Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Ударение»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: «Ударение»
( слайд 2)
Цели урока: ( слайд 3)

1. Закрепить ранее изученный материал о делении слов на слоги.
Используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.
Продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.
Работать над усвоением норм литературного ударения.
Учить логическому мышлению, умению делать выводы при решении орфографических и лексических задач. (слайд 4)

Ход урока.
Повторение пройденного.
Фронтальный опрос:
- Сколько в слове слогов? От чего зависит их количество?
Разделите слова на слоги: ( слайд 5)
Рос-си-я, ро-ди-на , страна, от-чиз-на , о-те-чест-во.


Как называются слова, близкие по своему значению?
С одним из слов составьте словосочетание, разберите его.


Придумайте предложение, в котором одно из слов было бы обращением.
Игра «Определите количество слогов»! Запишите их количество цифрой на узкой полоске (цифровой диктант): ( слайд 6)


Ты родился в России.

Здесь твоя Родина.

Только здесь небо

родное, деревья родные,

родная трава.

Родина начинается с детства.

(К.Паустовский)
( слайд 7 – проверка цифрового диктанта)

2. Работа по теме урока.

Запись темы на доске и в тетрадях.

Внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему Сережа оказался в смешном положении?
Заболел Сергей. Лежит в постели и думает: «Хочется поскорей в школу вернуться. Нужно сейчас лекарство принять». Он берет бутылку с лекарством и читает: «Три раза ij день по столовой ложке. После приема пищи». Выпил Сергей лекарство и запищал. Вбежала мама и спрашивает: «Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?» «Я лекарство принял, а там написано: после приема пищи». Мама рассмеялась; «Эх ты, глупышка! Ведь ты неверно прочел. Здесь написано: «Три раза в день после приема пищи», то есть после завтрака, обеда и ужина». И Сережа сразу вспомнил, что...
Как вы думаете, о чем?

Попробуем сделать вывод, что такое ударение.

Далее класс работает с предложением:
Ударение произнесение одного из слогов с большей силой.( слайд 8)

Нужно:
дать характеристику предложению;
найти в нем грамматическую основу; 3) задать вопросы по предложению;
4) обозначить орфограмму-пробел.
Запишите словосочетания, расставьте ударения в одинаково звучащих словах. ( слайд 9)

Пропасть между скалами пропасть без следа;
плачу от боли плачу добром;
вымыли полы полы пальто;
длинная дорога Родина мне дорога.
Солнце село село за рекой.

- В данных случаях ударение подсказывает нам смысл. Запоминанию правильного ударения в некоторых словах помогает отгадывание загадок с пропуском загаданного слова: рифма подсказывает правильное ударение. Отгадайте загадки, запишите нужное слово, поставьте в нём ударение.
( Слайд 10)

1) На бахче у нас растет, Как разрежешь он течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Называется (арбуз).


Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива, Называется (крапива).



3) Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я (фарфор).
( слайд 11)


Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу смог,
в ней бывает картотека, специальный (каталог).

Буквы-значки,
Как бойцы на парад.
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё(алфавит)

- Как образовалось слово алфавит?
Оно составлено из названий двух букв греческого алфавита: альфа и вита (бета). Слову алфавит соответствует слово азбука, которое составлено из названий двух первых букв славянского алфавита: аз и буки.
- Очень велика смыслоразличительная роль ударения , и в этом вы убедитесь. Отгадав следующие загадки.
( слайд12)
1) Я травянистое растение
с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение, |
и превращаюсь я в конфету.
(Ирис ирис.)
( слайд13)
I) Я сборник карт: от ударения
зависят два моих значения:
захочешь превращусь в название
блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас атлас.)
(слайд14)

Мы для пильщика подставка,
мы для кучера сиденье.
Но попробуй-ка, поставь-ка
нам другое ударение
осторожней будешь с нами:
забодаем мы рогами!
(Козлы козлы.)


- Рассказывая о роли ударения в слове, можете использовать и стихотворение Я.Козловского:

( слайд 15)
Облака уже красны,
смотрят сосны:
лихо прыгают козлы
через козлы.
Крикнул филин: «Я сего
не одобрю дела
Ну-ка, марш, козлы, в село,
Солнце село».
Учитывая смыслоразличительную роль ударения , давайте решим задачу: сколько слов здесь записано? Почему?
Прочитайте их правильно. Объясните , чем отличаются их значения? Составьте словосочетания:
( слайд16)
Мука, хлопок, пропасть, трусить, избегать, вычитать.

- Прочитайте вслух, отмечая в выделенных словах ударение. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких только изменяет их форму (падеж, число и т. д.):


I) В классе вымыли полы. Сергей вычистил полы пальто.
2) Столяр сделал книжные полки. По дороге день и ночь двигались вооруженные полки
3) Он уже кончил школу. Старый мостик был уже нового.
4) Открыты все окна. Я стою у окна.
5) Собрались директора всех школ города. Учителя собрались в кабинете директор
. 6) Я мою руки. Дай мою книжку


А сейчас в группе однокоренных слов выделите корень и расположите их одно за другим так, чтобы ударение падало на первый, второй и т. д. слоги.
( слайд 17)

молодежь дорогой переносит
молод дорого носит
молоденький дороже носить
помолодел дороговатый переносной


Выполните подобное задание из учебника (упр 337).

Характерной чертой русского ударения является его разноместность и подвижность (понял понят поняла).
Встречаются и слова, имеющие варианты с разными ударениями.

Послушайте стихотворение-шутку В. Громова.

Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог
Как говорить вернее творог?!
А может правильней творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,
Лицо, как роза, расцвело.
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог...
А как спросить: «Почем творог?»
А может, правильнее творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка.
Но дядя дольше всех стоит
И сам с собою говорит:
«Н-да, я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок...
Но как же все-таки творог,
А может, правильнее творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило... творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродана уже!»
творог творог



- Задача: найдите в стихотворениях слова с двойным ударением.
( слайд 18)

Комбайнер жатвою пропах,
Он раньше птиц на старте.
Могучий полевой размах
Вошел в его характер.
(В. Шевелева).
Комбайнер-комбайнёр: традиционные варианты.




И. вдруг он понял: вот с кем он прожил
Все эти годы странствий и обманов
. Вот чьи он фотографии возил
На дне пустых дорожных чемоданов. (К. Симонов).



Он прожил жизнь,
Не разъезжал по свету,
Не знал он, где кончался
Брянский лес.
(А. Твардовский). прожил прожил



А сейчас мы проведем с вам орфоэпический диктант и постараемся запомнить, на какой слог падает ударение в этих словах.( Показываю слова, записанные на карточках, с выделенной ударной гласной , дети читают их хором)
Каким одним словом, но с разной постановкой ударения в нём , можно назвать эти предметы:
Козлы козлы, полки полки, замок замок, атлас атлас (показать рисунки).

Игра «Проверь себя»: вызванному ученику показываю карточку с записанным на нём словом,
в котором не поставлено ударение, он произносит слово. Переворачиваю карточку и показываю это же слово с поставленным знаком ударения.

Сутолока, библиотека, средство, фарфор, километр, каталог, цыган, документ, жаворонок, ненависть, случай, столяр, магазин, процент.

Почему не рифмуются последние слова в следующих двустишиях:

Рожь мы пишем с мягким знаком, С этим я давно знаком.

Уродились густые хлеба, Будет много душистого хлеба.

А теперь послушаем пластинку с весёлым уроком « Радионяни» - она называется «Ударение»
В заключение урока читаем § 36.
· Подведение итогов урока .
15