Что роднит музыку с литературой
УРОК № 1
МОУ СОШ №7
Конспект урока музыки в 5 классе по учебнику «Музыка» Г.П.Сергеевой,
Е. Д. Критской.
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».
Подготовила
учитель музыки:
Щёголева Л.В.
С.Стародубское, Будённовского района
2015 год
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой».
Цель: Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.
Задачи урока:
формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;
развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;
выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;
развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;
учить находить взаимосвязь искусства и жизни;
учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;
уметь сравнивать музыкальные произведения
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.
Музыкальный материал:
М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».
Ход урока.
I. Организационная часть.
Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний.
На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?
- Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.
- А почему?
- Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока.
- Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.
- Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока: «Что роднит музыку с литературой».
Планирование деятельности.
- А теперь давайте составим план, работы на уроке.
(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).
- Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?
План урока: (Слайд №5)
Выяснить, что общего между музыкой и литературой.
Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.
Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.
Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.
Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.
Проблема: «Нужна ли музыке литература?»
- Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)
- Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.
Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)
Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.
Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.
Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.
Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.
Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
- Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.
- Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)
- Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Правильно, давайте исполним песню (исполнение)
- Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?
- П.И. Чайковский.
- Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)
Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».
Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.
III. Осмысление и закрепление знаний.
На следующем слайде (Слайд №12) вы видите стихотворение Н. Кукольника «Жаворонок», выразительно прочтите его. - Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы?
Чтение стихотворения.
Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.
- М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.
Слушание.
- Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.
- Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.
Ответы учащихся: – Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.
- Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)
- Да.
- Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.
Ответы учащихся: – Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…
- Какой напрашивается вывод?
Ответы учащихся: - Все виды искусств: музыка, литература и живопись тесно взаимосвязаны и имеют очень много общего.
- А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.
- Сделайте вывод по уроку.
Ответы учащихся:
В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.
IV. Подведение итогов.
- Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
- Как вы оцениваете свои знания?
(самооценка, взаимооценка)