Литературный проект Герои романа Война и мир Л.Н.Толстого
Тема урока:
«Герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
Цель урока: формирование представлений о героях романа,
проблематике и особенностями композиции;
(повышение заинтересованности учащихся в прочтении произведения)
Оборудование: мультимедийный литературный проект «Герои романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
Предварительная подготовка: домашнее задание создание раздела литературного проекта по выбору (см Приложение «Визитная карточка»)
Ход урока
I.Организационный момент
1. Сообщение о теме урока
2. Представление Визитной карточки проекта «Герои романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
II. Работа в условиях проекта
Повторение. Предварительное знакомство с романом.
«Исторический комментарий» - ученики работают со схемой «Исторический комментарий к созданию романа» (Приложение №1)
1857 – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них
1825 – Невольно от настоящего перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя
1812 – Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 года
1805 – Мне совестно писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама
Вывод : Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856 годов и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 года, и героем романа стал русский народ.
Слово учителя: В ходе предварительного знакомства с романом нами обозначена проблематика романа.
«Проблематика романа» (Приложение) Выступления учеников.
- военные события
1. Военные неудачи 1805-1806 гг;
2.Роль отдельных личностей в военных событиях и в истории (М. Кутузов
и Наполеон);
3. Великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны
1812 года
- Актуальные вопросы 60-х годов 19 века
1. Роль дворянства в государстве (Болконские, Ростовы, Василий Курагин, Безуховы);
2.Личность истинного гражданина Родины (Андрей Болконский, Пьер Безухов);
3.Эмансипация женщин (Наташа Ростова, Мария Болконская, Элен Безухова)
4 Значительные события общественной и политической жизни страны
( бунт богучаровских крестьян, возмущения городских ремесленников, преобразования в деревне Пьера Безухова, законотворческая деятельность Сперанского).
«Смысл названия романа»
«мир» - это не только мирная жизнь, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди (Люди «мира» Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов)
«война» - разъединение людей (Курагин, наполеон, Александр 1)
??? В чём особенности жанра произведения Л.Толстого?
Слово учителя: Итак, нами обозначены основные сюжетные линии, проблематика, жанр произведения. Мы правильно решили на предыдущих уроках, что невозможно решение каких-либо проблем без героев. Вспомним эпиграф к нашей 1 встрече с романом (предложить ребятам зачитать из лекции)
«Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого ребёнка до последней вспышки умирающего старика, все горести и радости, - всё есть в этой картине».
Эпиграф сегодняшней встречи «Я старался писать историю народа». Всего более 500 литературных образов задействовано в романе
Кто же этот народ? Вы сделали свой выбор в ходе подготовки проекта. (Приложение №3)
Работа с текстом романа. Работа с текстом 1 главы.
Выступления учеников.
Салон А.П.Шерер –
·Знакомство с героями в чёткой последовательности:
-Срывание масок с героев (фрейлина Шерер, министр Князь Василий Курагин, Элен, Ипполит);
-«чужие» в гостиной (Андрей Болконский, Пьер Безухов);
-роль русского языка в жизни героев.
?? В какой последовательности представлены герои?
Василий Курагин – важное лицо в государстве. Задание. Зачитать несколько фраз относительно Курагина. (Важно-снисходительный, хитрый и насквозь фальшивый.)
Анна Павловна Шерер. Задание. Зачитать несколько отрывков. (Анна Павловна «угощала» своих гостей иностранцами, сервировала виконта Отметить артистичность фрейлины. – плоское лицо, значительный вид, изысканные манеры – и тоже фальшь.)
Ипполит, Элен. (Характеристика героев. Примеры из текста)
?? Кто был чужим в этой гостиной – Пьер – зачитать отрывок. Пьер был неуклюж и уже поэтому совсем неуместен в гостиной Анны Павловны.
-И последним вошёл в гостиную Андрей Болконский.
?? Обратите внимание на обилие французского языка? Зачем?
2. Литературные мультимедийные проекты учеников. (Приложение №4)
«Нормы жизни представителей высшего общества»
?? Кто из представленных вами герое вызывает у вас симпатию, уважение?
Слово учителя. Вечер у Анны Павловны сменяется кутежами Долохова. Далее нас знакомят с семьёй Ростовых, Болконских.
«Ростовы». Выступление ученицы.
- комментарий учителя. ?? Ты бы хотела быть Наташей Ростовой?
«Болконские»
-комментарий учителя.
Слово учителя. И в салоне А.Шерер, и у Ростовых, и у Болконских и у постели умирающего графа постоянно ведутся разговоры О Наполеоне. Как вы думаете почему?
«Наполеон» - выступление ученика.
«Кутузов» - выступление ученика.
Мы познакомились с героями романа, с которыми пройдём через всё произведение. Нами обозначена проблематика романа. Но кто же главный герой,? По словам Л.Н.Толстого – русский народ. А это уже другой проект. К которому мы подойдём уже следующем уроке. уроке.
Д.З. Тема след урока «Изображение войны 1805-1806года». Задания в индивидуальном порядке по выбору.
III.Экспересс-контроль Электронный тест.
1. Оценки за урок: оценка за выступления учеников, оценка за подготовленные проекты, оценка за тест. Можно вывести среднее арифметическое.
Методические рекомендации к уроку
Чтение романа Л.Н.Толстого. Предложить прочитать на лето перед началом учебного года.
За 2 недели перед изучением романа предложить на выбор темы литературных медиапроектов. Желательно 100% участие учеников в подготовке проектов.
К уроку прилагается копилка для учеников и учителя.
Литература к уроку
Л.Лебединская. Живые герои. Детская литература. М., 1982
С.Бочаров Роман Толстого «Война и мир».- Мю, 1987г
Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»,-Л., 1978.»
Интернет-ресурс «Л.Н.Толстой»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОКАЛАМИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Северо-Енисейский район
ГЕРОИ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
Урок – проект ИКТ
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 10 класс
Зуева Людмила Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
Новая Калами
Апрель, 2009
15