Психолого-педагогическое сопровождение психологического здоровья обучающихся
Психологическое здоровье учащихся как цель работы школьного психолога.
Тезисы в выступлению педагога-психолога Сатагайской СОШ
Борисовой Наталии Ивановны.
Психолого-педагогического сопровождение психологического здоровья учащихся проводится
с целью:Создания условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения.
Гармонично развитый человек – это человек, который удовлетворен собой и своим окружением. Жизненные трудности он умеет преодолевать без психологических травм, используя их как опыт в последующей жизни.
Обобщенная модель психологического здоровья, составленная О.Хухлаевой. д.пед. наук, включает в себя следующие компоненты:
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я» самого человека и «Я» других людей.
Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания..
Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, то есть в самоизменении и личностном росте.
Развивающий компонент предполагает наличие такой динамики в умственном, личностном, социальном и физическом развитии, которая вписывается в границы нормы.
Социально-культурный компонент определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях.
В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие:
1. Позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.
2. Высокий уровень развития рефлексии, т.е. умения осознавать свое внутреннее состояние, причины и последствия своего поведения, знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
3. Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности – общения, учебы, спортивных занятий и пр.
4. Успешное прохождение возрастных кризисов.
5. Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.
Сопровождение психологического здоровья учащихся ведется во всех этапах развития личности ученика. Всего выделяем 4 этапа:
Этап: Психолого-педагогическое сопровождение на этапе приема в школу.
Этап: Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников.
Этап: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся основной школы
Этап: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старшей школы
Психолог для своей деятельности такие задачи:
1 Отслеживание динамики развития учащихся.
Оптимизация социальной среды.
Оптимизация учебной деятельности.
Профилактика нарушений психологического здоровья.
Организация коррекционной работы.
Подготовка учащихся к выбору профиля
Личностная, коммуникативная, познавательная подготовка старшеклассников к взрослости.
Формы работы:
Для решения задачи: Отслеживание динамики развития учащихся в условиях школьного обучения необходимо регулярно проводить диагностику по значимым параметрам личностного и познавательного развития учащихся и сопоставлять полученные в разные периоды времени данные между собой. В результате такого сопоставления становятся очевидными основные тенденции в развитии ребенка. Выделяются следующие тенденции: позитивное развитие (постепенное улучшение результатов по всем параметрам), частично-негативное (остановка в развитии по некоторым параметрам), и негативное (снижение результатов по отдельным параметрам). Если фиксируется негативная тенденция в развитии,то для определения возможных ее причин проводится углубленная диагностика, беседы с ребенком, с педагогами и родителями. После этого организуется индивидуальная работа с ребенком, либо с окружающей его учебной или социальной средой. В случае частично позитивных тенденций в развитии ребенок попадает в группу особого внимания психолога. Однако никакие действия в отношении него пока не принимаются.
Уровень развития познавательных процессов, готовности к школьному обучению детей и их личностные особенности, уровень психологического здоровья и познавательной активности определяется с помощью комплекса диагностических процедур, включающего в себя соответствующие методики:
Пакет методик
Прием в школу
развития
Психолого-педагогическое обследование развития ребенка
Уровень развития произвольного внимания по методике «Домик»
Уровень интеллектуального развития по методике «Сапожок»
Уровень социального развития. Собеседование по вопросам
Старшая группа детского сада
готов-ти
Тест школьной зрелости Керна – Йирасека
Фронтальное обследование готовности к школьному обучению
Психологическая готовность к школьному обучению
лич-ые
Темперамент
- анкета для воспитателей,
- анкета для родителей,
- методика «Перенос кубиков»
Отслеживание динамики развития учащихся
Уровень психологического здоровья
Характеристика образа «Я» по методикам:
- «Самоописание»
- «Лесенка» (уровень самооценки)
- «Дом доброты, ума, силы»
- методика Дембо- Рубинштейна
Уровень развития рефлексии по методике
- «Самоописание»
Наличие стремления к развитию по методике
- «Неоконченные предложения»
Уровень прохождения возрастных кризисов по методикам:
- анкета «Адаптация первоклассников к школьному обучению»
- анкета «Адаптация пятиклассников к школьному обучению»
- тест «Акцентуация характера подростков»
Уровень адаптированности к социуму по методикам:
- «Школьная тревожность»
- «Дворец – дом – изба - шалаш»
- Социометрия (межличностные взаимоотношения в класса)
- «Обратная связь» (взаимоотношение с классным руководителем)
- «Моя семья» (Взаимоотношение с родителями и др.членами семьи)
1 – 11кл
1 – 4 кл
1 – 4 кл
5 – 11 кл
1 – 11 кл
1 – 11 кл.
1 класс
5 класс
8 – 9 кл.
3– 11 кл.
1 – 4 кл
5 – 9 кл
1 – 11 кл
1 – 8 кл
Уровень познав. активности
Уровень познавательной активности по методикам:
- «Рейтинг-предмет»
- «Отношение к учению»
- «Что мне нравится в школе»
- наблюдение психолога на уроках
- беседа с педагогами
Уровень развития познавательных процессов:
Памяти
Внимания
Мышления
- Тест умственного развития детей 7 – 9 лет
- Групповой интеллектуальный тест
- Школьный тест умственного развития
5 – 11 кл
5 – 11 кл
1 – 4 кл
1 – 11 кл
1 – 11 кл
1 – 11 кл
1 – 11 кл
2 – 3 кл
4 – 7 кл
8 – 11 кл
Профиль
Профор-я
Профессиональная направленность по методикам:
- «Карта интересов»
- ДДО
- тест Голланда
- «Профессиональное предпочтение»
8 – 9 классы
Для решения задачи: Оптимизация социальной среды для создания условий сохранения и повышения уровня психологического здоровья учащихся условно разделим формы на три направления: сверстники, педагоги, родители.
Оптимальная форма работы с детьми – групповые психологические занятия.
Например, в нашей школе проводятся групповые занятия в неделю 1 час с 1 – 11 класс.
№
Название программы
Автор программы
Класс
1
«Уроки общения»
Е. Коченева
2 класс
2
«Я и мы»
В. Родионов
5 класс
3
«Навстречу» (коммуникативная культура)
Н. Юдина
6 класс
4
«Я среди людей»
А. Микляева
9 класс
Важную роль в обеспечении оптимальной для развития ребенка социальной среды играют педагоги. На основе материалов тестирования можно подготовить для педагогов краткие характеристики учащихся с описанием их индивидуальных особенностей и предпочтений. Индивидуальные особенности учащихся обычно обсуждаются на родительских собраниях или во время отдельных консультаций. Для родителей нашей школы проводятся занятия:
№
Название занятия
Для кого проводится
1
«Подготовка родителей к школе»
Родители будущих 1кл.
2
«Родительский клуб»
Родители детей нач.школы
3
«Школа абитуриента»
Родители старшеклассников
Психологическое здоровье связано и с успехами или неудачами в учебной деятельности. Именно поэтому мы считаем, что основная задача оптимизации обучения в школе заключается не столько в организации учебного процесса, сколько в создании у детей ощущения успешности в школе в целом. Для учителей проводятся занятия «В школу с радостью». Проводятся психолого-педагогические консилиумы на темы:
1
«Причины неуспеваемости и пути ее преодоления»,
По запросу педагога
2
«Тип личности ребенка и его готовность к школе»,
По запросу психолога
3
«Адаптация первоклассников к школьному обучению»,
По запросу психолога
4
«Адаптация пятиклассников к переходу в среднее звено»,
По запросу психолога
Для решения задачи: Создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся организуются групповые занятия.
№
Название программы
Автор программы
Класс
1
«Веселое развитие»
А.Андреева
Ст. гр. Д.с
2
«Хочу быть успешным»
О. Хухлаева
1 класс
3
«Уроки психологического развития »
Н.П. Локалова
3-4 классы
4
«Я подросток. Мир эмоций»
А. Микляев
7 класс
5
«Встречи с самим собой»
А. Микляева
8 класс
Программы должны обеспечить формирование психологического здоровья.
Для решения задачи: Организация психологической помощи учащимся, имеющим существенные нарушения психологиче
·ского здоровья проводится индивидуальная коррекционная работа. Она проводится по рекомендациям психолого- педагогического консилиума. Например, в нашей школе проводятся консилиумы:
1
«Трудный подросток»,
По запросу кл. рук
2
«Трудный класс».
По запросу кл. рук
Психолог в течение года по собственной инициативе поддерживает контакты с родителями и классным руководителем.
Сам психолог может провести коррекционные занятия:
1
«Птица радости»
Психокорекционные занятия с тревожными детьми
2
«Шаги навстречу»
Психокорекционные занятия с агрессивными подростками
3
Коррекция страха
Для решения задачи: Подготовка учащихся к выбору профиля и к взрослости проводятся занятия для старшеклассников:
1
«Технология профессионального успеха»
Чистякова
10 кл
2
«Путь к успеху»
Стебенева
11 кл
3
«Школа абитуриента»
Работа клуба
старшкл
Основное направление этих программ обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу, обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Очень важный, но непростой вопрос – оценка эффективности деятельности психолога. Сложности вызваны рядом объективных причин.
Деятельность психолога создает лишь условия для развития ребенка и изменения могут проявиться не сразу.
Параметры развития или психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут устраивать педагогов и родителей.
Эту проблему можно решить с помощью сравнительного анализа результатов диагностики параметров, которые выбираются психологом в качестве контрольных.
Обобщенные результаты мониторинга представлены в таблицах, по которым можно отметить общие тенденции в развитии детей и обучающихся.
На этапе приема детей в школу позитивные тенденции в развитии наблюдаются по параметрам:
- уровень развития познавательных процессов.
(например, по тесту «Сапожок» выявили интеллектуальный уровень детей каждый год соответствует норме )
- уровень готовности к школьному обучению.
(например, сравнительный анализ результатов по методике Керна-Йирасека показал: в 2007 г. высокий уровень готовности выявлено у 25% детей. 2008 г. – 42,9%, 2009 г. – 62,5%)
Отслеживание динамики развития обучающихся по параметру Уровень психологического здоровья показало в основном положительные тенденции в развитии по критериям:
- позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.
(если в 2008 г. 88,3% обучающихся позитивно относились к себе, то в 2009 г. – 88,8%; низкую самооценку имели в 2007 г – 3,4% обучающихся, то 2008 – 7%, 2009 – 1,6 %.)
- высокий уровень развития рефлексии, т.е. знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
(если в 2008 г. учащиеся 1-2 классов называют в среднем 8,8 качеств, то 3-4 классе – 10,7; в 2009 г. Учащиеся 1 -2 классов – 7 качеств, 3-4 классы – 8,8 качеств)
- наличие стремления улучшить качества основных видов деятельности.
(если в учащиеся 1-2 классов хотят улучшить в среднем 3,6 качеств, то в 3-4 классе – 7,7 качеств.)
- успешное прохождение возрастных кризисов.
(если в 2007 г. 100% девятиклассников были акцентуантами, то 2008 г. – 10%, 2009 г. – 9,1% )
- адаптированность к социуму.
(если в 2007 г у 79,6% обучающихся наблюдалось средний уровень тревожности, то 2008 г – 80,8%, в 2009 – 66,4%)
(изучение межличностных взаимоотношений обучающихся 1 – 11 классов показало, что в 2007 г. личные неблагополучие во взаимоотношениях со сверстниками чувствовали 24,4% учащихся, то в 2008 г. – 16,9%, в 2009 г. – 13,2% )
Отслеживание уровня познавательной активности показало, что у обучающихся
- положительное отношение к учению.
(в 2007 г у 70,5% - положительное отношение, в 2008 г. – у 81,7%, 2009 г. – у 85,9%),
- но преобладает внешняя мотивация.
(в 2007 г. у 45,2% учащихся наблюдалась учебная мотивация, в 2008 г. – у 34,7%, в 2009 – 44,2%)
По критерию Уровень развития познавательных процессов получили следующие результаты:
- у учащихся начальных классов изучение интеллектуального развития показало негативную тенденцию в развитии.
(в 2007 г. только у 23,3% обучающихся высокий и средний уровень развития, в 2008 г – у 38,9%, в 2009 г. – у 32,3%)
- у обучающихся 4 – 7 классов ГИТ выявил тоже низкий результат.
(в 2007 г. у 48,7% обучающихся низкий уровень инт. развития, в 2008 г. – у 35,3%, в 2009 г. – 52,4%)
- у обучающихся 8 – 11 классов ШТУР выявил положительную динамику.
(если в 2007 – у 55% обучающихся выявили низкий уровень УР, то в 2008г – у 46,9%, в 2009 г. – у 35,1% )
Такие результаты позволяют сделать вывод:
Серьезное внимание надо уделить повышению учебной т.е. познавательной мотивации к учению. Мы считаем, что повышение уровня познавательной активности приведет к развитию познавательных процессов. Выбор темы следующего шага эксперимента Формирование индивидуальных способов самообразования поможет решить эту проблему.
Следующим шагом психологического сопровождения видим в разработке и реализации составленного мною Проекта «Психологическое здоровье как основа благоприятного и комфортного обучения и личностного развития» (на сумму 100 тыс. руб), который предусматривает использование психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных программ, основанных на инновационных технологиях. Учитывая, что сегодня каждый обучающийся – грамотный пользователь компьютером, может самостоятельно провести самодиагностику и при этом важное значение будет иметь личностный мотив запроса на психокоррекционные, психопрофилактические занятия, что обеспечит результативность.
Обобщенные результаты мониторинга представлены в таблицах, по которым можно отметить общие тенденции в развитии детей и обучающихся.
На этапе приема детей в школу позитивные тенденции в развитии наблюдаются по параметрам:
- уровень развития познавательных процессов.
- уровень готовности к школьному обучению.
Отслеживание динамики развития обучающихся по параметру Уровень психологического здоровья показало в основном положительные тенденции в развитии по критериям:
- позитивное самоощущение, позитивное восприятие окружающего мира.
- высокий уровень развития рефлексии, т.е. знание своих личностных качеств, проблем и ресурсов.
- наличие стремления улучшить качества основных видов деятельности.
- успешное прохождение возрастных кризисов.
- адаптированность к социуму.
Отслеживание уровня познавательной активности показало, что у обучающихся
- положительное отношение к учению.
- но преобладает внешняя мотивация.
По критерию Уровень развития познавательных процессов получили следующие результаты:
- у учащихся начальных классов изучение интеллектуального развития показало негативную тенденцию в развитии.
(в 2007 г. только у 23,3% обучающихся высокий и средний уровень развития, в 2008 г – у 38,9%, в 2009 г. – у 32,3%)
- у обучающихся 4 – 7 классов ГИТ выявил тоже низкий результат.
(в 2007 г. у 48,7% обучающихся низкий уровень инт. развития, в 2008 г. – у 35,3%, в 2009 г. – 52,4%)
- у обучающихся 8 – 11 классов ШТУР выявил положительную динамику.
(если в 2007 – у 55% обучающихся выявили низкий уровень УР, то в 2008г – у 46,9%, в 2009 г. – у 35,1% )
Такие результаты позволяют сделать вывод:
Серьезное внимание надо уделить повышению учебной т.е. познавательной мотивации к учению. Мы считаем, что повышение уровня познавательной активности приведет к развитию познавательных процессов. Выбор темы следующего шага эксперимента Формирование индивидуальных способов самообразования поможет решить эту проблему.
Следующим шагом психологического сопровождения видим в разработке и реализации составленного мною Проекта «Психологическое здоровье как основа благоприятного и комфортного обучения и личностного развития» (на сумму 100 тыс. руб), который предусматривает использование психодиагностических, психопрофилактических, психокоррекционных программ, основанных на инновационных технологиях. Учитывая, что сегодня каждый обучающийся – грамотный пользователь компьютером, может самостоятельно провести самодиагностику и при этом важное значение будет иметь личностный мотив запроса на психокоррекционные, психопрофилактические занятия, что обеспечит результативность.
15