День воинской славы России. «8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией.
УТВЕРЖДАЮ
Командир 1 роты
Гут В.С.
«___»_________2016 г.
План проведения воспитательного мероприятия в 1 роте.
Тема: День воинской славы России. «8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией. Герои войны 1812 года» в рамках направления «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека».
Планируемые результаты: формирование и развитие у суворовцев чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе, воспитание у суворовцев чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.
Место проведения: расположение.
Материальное обеспечение: ноутбук, фотоаппарат.
Ресурсная база: интернет-статьи, презентация, видеофильмы.
Ход занятия:
Этап Действия
преподавателя Действия
суворовцев
УУД
Стадия
вызова Каждый живущий на Земле человек оставляет свой след, они разные, эти следы: оставленные талантом, широтой души человека, милосердием, любовью к Родине, готовностью пожертвовать жизнью ради Отчизны, мужеством, храбростью и отвагой. Именно такими были герои Отечественной войны 1812 года. И именно им посвящается наше путешествие по страницам истории России.
Зачитываю:
...Вам не видать таких сражений!Носились знамена как тени,В дыму огонь блестел,Звучал булат, картечь визжала,Рука бойцов колоть устала,И ядрам пролетать мешалаГора кровавых тел.Изведал враг в тот день немало,Что значит русский бой удалый,Наш рукопашный бой!..Земля тряслась как наши груди;Смешались в кучу кони, люди,И залпы тысячи орудий,Слились в протяжный вой.
Так описывал М.В. Лермонтов Бородинский бой - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями, которое произошло 8 сентября (26 августа) 1812 года у села Бородино (в 124 километрах западнее Москвы). Именно здесь развернулась битва, которую назвали «битвой гигантов».
Какие же гиганты в ней участвовали? (Россия и Франция – две великие страны, Кутузов и Наполеон – два великих полководца).
Бородинское сражение – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю», – такую высокую оценку русскому воинству дал М.И. Кутузов. Слушают рассказ педагога.
Отвечают на вопрос.
Слушают рассказ педагога. Личностное УУД: воспитание у суворовцев чувства патриотизма, готовности к защите Отечества.
Стадия осмысления К началу сражения в русской армии было 120 тысяч человек и 640 орудий. Французская армия насчитывала 130-135 тысяч человек и 587 орудий.
Демонстрация видеофильма о Бородинском сражении.
По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твердо, как и в начале сражения.
Зачитываю:
И там схватились исполины, И воздух рделся и горел. Кто вам опишет эту сечу, Там гром орудий, стон долин? Со всей Европой эту встречу Мог русский выдержать один.Ф. Глинка
Русские потеряли в Бородинской битве 44 тысяч человек, французы и их союзники — свыше 58 тысяч человек. За Бородино Кутузов получил чин генерал-фельдмаршала и 100 тысяч рублей. Багратиону царь пожаловал 50 тысяч рублей. За участие в Бородинской битве каждому солдату было выдано по 5 серебряных рублей.
Как вы думаете, в чем заключался главный результат Бородинской битвы? (Главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне).Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Но все они и простые солдаты, и генералы достойные славы и достойные называться «Отечества достойные сыны».
Зачитываю:
Страшись, о рать иноплеменных!России двинулись сыны;Восстал и стар, и млад;Летят на дерзновенных,Сердца их мщеньем зажжены.
Назовите имена героев войны 1812 года.
Михаил Илларионович Кутузов – величайшая личность в истории. Русский полководец, дипломат, светлейший князь Смоленский, Главнокомандующий русской армией, генерал-фельдмаршал, достойный сын своего Отечества. Род Голенищевых – Кутузовых известен еще со времен Александра Невского. М.И.Кутузов сражался под руководством П.А. Румянцева, А.В. Суворова, участник русско-турецких войн 18 века, отличился при штурме Измаила, в одном из сражений он потерял глаз. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Одна из главных черт Кутузова – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым». Другой чертой была хитрость. «Старый лис Севера», – называл его Наполеон. В нём сочетались мудрость и талант полководца, верность долгу и армии, простота и скромность, знание и понимание чувств простых людей, его глубокая вера в патриотизм русского народа, искренность и правдивость. Кутузов отличался осторожностью, военной хитростью, проницательностью. Суворов говорил о нем: «Хитер, хитер! Умен, умен! Никто его не обманет». Даже Наполеон называл его «старым лисом».
Зачитываю:
Герой под сединами!Как юный ратник, вихрь и дождь,И труд он делит с нами.О, сколь с израненным челом,Пред строем он прекрасен!И сколь он хладен пред врагомИ сколь врагу ужасен!
Петр Иванович Багратион - князь, русский генерал. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой войне 1787–1791 гг. и Польской кампании 1793–1794 гг., в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова. Как военачальника его отличали умение быстро ориентироваться в сложной боевой обстановке, смелость и неожиданность решений, настойчивость в их осуществлении. Проявлял особую заботу о солдатах, об их здоровье и быте. Пользовался чрезвычайной популярностью в армии и в российском обществе.
Михаил Богданович Барклай-де-Толли - русский генерал фельдмаршал, князь, полководец, полный кавалер ордена Святого Георгия. Происходил из старинного шотландского рода. В боях отличался храбростью и хладнокровием. Особенно прославился в период наполеоновских войн, за семь лет, пройдя путь от генерал-майора до фельдмаршала. В Бородинском сражении он командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. Очевидцы утверждают, что генерал Барклай в этой битве намеренно подставлялся под огонь врага, не в силах выносить молчаливое осуждение армии и общества, ведь именно Барклай приказал после вторжения Наполеона в 1812 году отступать вглубь России, чтобы сберечь армию. До Бородино войска отказывались приветствовать Барклая, считая его главным виновником поражений. Передают, что в день битвы под ним убито и ранено пять лошадей. А.С. Пушкин называл Кутузова «завершителем» разгрома наполеоновского нашествия, а «зачинателем» этого разгрома считал Барклая-де-Толли. Ему он посвятил своё стихотворение «Полководец».
Алексей Петрович Ермолов. В ходе Бородинской битвы он находился непосредственно при Кутузове. По его поручению он восстановил обороноспособность Курганной батареи Раевского – центр русской позиции. В самый драматический момент сражения при Бородино Ермолов лично возглавил контратаку батальона Уфимского полка и бригады егерей, отбил занятые французами позиции и удерживал их до подхода дивизии генерала Лихачёва. А.П.Ермолов был одним из первых русских военачальников, кто оценил значение партизанской войны.
Факт нахождения Наполеона в сердце России, в Москве, усилил боль, негодование всего народа и вызвал подъем патриотических чувств. Желание наказать непрошеных завоевателей заставили крестьян взяться за оружие, а то и просто за вилы, топоры, косы и направить их против врага. Поднялась «дубина народной войны». Эту войну справедливо можно назвать всенародной. В борьбе с французами принимала участие не только русская армия, но и мирное население, вступившее в ополчение и партизанские отряды. Наполеон не был готов к такой войне, он называл ее «войной не по правилам» и упрекал в этом Кутузова. Хочу рассказать вам об одной из героинь народной войны.
Васили́са Ко́жина — русская крестьянка, участница Отечественной войны 1812 года. Во время Отечественной войны, помогая мужчинам, несколько раз участвовала в конвоировании захваченных ими пленных французов в город Сычёвка и однажды убила косой строптивого пленного офицера.
В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появилась заметка «Старостиха Василиса» (зачитываю):
«Один здешний купец, ездивший недавно из любопытства в Москву и её окрестности, рассказывает следующий анекдот, которого он был свидетелем. Староста одной деревни Сычёвского уезда повёл партию пленных в город. В его отсутствие крестьяне привели ещё несколько человек французов, захваченных ими, и отдали их старостихе своей Василисе для отправления куда следует. Василиса собрала крестьян, села верхом на лошадь, взяла в руки косу и, разъезжая вокруг пленных, кричала важным голосом: „Ну, злодеи французы! Во фрунт! Ступай, марш!“ Один из пленных офицеров, раздражён будучи, что женщина вздумала повелевать им, не послушался её. Василиса немедленно ударила его косою по голове, он упал мёртвый к ногам её, и она вскричала: „Всем вам, ворам, собакам, будет то же, кто только чуть-чуть зашевелится! Уж я двадцати семи таким вашим озорникам сорвала головы! Марш в город!»
Позже о Василисе Кожиной писали как о деятельнице партизанского движения, которая организовала в Сычёвском уезде отряд из подростков и женщин, охранявший селения и наносивший большой урон французам. Рассказывалось также, что за подвиг Василиса Кожина была удостоена медали и денежного пособия. В 1813 году художник Александр Смирнов написал портрет Василисы Кожиной, у которой на левом лацкане салопа можно разглядеть медаль. Портрет экспонировался в Государственном историческом музее в Москве, при этом под картиной имелась подпись: «Партизан 1812 года. Большую сделала для России пользу. Награждена медалью и денежной премией — 500 рублей».
Демонстрация видеофильма о героях войны 1812 года. Слушают рассказ педагога.
Смотрят видеофильм.
Слушают рассказ педагога.
Отвечают на вопрос, рассуждают.
Слушают рассказ педагога.
Называют имена героев и кратко рассказывают о них.
Слушают рассказ педагога в сопровождении слайдов презентации.
Смотрят видеофильм. Личностное УУД: формирование и развитие у суворовцев чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе.
Рефлексия От этих славных событий нас отделяет более двух веков, и сегодня в 21 веке мы вспоминаем героев этой войны.
Зачитываю:
Память вечная вам, братья!Рать младая к вам объятьяПростирает в глубь земли:Нашу Русь вы нам спасли;В свой черед мы грудью встанем,В свой черед мы вас помянем!В.А. Жуковский
Сегодня мы с вами обратились к славному и сложному прошлому нашего народа, нашей Родины, узнали имена великих людей, не щадивших себя в борьбе с врагом. Мне хочется, чтобы память о них вы сохранили в своих сердцах…
Какие чувства вы испытывали, когда смотрели видеофильмы и слушали рассказы о героях войны 1812 года? Что помогло им стать героями?
Отечественная война 1812 г. показала не только военную и духовную мощь русского народа, но и выявила талантливых полководцев, которые являются образцом патриотизма и военной выучки. Великие люди говорили, что «Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего». Бородинскому сражению более 200 лет, но (зачитываю): «Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своей спасли Отечество…». Словами великого полководца России М.И.Кутузова мы заканчиваем наше занятие. Слушают рассказ педагога.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Слушают рассказ педагога.
Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.
Воспитатель 1 роты Калинин А.М.
Педагог-организатор 1 роты Кварталова Т.А.
5.09.2016 г.