План – конспект урока музыки Тема: «Что роднит музыку и изобразительное искусство?» Учитель –Кирющенко Ю.Г


МАОУ Новоселезнёвская СОШ






План – конспект урока музыки


Тема: «Что роднит музыку и изобразительное искусство?»




Учитель –Кирющенко Ю.Г.



Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Содержание: Жизнь – единственный источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.
 
Цель: выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
 
Задачи:
- раскрыть особенности понятий «живописная музыка»
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
Музыкальный материал: пьеса «Баба Яга», пьеса «Прогулка» М. Мусоргского, песня «Я рисую» (Муз. Александра Ермолова, сл. Сергея Золотухина)
Оборудование: портрет М. Мусоргского, , CD-диск, репродукция картин В. Гартмана, наглядный материал (термины, понятия).
ХОД УРОКА
I этап. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим видом искусства. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к уроку:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
С каким же искусством тесно связана музыка? Что помогло вам правильно определить вид искусства? (ответы детей)
Совершенно верно. Слова цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве. Но тема нашего урока звучит с вопросом, на который мы постараемся в конце урока ответить. Слайд1
Тема: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета.
 
2этап. Повторение пройденного материала.
И предлагаю я вам начать с самого простого – вспомнить какие жанры есть в изобразительном искусстве. А теперь проверим ваши ответы:

Слайд2

Чтобы рисовать свои картины, художнику нужны различные цвета, вспомните. Какие?
Да вы правы, но кроме основных цветов, сколько есть разных оттенков. И в музыке тоже есть свои краски, особенные музыкальные, с помощью которых композиторы создают свои произведения. Давайте их вспомним-
Темп
Регистр
Динамика
Лад
Тембр.
-А теперь проверим, правильно ли вы все их назвали?
Слайд 2
3этап. Изучение нового материала.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развиваясь, соприкасались не менее тесно, чем музыка и литература. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет. Давайте поиграем и в этом убедимся.
Сейчас прозвучит музыка, которая нарисует чей-то портрет. А вот чей, вам нужно узнать. Кто это обычные люди, наши современники, или персонаж сказки?
СЛУШАНИЕ: пьеса «Баба-Яга» М Мусоргского
Наводящие вопросы:
В каком характере звучит музыка?
Какой характер у этого незнакомца?
-Давайте обратимся к словарю эстетических эмоций и подберём подходящие слова для определения характера музыки:
ТАИНСТВЕННО, ЗЛО, РЕЗКО, ЛАСКОВО, ГРОЗНО, МЯГКО, СТРЕМИТЕЛЬНО,
3 О каком персонаже она рассказывает?
Вы правы это Баба-яга, М Мусоргского, эту музыкальную картинку, как и многие другие, композитор написал под воздействием впечатления от выставки рисунков своего друга художника Гартмана. Свой музыкальный альбом он так и назвал -«Картинки с выставки».
На эту картинку его вдохновила работа художника: « Избушка на курьих ножках. Баба-яга» – (слайд)
-Теперь посмотрите на другую работу художника: «Богатырские ворота в Киеве», и представьте, какое произведение написал бы композитор?
- Какие эпитеты вы бы использовали для его характеристики? ( работа со словарём, примерные ответы детей: ВЕЛИЧЕСТВЕННО, ТОРЖЕСТВЕННО, СЕРЬЁЗНО) прослушайте его, совпадает ли ваше представление? Что нового вы услышали для себя?
_ его начало напоминает гимн, оно звучит героически, мужественно) Правильно, наша история всегда славилась такими людьми. Много таких богатырей и сейчас в нашей жизни, благодаря которым она полна цвета, света, радости. Именно об этом поётся в песне, которую мы разучим с вами «Мир, который нужен мне» - А теперь послушайте её: (включаю запись песенки) какой характер у этой песни?
Вы абсолютно правы, эта песенка весёлая, лёгкая, светлая. Работа над песней по принципу эхо
Ваше домашнее задание будет нарисовать иллюстрацию к новой песне. Что вы изобразите в своих работах? (радугу, солнце, весну, праздник) А почему вы так легко всё это представили?
Вывод: Потому, что музыку и изобразительное искусство роднит наша жизнь, в музыке есть изобразительность.


Подведение итогов урока (оценки)




 














15