучения будет содействовать получению высоких результатов в развитии одаренности наших воспитанников.