Статья — Развитие личности и речи дошкольника средствами арт-терапии
Развитие личности и речи дошкольника средствами арт-терапии.
Автор: учитель-логопед МБДОУ № 264 Еремина В.В.
Внутренний мир ребенка с речевыми нарушениями сложен. Как помочь таким детям гармонично развиваться? Найти ответ на данный вопрос узким специалистам нашего дошкольного образовательного учреждения помогают проведимые нами коррекционно-развивающие занятия с использованием техник арт-терапии.
Арт-терапию как термин ввел в употребление Адриан Хилл в 1938 году. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем занятиям искусством. Позже она возникла в контексте теоритических идей К.Г. Юнга, впоследствии дополненных К. Роджерсом и А. Маслоу. Они определяли этот термин как концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности. Творческая деятельность ребенка является, по их всеобщему мнению, важным элементом всего развития в целом.
Арт-терапевтических техник много. Это изотерапия, библиотерапия, имаготерапия, музыкальная терапия, вокалотерапия, кинезетерапия. Все эти техники объединяет одна общая цель - они служат инструментом для изучения чувств, событий, для развития межличностных навыков и отношений, работают на укрепление самооценки и уверенности в себе, гармонизуют эмоциональное настояние.
Дети очень любят исполнять "роли", особенно роль воспитателя или логопеда, но у детей, в отличие от взрослых, существует теснейшая связь телесного и духовного. Взрослый постоянно контролирует свои аффекты. Ребенок же мгновенно демонстрирует свои чувства. Поэтому и в своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития и совершенствования.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее обширный терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии (с нарушениями речи, аутичными, с проблемами в эмоционально-личностном развитии, с задержкой психического развития и др.) Это становится особенно актуально в настоящее время, когда очень остро стоит проблема развития инклюзивного образования.
Наиболее сензитивным периодом для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками с проблемами в развитии является возраст 6-7 лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные способности в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования вышеперечисленных методик. Стоит отметить, что в отдельных случаях работа в таком направлении может проводиться и в более раннем возрасте.
Для реализации задач и основных направлений коррекционно-развивающих занятий, запланированных специалистами нашего дошкольного учреждения в " арт-терапевтической" группе при помощи диагностики нами были отобраны дети с речевыми нарушениями, имеющими недостатки эмоционально-волевой сферы. На психологическом уровне это проявляется в несформированности у детей самосознания, завышенной самооценки, наличием негативных черт характера, таких как агрессивность, вспыльчивость, негативизм. Некоторые дети, напротив, имели заниженную самооценку, замкнутость, что также отрицательно влияло на процесс речевой активности и коммуникации в целом. Поэтому все занятия имеют коммуникативную направленность. Общение в искустве не только через создаваемый образ, но и по поводу его создания.Особенно ярко это проявляется, когда творчество носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласования идей, замыслов, способов реализации. При этом следует помнить о целесообразности, действенности и значимости применения этих способов и методов в индивидуальной работе с детьми.
В нашей практической деятельности мы стараемся уделять внимание всему разнообразию арт-терапевтических методик, но как показал опыт, наиболее воспринимаемыми и близкими нашим детям являются: арттерапия и сказкотерапия.
В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария. Так же развивается абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Таким образом стимулируется работа мозга, что способствует познавательной активности. Помимо этого развивается чувственно-двигательная координация, так как сам процесс изображения требует согласованного участия многих психических функций. Развивается тонкая моторика пальцев рук, графо-моторные навыки, умение правильно и логично выстраивать сюжетную линию. устанавливать причинно-следственные связи.
Сказкотерапия - это метод, позволяющий использовать сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, инициативности речи, выразительности и эмоциональной её окрашенности, "управления" голосоподачей и голосоведением, расширением сознания, совершенствованием взаимодействия с окружающими.
Используемые нами техники способствуют активации невербальной экспрессии, в зависимости от личностных особенностей. дети сами корректируют свои эмоции выбирая те или иные способы творчества.
Таким образом, вся творческая деятельность ребенка, в каком направлении она бы не велась, является основополагающим, незаменимым звеном его полноценного всестороннего развития. Ведь создавая свои работы ребенку не важен результат, его интересует процесс творчества, от которого он получает удовольствие.
Литература:
1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2008.
2. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. - М.: Издательство "Гном и Д", 2005.
3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у деетй дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2004.