Консультация для педагогов Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

педагогическая помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья как один из важнейших социальных институтов общества оказывает огромное влияние на развитие и воспитание полноценной личности. Выполняя определенные социальные функции, она удовлетворяет большую часть потребностей личности. В период нестабильности общества очень часто возникает психологическое неблагополучие семьи, отягощенное социально-экономическими факторами. Оно распространяется на все сферы межличностных отношений, обостряя супружеские и детско-родительские отношения.
Семья, где растет и воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, требует особой заботы и внимания со стороны общества и государства в целом, специалистов педагогического профиля в частности. Кроме травмирующего влияния на ребенка, отклонение в развитии является психической травмой и для родителей. Наряду с вышеизложенными проблемами эти семьи решают проблему поиска эффективных путей психолого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в развитии.
Психолого-педагогическая помощь семье в условиях инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения комбинированного вида включает набор коррекционно-педагогических методов, направленных на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поддержку его семьи и осуществляется педагогами (воспитателями) и специалистами дошкольного учреждения: дефектологом, логопедом, психологом.
Основная цель работы специалистов с родителями – это их своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими детьми.
Важным инструментом в рамках психолого-педагогической помощи выступает диагностическое обследование как особенностей развития самого ребенка, оценка структуры и степени нарушения в развитии, выявление особенностей умственного и физического развития, так и характера взаимоотношений в семье, выявление воспитательской позиции семьи по отношению к ребенку, способов взаимодействия с ним, уровня педагогической компетенции семьи.
Педагоги и специалисты дошкольного учреждения исходят из представления о том, что с помощью специально организованного процесса взаимодействия у обратившихся за помощью родителей возможно актуализировать дополнительные психологические силы и способности, помогающие отыскать наиболее продуктивные варианты выхода из проблемной семейной ситуации.
Работа с семьями в дошкольном учреждении строится целенаправленно и дифференцированно, с учетом результатов проведенного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Данные обследования являются материалом для системного анализа заведующей дошкольного учреждения, старшей медицинской сестры, воспитателей, специалистов, который проводится с целью планирования коррекционно-развивающего воздействия, отбора содержания коррекционно-педагогической работы, определения оптимальных и адекватных путей помощи с учетом особенностей ребенка и специфики семей как участников образовательного процесса.
С учетом факторов, влияющих на степень эффективности коррекции отклонений в развитии детей (их своевременное выявление и раннее начало целенаправленной коррекционно-развивающей работы, содержание образовательного процесса, адекватные методы и приемы коррекционного воздействия, единство требований к воспитанию и обучению в семье и дошкольном учреждении, взаимодействие в работе специалистов), можно выделить основные задачи психолого-педагогической помощи семье в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида:
формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии;
осуществлять совместную с коллективом дошкольного учреждения целенаправленную систематическую работу по всестороннему развитию детей;
распространять знания по различным направлениям коррекционно-педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционно-развивающего воздействия;
изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности дошкольного учреждения.
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, наиболее глубокого понимания педагогами и специалистами особенностей развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Беседы, консультации с родителями и другими членами семьи проводятся утром или вечером, в любой будний день по запросу родителей или специалистов. В содержание таких бесед включаются профессиональные советы и рекомендации по вопросам организации развивающих занятий в домашних условиях, закреплению и автоматизации умений и навыков по различным направлениям работы. Специалисты знакомят родителей с особенностями возрастного и личностного развития детей с особыми образовательными потребностями, влиянием первичного дефекта на общее психофизическое развитие, появлением вторичных отклонений в развитии.
Очень часто родителям требуется наглядное раскрытие методики работы по какому-либо разделу программы. С этой целью организуются индивидуальные занятия, на которых специалист проводит обучение родителей адекватным формам взаимодействия с их ребенком с использованием игровых коррекционно-развивающих методов и приемов. Родители имеют возможность ознакомиться с программным содержанием занятий, перенять опыт работы педагогов по использованию приемов активизации и удержания внимания детей, предупреждения их утомления, применения полученных знаний и умений в собственной продуктивной и речевой деятельности детей.
В работе дошкольного учреждения помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. Родительские собрания проводятся для всех родителей группы или лишь для их части. Используются инновационные приемы работы – медиапрезентации, которые способствуют созданию единого информационного пространства ДОУ. Родители имеют возможность познакомиться с содержанием работы детского сада, наглядно проследить линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушивают отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета, специалистов, работающих с детьми, доклады по различной тематике. Дефектолог, логопед, психолог, воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, делая это в доступной и понятной для родителей форме. Педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Характеризуя эффективность работы с детьми, педагоги и специалисты не акцентируют внимание на трудностях, негативных сторонах их развития, а показывают возможности детей, их продвижение в обучении, зону ближайшего развития.
К родительским собраниям приурочиваются выставки детских работ, поделок, доступной литературы по вопросам воспитания и обучения детей. Конкретные вопросы обучения детей, связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях. Формы работы, как правило, разнообразны – как в виде сообщений дефектолога, логопеда, психолога, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме. Широко используется инсценирование педагогических ситуаций, решить которые предлагается родителям, как непосредственным участникам инклюзивного образовательного пространства дошкольного учреждения.
Одной из форм работы с родителями являются также дни открытых дверей, в течение которых родители посещают фронтальные и индивидуальные занятия, наблюдают за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, беседуют с педагогами, старшим воспитателем, заведующей. Такие посещения позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах коррекционно-педагогической работы с детьми.
Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение праздников, утренников, вечеров развлечений в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Они видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы коллектива дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении широко распространена работа педагогов по оформлению информационных стендов, уголков для родителей. В уголках для родителей содержится полезная информация по вопросам организации воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогические рекомендации по различным направлениям воспитания и обучения, использованию конкретных методов и приемов коррекционной работы по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, сенсорному воспитанию, развитию эмоционально-волевой сферы, подготовке к школе в условиях семьи. Предусмотрена работа почтового уголка, в котором родители могут оставить свои вопросы, рекомендации, пожелания коллективу, поделиться радостью или сомнениями, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Кроме того, в уголках для родителей размещается информация по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы.
Специалисты (дефектолог, логопед, психолог) привлекают родителей к совместному изготовлению дидактических пособий, игр, направленных на развитие речи, обогащение представлений об окружающей действительности, развитие элементарных математических представлений, мелкой моторики, различных видов восприятия и т.д. Данная форма взаимодействия способствует наиболее полному пониманию родителями задач коррекционно-педагогической работы, осмыслению сущности методов и приёмов специального обучения.
В оказании психолого-педагогической помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особом подходе к реализации их образовательных потребностей, важны последовательность, систематичность, учет реальных возможностей как детей, так и родителей. Взаимопонимание педагогов и родителей, совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работы способствуют повышению уровня педагогической компетенции родителей, формированию у них положительных форм взаимодействия с ребенком, активной позиции по отношению к его воспитанию в семье.
Эффективность системы комплексной психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, находит подтверждение в том, что родители, взаимодействующие с педагогами и специалистами дошкольного учреждения, обретают в себе уверенность в своих силах, проявляют творческую активность и направляют ее в продуктивное взаимодействие со своим ребенком.

Библиографический список

Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития / Т.Н. Волковская // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 62 – 70.
Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008.
Николаева Е. И. Психология семьи / Е.И. Николаева. – Спб.: Питер, 2013 г.
Сатир Вирджиния. Семейная терапия. Практическое руководство / Вирджиния Сатир. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.
Ткачева В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачева. – М.: УМК «Психология», 2004.
15