Статья по дошкольной педагогике на тему Развитие образности речи средствами художественной литературы у дошкольников.


«Развитие образности речи средствами художественной литературы у старшего дошкольного возраста»
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Развивая речь детей дошкольного возраста, педагоги ставят перед собой задачу формирования умений не только правильно говорить, но и научить детей чувствовать красоту родного языка и органично пользоваться его богатствами. Поэтому, одной из актуальных проблем развития речи детей дошкольного возраста является формирование образной речи детей. Это очень сложный и творческий процесс. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно лишь обогатить память дошкольника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия, образности.
Развитие образной речи, по мнению ученых (Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова и других) является важным звеном в общей системе речевой работы и имеет огромное значение для развития связной речи. У истоков детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, педагоги и психологи А.В. Запорожец, Е.А. Флёрина, Ф.А. Сохин, Н.А. Ветлугина, их идеи и данные исследований их учеников и единомышленников (Л.А. Парамоновой, Н.И. Поддъякова, О.С. Ушаковой, Г.А. Тумановой).
К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал важность речевого общения: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…Родной язык учит многому…Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменение, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка…Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность к выражению своих мыслей, к чутью, веру в творческие силы».
К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал важность речевого общения: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…Родной язык учит многому…Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменение, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка…Язык, созданный народом, развивает в духе ребенка способность к выражению своих мыслей, к чутью, веру в творческие силы». Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед детьми в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его – пословицы, загадки, сказки – они не только слышат, но и повторяют и усваивают их.
Однако в настоящее время жанры детской литературы не в полной мере используются в работе с детьми дошкольного возраста. Многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения, встречающиеся в пословицах и поговорках, недоступны детям или, не понимая их смысла и не умея его объяснить, упускают важные смысловые оттенки в работе по развитию образной речи дошкольников. А богатейшая сокровищница русского языка – народная сказка, как и малые формы фольклора, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого мыслительного и творческого восприятия сказки.
Образность речи - это высокий уровень речевой культуры, который включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Основным содержанием работы на занятиях по развитию образной речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи.В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей.
Особая роль художественной литературы в формировании образной речи на современном этапе, когда речь все чаще выполняет деловую функцию и становится неэмоциональной, теряя индивидуальность, живость, непосредственность.
Воспитывать интерес к языковому богатству, развивать понимание разнообразных средств художественной выразительности необходимо с самого раннего возраста. Дошкольников необходимо знакомить с разными жанрами литературных произведения, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; вводить их в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей.
Список использованной литературы
1.Бахвалова, Н.И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008.
2. Колунова Л. А. Работа над словом в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста. //Дис. канд. пед. наук. — М.: 1993. — 173с.
3. Урсу, Н. М. Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора / Н. М. Урсу // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф.
(г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013.
4.Ушинский, К.Д. Родное слово. Изб.пед. Соч. М., 1968
5. Шадрина, Л.Г., Фомина, Е.П. Развиваем связную речь. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.