«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»


«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Педагог-психолог ГПК ГГТУ:
Рыжкова О.Б.
26 октября 2016г.
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
О.Б.Рыжкова
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» (ГГТУ)
Гуманитарно-педагогический колледж
г.Орехово-Зуево, РФ
Педагог-психолог
Тел. 8 (903)785-73-13; e-mail:ryzhkova.o.b@mail.ruАннотация: в статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья и инвалидность в период адаптации к обучению в учреждении СПО.
Ключевые слова:сопровождение, студенты, ограниченные возможности здоровья, инвалид.
В настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Министерства образования и науки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Декларация о правах инвалидов определяет инвалидакак любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [4, с. 211]. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» гласит, что лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.
Инклюзия, по мнению Сьюзен Д. П., –это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» [7, с. 3]. Под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями, создания безбарьерной образовательной среды для них.
Основная цель психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ - создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту обучающихся в социуме.
      Психологическое сопровождение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи студенту в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
В текущем учебном году в колледже обучаются 5 студентов-инвалидов, из них трое по очной форме обучения. Психологическое сопровождение студентов в период адаптации к обучению в учреждении СПО включает в себя:
- развитие социальных отношений студентов через непосредственный опыт взаимодействия;
- создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов;
- создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития лиц с ОВЗ;
- создание системы психолого-педагогической поддержки  обучающихся в период адаптации;
- выявление студентов, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностика оценки состояния обучающегося и его адаптивных возможностей;
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации студента.
Студенты, адаптация которых осложнена, должны получать дополнительную психологическую поддержку.
           Для того, чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося, педагогом-психологом ведется карта психолого-педагогического сопровождения студента, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося. В карте указываются сложности в обучении и воспитании, трудности в освоении норм поведения, оценка социальной ситуации в учреждении образования, проблемы, связанные с учреждением образования, особенности взаимоотношений студента с педагогами, сверстниками, заносятся данные об интеллектуальных особенностях, личностные характеристики, мотивация, интересы и представления о будущем. Карта ведется с момента поступления в образовательное учреждение и до выпуска из него
Большая часть лиц с ОВЗ имеют ряд особенностей:
- они зачастую медленнее своих сверстников воспринимают информацию;
- связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;
- чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;
- для них свойственны манипулятивные реакции;
- их «Я-концепция» имеет отличительные особенности: при компенсаторно завышенной самооценке у них наблюдается негативное самоотношение, низкий уровень самоуважения и самоинтереса [1 с. 210].
Физический недостаток переживается и трактуется такими студентами как дефект личности. Часто нарушается социально-психологическая адаптация, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Как никто другой, обучающиеся с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации.
Ежегодно педагогом-психологом в начале учебного года проводится анкетирование первокурсников по проблеме адаптации, в котором участвуют и студенты с ОВЗ, и инвалиды. Опросник позволяет выявитьэмоциональное отношение студентов 1 курса к обучению в ГПК ГГТУ в адаптационный период и определить основные характерные причины успешности или
неуспешности адаптации к обучению. В ходе исследования студентам необходимо оценитьпредложенные утверждения на основании степени своего согласия или несогласия:
1. В колледже созданы благоприятные условия для полноценного обучения и развития личности студентов.
2. Я испытываю положительные эмоции, когда прихожу в колледж.
3. Мне кажется, что в моей учебной группе сложились доброжелательные межличностные отношения.
4. Преподаватели колледжа относятся к нам, студентам 1 курса, доброжелательно.
5. Меня устраивают социально – бытовые условия общежития.
6. Период адаптации к новой социальной ситуации, то есть к обучению в ГПК ГГТУ, у меня завершился.
№ 7 (незаконченное предложение). Мне хотелось бы, чтобы в колледже…(перечислить пожелания, предложения, замечания, как положительные, так и отрицательные, связанные с жизнедеятельностью в ГПК ГГТУ).
Обсуждение со студентами результатов анкетирования позволяет не только выявить имеющиеся недостатки, но и наметить пути решения проблем. Особое внимание при анализе результатов уделяется сложившимся в учебных группах взаимоотношениям и отношениям в системе «преподаватель-студент», и, конечно же, в первую очередь оцениваются анкеты студентов с ОВЗ и инвалидов. Следует отметить, что данная категория студентов, как правило, не требует для себя особых условий. Студент должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность. Так как у таких людей наблюдается сенсорная сверхчувствительность, следует избегать резких внешних воздействий. Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость.
Виды проводимой коррекционно-развивающей работы разнообразны:
индивидуальное и групповое консультирование,
проведение разнообразных тренингов, среди которых тренинг личностного роста, тренинг коммуникативных способностей, тренинг «Жить в мире с собой и другими», тренинг «Учимся жить в современном мире» специально разработан социальным педагогом и педагогом психологом для работы с данной категорией студентов,
диагностика (индивидуальная и групповая) познавательной сферы, личностных особенностей, межличностных отношений студентов,
психологическое просвещение (цикл материалов «Чтобы быть успешным и счастливым»).
«Великийсинтез ребенка» – вот о чем грезил я». Эти слова Я. Корчака выражают суть программы помощи студентам с ОВЗ и студентам-инвалидам, основная цель которой - исследование и обеспечение естественной взаимосвязи процессов обучения и развития каждого студента. Без этого невозможно сохранение ни физического, ни психического здоровья студентов.
Позитивная психология призвана помочь человеку в любой ситуации оценивать не только боль и страдание, но и радость бытия. Наш студент должен знать: хитрая стратегия достижения счастья состоит в том, чтобы никогда не стремиться к самому счастью, как состоянию, а ставить перед собой реальные цели и достигать их. Если студент наметит четко конкретные задачи и увидит, что он с ними справляется, тогда он добьется успеха и в дальнейшем.
Наша задача – помочь студентам с ОВЗ и инвалидам адаптироваться, почувствовать себя принимаемыми, нужными, подарить им частичку своего тепла. Ведь «огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой» (Лукиан).
Прав был Эрнест Хемингуэй, сказав однажды: «И даже не смей думать, что ты можешь не выдержать!»
Литература:
1.Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Московский городской психолого-педагогический университет; Ред.кол.: С.В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – С.210-211.
2. Кутбиддинова Р. А. Психолого-педагогические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56115.htm. 2. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2008. –239 с. 3. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ / под ред. О.А. Козыревой: учеб.пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. – КГПУ, 2015. – 93 с. 4. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой.– Т. 1. –М.: Институт социальной работы, 1997. –406 с. 5. Сайт для инвалидов «Дверь в мир» http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/80-federalnyj-zakon-qob-obrazovanii-licz-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyaq- 6. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Том 12, №3, 2010. – С. 134-136. 7. Сьюзен Дж. Инклюзивное образование: Стратегии ОВД для всех детей / Петерс Сьюзен Дж. / Под ред. Т.В. Марченко, В.В. Митрофаненко, В.С. Ткаченко; пер. с англ. Ю.В. Мельник. – Ставрополь: ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2010. – 124 с