ПРОЕКТ «Модель современной развивающей предметно-пространственной среды в ДУ в соответствии с ФГОС»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49»
ПРОЕКТ
«Модель современной развивающей предметно-пространственной среды в ДУ в соответствии с ФГОС»
разработали воспитатели:
Казакова Т.В.
Воеводина Н.М.
в рамках педагогического совета
«Развивающая образовательная среда как система
условий социализации и индивидуализации детей»
Заведующий МАДОУ
«Детский сад № 49» ------------С.В.Яковлева
г. Березники, 2017г.
1. Актуальность: В настоящее время, когда все дошкольное образование находится под флагом ФГОС, актуальной темой для воспитателей является соответствие профессиональному стандарту педагога и требования ФГОС ДО к реализации ООП ДО.
ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна изменяться среда, в которой ребенок развивается. На основании ООП ДО «От рождения до школы» по редакцией Н.Е.Вераксе, мы знаем, что РППС должна быть:
Содержательно-насыщенной, развиваемой;
Трансформируемой;
Полифункциональной;
Вариативной;
Доступной.
Трансформируемость пространства- одно из требований ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно также. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенка.
2. Этапы работы по созданию РППС.
2.1. На первом этапе мы изучили нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Министерства Росси от 17.10.2013г. № 1155 « Об утверждении ФГОС ДО».
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 6112 « О психологопедагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Санитарно-эпидемологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций № 26 от 15.05.2013г.
ФГОС ДО.
Образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Таким образом, при создании РППС ДУ необходимо произвести изменения в соответствии ФГОС ДО по требованию трансформируемости.
2.2. Вторым этапом работы стал мониторинг РППС на соответствие требованию трансформируемости. Были разработаны карты самооценки с конкретными индикаторами, характеризующими качество РППС.
По результатам самооценки РППС сделали следующие выводы:
Недостаточно материалов и атрибутов легкой трансформации среды детьми (стеллажи, корзины, контейнеры, наличие предметов для продуктивной деятельности).
Отсутствие мест для самостоятельного экспонирования детских работ.
Таким образом, был выявлен ряд проблем:
В неполной степени реализуются требования к трансформируемости пространства, а именно: недостаточно современного интерактивного оборудования;
Не всегда возможно преобразование пространства в зависимости образовательной среды;
Отсутствие мягких игровых модулей для использования детьми в организации своего пространства.
Исходя из проведенного анализа РППС ДОУ и для решения выявленных проблем нами был разработан проект «Модель современной РППС в ДУ в соответствии с ФГОС», определены цели, задачи, содержание деятельности и мероприятия в рамках реализации проекта, распределены обязанности участников образовательного процесса.
Цель: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с требованиями трансформируемости.
Задачи проекта:
Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
Организовать мобильную полифункциональную развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.
Разработать рекомендации по созданию трансформируемых предметов с учетом возрастных особенностей детей.
Сроки реализации проекта: 1 год ( с 1.03.2017 по 1.03.2018гг)
План реализации проекта:
№ Мероприятия
Работа с администрацией Сроки Работа с родителями Сроки Работа педагога Сроки
1 Приобрести корзины с ручками большие и маленькие В течение года Пополнить уголок «Ряженья» атрибутами: юбочками, косыночками, жилетками, фартуками В течение года Анализировать и вносить изменения в среду в соответствии с комплексно-тематическим планом. В течение года
2 Книги и иллюстрации по изучаемой литературе, программе. Участие в конкурсе по изготовлению нестандартного оборудования в уголке ФИЗО. Систематически проводить работу по изменению среды, продумывать планирование и фиксировать в документации педагога. 3 Мягкие модули. 4 Расписной столик для книжного уголка; мягконабивных кукол (25-30 см.) Ожидаемые результаты реализации проекта:
Анализируя всю информацию, которая была получена после мониторинга, принималось решение о приобретении оборудования, пособий, игрушек, книг, мягких модулей, мягконабивных кукол, интерактивного оборудования.
В ходе реализации проекта «Модель современной РППС в ДУ в соответствии с ФГОС» был получен следующий результат: составлен план по изменению развивающей среды. К созданию предметной среды привлечены родители, которые пополнили уголок «Ряженья» атрибутами ( фартуками, жилетками, юбками, косынками, шапочками), изготовили нестандартное оборудование ( султанчики, флажки, платочки, шапочки-маски, массажные дорожки), что помогает налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество создаваемой среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желание посещать детский сад.
В дальнейшем мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главным критерием при этом являются творчество, талант и фантазия.