Конспект урока по теме: Гидролиз солей, водородный показатель рН
Предмет: химия Класс: 10 Учитель: Абдракова М. Б. Дата:
Тема урока: Гидролиз солей. Водородный показатель (рН)
Цель урока: формирование знаний о гидролизе солей.
Задачи урока: а) образовательные: дать понятие о гидролизе солей; углубить знания учащихся о растворении веществ в воде – сложном процессе, сформировать навыки составления уравнений процесса гидролиза, научить определять реакцию среды растворов различных солей;
б) развивающие: развивать критическое мышление, память, способность к анализу и синтезу;
в) воспитательные: формировать навыки самоконтроля и работы в группе; способствовать формированию ответственного отношения к учению.
Критерии успешности знать: что такое гидролиз, состав солей, реакцию среды, водородный показатель; уметь: записывать уравнения гидролиза солей в ионной и молекулярной форме
Тип урока Урок обучения умениям и навыкам
Форма урока Комбинированный
Ресурсы Учебник «Химия»10кл., тетради, слайды, пробирки, хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат алюминия, фенолфталеин, лакмус, пипетки, стикеры,
Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационый момент
Приём
«Отсроченная отгадка» 2
3 Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание коллаборативной среды.
Предлагает разгадать кроссворд, ключевое слово – тема нашего урока. Целью этого задания является повторение через самостоятельную работу основных понятий, без которых изучение данной темы невозможно (Слайд с готовыми ответами)
Сообщение темы и целей урока. Готовятся к уроку.
Выполняют упражнение, делятся на группы.
Вписывают правильные ответы на листах с кроссвордом. Самооценивание.
Вызов
Приём
«Да – нет »
3 1. При взаимодействии соли с водой протекает реакция гидролиза
2. В растворе накапливаются ионы водорода (Н+), поэтому реакция среды щелочная
3. Азотная, серная, соляная кислоты – сильные электролиты
4. Соли сильных оснований и сильных кислот гидролизу не подвергаются
5. В растворах FeCl3, ZnSO4 лакмус синеет
6. Соли слабых оснований и слабых кислот подвергаются полному гидролизу
7. NaOH, KOH, Ca(OH)2 – cлабые основания
8. В щелочной среде концентрация ионов водорода меньше концентрации гидроксид-ионов: [H+]<[OH-]=10-7моль/л, pH>79. Фенолфталеин в кислой среде приобретает малиновый цвет
10 . Растворы, в которых концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов одинаковы [H+] = [OH-] = 10-7 моль/л, pH=7, называются нейтральными Да
Нет
Да
Да
Нет
Да
Нет
Да
Нет
Да
Оценивание «Большой палец»
Осмысление
20 Презентация новой темы
Обменное взаимодействие ионов растворенной соли с молекулами воды, приводящее к образованию слабодиссоциирующих продуктов (молекул слабых кислот или оснований, анионов кислых или катионов основных солей) и сопровождающееся изменение рН-среды, называется гидролизом. Рассмотрим гидролиз солей следующих основных типов:
1. Соли сильного основания и сильной кислоты (например, KBr, NаNО3) при растворении в воде не гидролизуются, и раствор соли имеет нейтральную реакцию.
2. Цианид калия КСN-cоль сильного основания КОН и cлабой одноосновной кислоты НСN.
СN- + Н2О НСN + ОН-
КСN + Н2ОНСN +КОН
В результате гидролиза в растворе появляется некоторый избыток ионов ОН- , поэтому раствор КСN имеет щелочную реакцию (pH>7).
3. Сульфат цинка ZnSО4 - соль слабого многокислотного основания Zn(ОН)2 и сильной кислоты Н2SО4.
В этом случае катионы Zn2+ связывают гидроксильные ионы воды, образуя катионы основной соли ZnОН+. Образование молекул Zn(ОН)2 не происходит, так как ионы ZnОН+ диссоциируют гораздо труднее, чем молекулы Zn(ОН)2. В обычных условиях гидролиз идет по первой ступени. Соль гидролизуется по катиону. Ионно-молекулярное уравнение гидролиза:
Zn2+ + H2O ZnОН+ + Н+
или в молекулярной форме:
2ZnSО4 + 2H2O (ZnОН)2SО4 + Н2SО4
В растворе появляется избыток ионов водорода, поэтому раствор ZnSО4, имеет кислую реакцию (рН<7).
4. Соли слабого основания и слабой кислоты, например Аl2S3, Cr2S3, СН3СООNН4,(NН4)2СО3. При растворении в воде таких cолей образуются малодиссоциирующие кислота и основание:
СН3СООNН4 + Н2О СН3СООН + NН4ОН,
или в ионном виде:
СН3СОO- + NН4+ +Н2О СН3СООН + NН4ОН.
Реакция среды в растворах подобных солей зависит от силы кислоты и основания. Водные растворы таких солей могут иметь нейтральную, кислую или щелочную реакцию в зависимости от констант диссоциации образующихся
кислот и оснований.Так, при гидролизе СН3СООNН4 реакция раствора будет слабощелочной, поскольку константа диссоциации гидроксида аммония (К = 6,3∙10-5) несколько больше константы диссоциации уксусной кислоты (К= 1,75∙10-5).
Рассмотрим пример. При действии на раствор соли трехвалентного железа карбонатом натрия в осадок выпадает не карбонат железа, а его гидроксид, и выделяется газ. Объясните это явление.
Решение. Гидролиз солей сильных кислот (HCl, HNO3, HBr, Н2SО4) трехвалентного железа протекает по катиону, среда раствора соли кислая (рН<7). Гидолиз соли протекает в три ступени:
I. FeCl3 + HOH = FeOHCl2 + HCl
II. FeOHCl2 + HOH = Fe(OH)2Cl + HCl
III. Fe(OH)2Cl + HOH = Fe(OH)3 + HCl
Fe3+ + HOH = FeOH2+ + H+
FeOH2+ + HOH = Fe(OH)2+ + H+
Fe(OH)2+ + HOH = Fe(OH)3 + H+
Гидролиз карбоната натрия как соли, образованной сильным основанием (NaOH) и слабой кислотой (H2CO3), протекает по аниону в две ступени. Среда раствора соли – щелочная (рН>7).
I. Na2CO3 + HOH = NaHCO3 + NaOH
II. NaHCO3 + HOH = NaOH + CO2 + H2O
CO32- + HOH = ОН- + HCO3-
HCO3- + HOH = ОН- + H2CO3
При действии на раствор соли трехвалентного железа карбонатом натрия равновесие гидролиза обоих солей смещается вправо, в сторону образования продуктов гидролиза. Это объясняется тем, что кислая среда, образующаяся в результате гидролиза солей железа, нейтрализуется щелочной средой, образованной гидролизом карбоната. Поэтому гидролиз идет дальше.
Уравнение совместного гидролиза:
2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 3CO2 + + 6NaCl
2Fe3+ + 6Сl- + 6Na+ + 3CO32- + 3H2O =
= 2Fe(OH)3 + 3CO2 + 6Na+ + 6Сl-
2Fe3+ + 3CO32- + 3H2O = 2Fe(OH)3 + 3CO2
При гидролизе солей следует помнить, что степень самого гидролиза зависит от силы кислоты и основания. Чем слабее кислота и основание, которые образуют соль, тем быстрее и эффективней происходит гидролиз. Внимательно слушают, записывают определения и уравнения гидролиза в тетрадь.
Закрепление
10 Что такое гидролиз солей?
Какие соли подвергаются гидролизу при растворении в воде? Почему изменяется окраска индикатора в растворах этих солей? Какие ионы влияют на изменение окраски индикатора?
Какие соли не подвергаются гидролизу?
Лабораторная работа № 2 «Гидролиз солей»
Цель: научиться определять реакцию среды различных солей с помощью индикаторов.
Реактивы и оборудование: пробирки, пипетки, лакмус, фенолфталеин, растворы хлорида натрия, карбоната натрия и сульфата алюминия.
Выполнение опыта:
1. В три пробирки налейте по 1 мл растворов хлорида натрия- NaCl, карбоната натрия- Na2CO3 и сульфата алюминия- Al2(SO4)3. Проверьте, как изменится цвет лакмусовой бумажки в растворах.
2. Добавьте в пробирки по одной капле фенолфталеина. Что наблюдаете? Результаты наблюдения запишите в таблицу:
Раствор соли Лакмус Фенолфталеин Фенолфталеин
NaCl Na2CO3 Al2(SO4)3 3. Составьте уравнения реакций протекания гидролиза. Сделайте вывод.
Показывает слайд с готовыми ответами.
Вывод:1. NaCl – cоль, образованная сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергается, среда нейтральная (рН=7).
2. Na2CO3- соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, среда щелочная (рН>7)
Na2CO3 + HOH = NaHCO3 + NaOH
CO32- + HOH = ОН- + HCO3-
NaHCO3 + HOH = NaOH + CO2 + H2O
HCO3- + HOH = ОН- + H2CO3
3. Al2(SO4)3 - соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, среда кислая (рН<7)
Al3+ + HOH = AlOH2+ + H +
AlOH2+ + HOH = Al(OH)2 + + H +
Al(OH)2 + + HOH = Al(OH)3 + H +
Отмечают на готовых бланках
Выполняют опыты, записывают в тетрадях свои наблюдения, уравнения гидролиза и делают выводы по работе.
Взаимооценивание
«Две звезды и одно пожелание»
Рефлексия Прием «Рюкзак» 3 Каждый ученик фиксируют успех, приводя конкретный пример:
я научился …
я запомнил …
я разобрался …
я узнал…
я смог…
я выполнял задания… Домашнее задание 1 п. 3.4, 3.5 с. 77-83
(учащиеся получают задание
на отдельных листах ) (Приложение) Запись в дневниках
Итоги урока 3 учитель подводит итоги урока, оценивает и благодарит учащихся за активную и творческую работу, акцентирует внимание на главных моментах и выводах, сделанных по уроку. Т и О –эссе «Значение гидролиза, протекающих в живых организмах»
Приложение. Домашнее задание.
(учащиеся получают задание на отдельных листах).
1. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формула соли
Молекулярно-ионное уравнение
а) KNO2; 1) S2−+H2O↔HS−+OH−;
б) Fe(NO3)3; 2) NO2−+H2O↔HNO2+OH−;
в) Na2S; 3) 6H2O+Al2S3↔2Al(OH)3+3H2S;
г) Al2S3. 4) Fe3++H2O↔FeOH2++H+;
5) Al3++H2O↔AlOH2++H+;
6) NO3−+H2O↔HNO3+OH−.
2.Установите соответствие между формулами двух солей и способностью к гидролизу соответственно.
Формулы солей
Способность к гидролизу
а) Na2CO3, NaCl; 1) Гидролиз по катиону, гидролиз по аниону;
б) CuSO4, K2S; 2) Гидролиз по аниону, не гидролизуется;
в) LiNO3, Na2SiO3; 3) Гидролиз по катиону, не гидролизуется;
г) KCN, AlCl3. 4) Гидролиз по аниону, гидролиз по катиону;
5) Не гидролизуется, гидролиз по катиону;
6) Не гидролизуется, гидролиз по аниону.
3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза.
Формулы солей
Реакция среды
а) K2SO4, Na2SO3; 1) Кислая, щелочная;
б) CH3COONa, KNO2; 2) Нейтральная, кислая;
в) LiNO3, ZnCl2; 3) Нейтральная, щелочная;
г) (NH4)2SO4, C17H35COOK. 4) Щелочная, щелочная;
5) Кислая, кислая;
6) Щелочная, кислая.