«Артикуляция и интонация как носитель смысла в музыке»

Открытый урок


Урок инструментального ансамбля 5-7кл. Преподаватель Хозберг Т.В.

Ученика: Шишовой Дарины, Нуждина Тимура, Ренпенинг Лоты, Белых Кристины.
Царук Миши, Аксенов Павла, Будишевского Ильи, Ренпенинга Вовы.

Основными методами работы являются наглядные, практические и творческие.

формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности
пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа,
формирование художественного вкуса.
Тема урока: «Артикуляция и интонация как носитель смысла в музыке».

Задачи: (обучающая) совершенствовать игру в ансамбле, с учетом отработки штрихов.
(познавательная) расширить кругозор в области познания музыкальных штрихов.
Развивать критическое мышление в оценивании друг друга (анализ).
формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности. (динамика, штрихи)
пробуждение интереса к творческому музицированию
развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа)

Оборудование: Сборники нот, музыкальный словарик, таблицы гамм, компьютер, метроном, тюнер, пюпитры.

Ход урока.
1 Организационный момент. Приветствие. Настройка. (Комплемент и пожелание друг другу)

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока. Артикуляция, интонация. Понятие звуковедение тесно связано с понятием артикуляции, интонации. Важным артикуляционным приемом является цезура. Цензурность это система разделительных обозначений:
А) паузы (частные, мелкие разделительные и более крупные, общие, вплоть до генеральных);
Б) дыхание (может быть общим, индивидуальным, цепным, и по фразам);
В) снятие – укороченные

3. Ознакомление с новым материалом. Новые понятия. Упражнение на дыхание, расслабление амбушюра и активизации языка.
Атака - жесткая, мягкая. «Тррр..» «Ту-ту» «Ду-ду»

Артикуляция в разговорной речи (скороговорки), литературной и музыкальной речи.
4. Домашние заготовки, штрихи в муз литературе. ( Кукушка Швейцарская народная песенка, Вальс-шутка Шостакович.

Акцент, кульминация. ( Подготовлено Белых К. Вопрос для ребят. Как меняется смысл музыки с заменой штрихов?) Обсуждение, диалог.
Мартеле Легато - (показываю пример) Ит.н.п. Будишевский И.
Вибрато, фрулято Ренпенинг В. Вопрос для ребят: В какой музыке применяется фрулято?
Нон легато – Нуждин Т. Бах Менуэт. Рассуждение о старинной музыке.
5. Отработка штрихов по партиям.
Музыка объединяет во все времена и в этом её современность, её ценность.
Импровизация штриховая - смысловая. (Ребята применяют новые штрихи в своих сочинениях-импровиз. Объем попевок ч.5

6. Физминутка (Дежурный )Новые упражнения на расслабление плечевого пояса.
7 Интересное: (ноутбук) 500 флейтистов, 5летние флейтист играет на джаз фл., Бас-фл.(Швецкий квартет), 1фл и 2исполнителя

8. Обобщение и оценивание. (Китайская пословица) Как вы поняли название урока. Закрепление терминов звучавших в течение урока. Позитивный итог и рекомендации к разучиванию дома.

9. Домашнее задание: Смелее применять новые штрихи в импровизации. Отработать артикуляцию в произведении «Кукушка» швейцарская народная песня, «Вальс-шутка» Д.Шостакович отработать интонацию.
15