Урок.Планирование.А.С.Пушкин.Пролог к поэме Руслан и Людмила У лукоморья дуб зеленый…
Урок литературы в 5 классе.
Учитель: Мироненко С. В.
Учебник: Литература (под редакцией В. Я. Коровиной и др.)
Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
Цели и задачи урока:
обучающие : расширить представления учащихся о личности А.С.Пушкина; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила», с литературными понятиями «поэма», «строфа», показать своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»;
развивающие: развивать образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; творческое воображение, речь учащихся; формировать навык самостоятельного осознанного чтения; поисковой деятельности.
Воспитательные : воспитывать у учащихся интерес к творчеству А. С. Пушкина, к чтению художественных произведений, приобщать к национальным истокам русской литературы.
Оборудование:
Портреты А.С.Пушкина.
Видеофрагменты из мультфильма «У лукоморья…»
Ноутбук, проектор.
Грамзапись увертюры к поэме «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Грамзапись пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Выставка рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина.
Ход урока
Организационный этап. ( Определение настроения учащихся.)
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
1.Беседа по вопросам:
-Что такое сказка?
-На какие группы делятся сказки?
-Какую сказку называют народной? Какие народные сказки вы знаете?
-Есть ли конкретный автор у народной сказки?
-А знаете ли вы сказки, у которых есть автор?
-Каких сказочников вы знаете?
2. Установите логическую связь между автором и сказкой:
Г. Х.Андерсен «Сказка о рыбаке и рыбке»
С. Я. Маршак «Чипполино»
Братья Гримм «Доктор Айболит»
Дж. Родари «Беляночка и Розочка»
К. Чуковский «Снежная королева»
А.Толстой «Приключение Буратино»
А. С.Пушкин «Двенадцать месяцев»
-Сделайте вывод: чем различаются народная и литературная сказки?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя:
-Скажите, чей портрет перед вами? Какие впечатления у вас возникают с именем А.С.Пушкина? Как вы считаете, какими чертами характера он обладает?
2. Интерактивное упражнение – «Ассоциации»: напишите эпитеты, характеризующие изображенного человека.
Объявление темы и определение задач урока учащимися и учителем.
1. Слушание сообщений учащихся о жизни А. С. Пушкина (домашнее задание).
2. Проверка знаний учащихся:
-Закончите фразу (предложение):
- А.С.Пушкин родился в... году.
- Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….
- Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….
- Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….
- Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….
- Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы….
- Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!
3. Литературная разминка.
- Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации?
1) Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок и до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордашку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…
2) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
3) Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною дворянкой столбовою…
4) Не видать милого друга!
Только видит, вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля…
5) Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
6) Росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
4.Физкультминутка.
5. Беседа по рисункам детей к сказкам А. С Пушкина.
- Ребята, на доске ваши рисунки к сказкам А.С.Пушкина.
-Какие сказки А. С. Пушкина здесь представлены?
- Каких сказочных героев вы чаще всего изображали на своих рисунках?
- Какие персонажи вам удалось изобразить лучше других?
-Давайте же вслед за Пушкиным воскликнем: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
6. Слово учителя.
-Источником сказок Пушкина стал русский фольклор, которым его познакомила няня - Арина Родионовна. Сюжеты народных сказок Пушкин использовал для создания своих. Язык пушкинских сказок близок к народному: простой и быстрый, без длинных описаний и сложных оборотов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром легко и просто и вместе с тем так глубоко и ёмко высказывать свои мысли и чувства поэтическим слогом. Сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.
Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». ( Знакомство с понятием «поэма», «строфа» по Краткому словарю литературоведческих терминов учебника.)
-Это удивительное произведение восприняли с восторгом современники автора.
(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).
Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений. Пролог к поэме начинается словами: «У лукоморья…» Что такое «лукоморье»? Кто знает?
7.Выступление учащегося с проектом «Лукоморье».
Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян – заповедное место на краю мира. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук ( для стрельбы), излучина ( реки), лукавить ( изворачиваться), лука ( седла).
8.Словарная работа.- Почему А. С. Пушкин употребляет слова «златая», «песнь», «брег», «чредой»? (Во времена Пушкина употреблялись данные формы слов).
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)
- Как вы понимаете выражение «неведомые дорожки»? ( Те, которые никто не знает, не ведает) - Что означает слово «дол»? ( Как бы противоположность лесу, но это и не горы, пространство без деревьев - долина.) - Как вы понимаете слова «видений полны»? - Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) - Что значит слово «пленяет»? (Берет в плен). - Кто сможет объяснить значение слова « тужит»? (Грустит) - А «чахнет»? (Сохнет).
9. Прослушивание в записи «У лукоморья дуб зеленый…» ( с демонстрацией иллюстраций).
10.Аналитическая беседа:
- Ваши впечатления? Понравилось? Чем?
-Какой персонаж занимает центральное место в прологе?
-Кого на Руси называли витязем?
-Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А.С. Пушкиным?
-Какие чудеса и герои вас удивили?
-Каким вы представили себе лукоморье?
- В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?
11.Слово учителя.
-Поэма «Руслан и Людмила» вдохновила на написание одноименной оперы композитора Михаила Глинку. ( Прослушивание фрагмента увертюры к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила»).
-Какие сказочные сюжеты открылись вам в музыке?
-Какие чувства она вызывает?
-Каких героев вы представляете в музыкальных образах?
-Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру А.С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме «Руслан и Людмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долголетия. А всякое дерево питают корни. Корни – это наша история, наша народная культура и фольклор. Чем больше дорожит человек этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, но мы продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.
IV. Рефлексия учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке я узнал (а)…
-Мне было интересно, потому что…
-Было сложно, потому что…
-Я понял (а), что…
-Я сделал (а) вывод о том, что...
Домашнее задание:
1.Прослушать актерское исполнение «У лукоморья…», выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила».
2.Выполнить задания № 3,4 раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
3.Творческое задание: найти признаки сказки в прологе к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» ( по желанию учащихся).
Всем спасибо, урок окончен.
Урок литературы в 5 классе.
Учитель: Мироненко С. В.
Учебник: Литература (под редакцией В. Я. Коровиной и др.)
Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
Цели и задачи урока:
обучающие – расширить представления учащихся о личности А.С.Пушкина; познакомить с вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с литературными понятиями «поэма», «строфа», показать своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»;
развивающие – развивать образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; творческое воображение, речь учащихся; формировать навык самостоятельного осознанного чтения; поисковой деятельности.
воспитательные - воспитывать у учащихся интерес к творчеству А. С. Пушкина, к чтению художественных произведений, приобщение к национальным истокам русской литературы.
Оборудование:
Портреты А.С.Пушкина.
Видеофрагменты из мультфильма «У лукоморья…»
Ноутбук, проектор.
Грамзапись увертюры к поэме «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Грамзапись вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Выставка рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина.
Ход урока
Организационный этап. ( Определение настроения учащихся.)
II. Актуализация опорных знаний учащихся:
1.Беседа по вопросам:
-Что такое сказка?
-На какие группы делятся сказки?
-Какую сказку называют народной? Какие народные сказки вы знаете?
-Есть ли конкретный автор у народной сказки?
-А знаете ли вы сказки, у которых есть автор?
-Каких сказочников вы знаете?
2. Установите логическую связь между автором и сказкой:
Г. Х.Андерсен «Сказка о рыбаке и рыбке»
С. Я. Маршак «Чипполино»
Братья Гримм «Доктор Айболит»
Дж. Родари «Беляночка и Розочка»
К. Чуковский «Снежная королева»
А.Толстой «Приключение Буратино»
А. С.Пушкин «Двенадцать месяцев»
-Сделайте вывод: чем различаются народная и литературная сказки?
III. Работа по теме урока.
Слово учителя:
-Скажите, чей портрет перед вами? Какие впечатления у вас возникают с именем А.С.Пушкина? ( Интерактивное упражнение – «Ассоциации»).
Объявление темы и определение задач урока учащимися и учителем.
1. Слушание сообщений учащихся о жизни А. С. Пушкина (домашнее задание).
2. Проверка знаний учащихся:
-Закончите фразу (предложение):
- А.С.Пушкин родился в... году.
- Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….
- Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….
- Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….
- Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….
- Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы….
- Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!
3. Литературная разминка.
- Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации?
1) Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок и до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордашку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…
2) В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
3) Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною дворянкой столбовою…
4) Не видать милого друга!
Только видит, вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля…
5) Ох, дети, дети!
Горе мне! Попались в сети
Оба наши сокола!
6) Росла, росла,
Поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
4. Беседа по рисункам детей к сказкам А. С Пушкина.
- Ребята, на доске ваши рисунки к сказкам А.С.Пушкина.
-Какие сказки А. С. Пушкина здесь представлены?
- Каких сказочных героев вы чаще всего изображали на своих рисунках?
- Какие персонажи вам удалось изобразить лучше других?
-Давайте же вслед за Пушкиным воскликнем: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»
5. Слово учителя.
-Источником сказок Пушкина стал русский фольклор, которым его познакомила няня - Арина Родионовна. Сюжеты народных сказок Пушкин использовал для создания своих. Язык пушкинских сказок близок к народному: простой и быстрый, без длинных описаний и сложных оборотов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром легко и просто и вместе с тем так глубоко и ёмко высказывать свои мысли и чувства поэтическим слогом. Сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.
Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». ( Знакомство с понятием «поэма», «строфа» по Краткому словарю литературоведческих терминов учебника.)
-Это удивительное произведение восприняли с восторгом современники автора.
(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).
Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений. Пролог к поэме начинается словами: «У лукоморья…» Что такое «лукоморье»? Кто знает?
6.Выступление учащегося с проектом «Лукоморье».
Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян – заповедное место на краю мира. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук ( для стрельбы), излучина ( реки), лукавить ( изворачиваться), лука ( седла).
7.Словарная работа.- Почему А. С. Пушкин употребляет слова «златая», «песнь», «брег», «чредой»? (Во времена Пушкина употреблялись данные формы слов)
Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)
- Как вы понимаете выражение неведомые дорожки? ( Те, которые никто не знает, не ведает) - Что означает слово «дол»? (Как бы противоположность лесу, но это и не горы). - Что же это? (Пространство без деревьев - долина.) - Как вы понимаете слова «видений полны»? - Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) - Что значит слово «пленяет»? (Берет в плен). - Кто сможет объяснить значение слова « тужит»? (Грустит) - А чахнет? (Сохнет).
8. Прослушивание в записи «У лукоморья дуб зеленый…» ( с демонстрацией иллюстраций).
9.Аналитическая беседа:
- Ваши впечатления? Понравилось? Чем?
-Какой персонаж занимает центральное место в прологе?
-Кого на Руси называли витязем?
-Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А.С. Пушкиным?
-Какие чудеса и герои вас удивили?
-Каким вы представили себе лукоморье?
- В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?
10.Слово учителя.
-Поэма «Руслан и Людмила» вдохновила на написание одноименной оперы композитора Михаила Глинку. ( Прослушивание фрагмента увертюры к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила»).
Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру А.С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме «Руслан и Людмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долголетия. А всякое дерево питают корни. Корни – это наша история, наша народная культура и фольклор. Чем больше дорожит человек этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, но мы продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.
IV. Рефлексия учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке я узнал (а)…
-Мне было интересно, потому что…
-Было сложно, потому что…
-Я понял (а), что…
-Я сделал (а) вывод о том, что...
Домашнее задание:
1.Прослушать актерское исполнение «У лукоморья…», выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила».
2.Выполнить задания № 3,4 раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
3.Творческое задание: найти признаки сказки в прологе к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» ( по желанию).
Всем спасибо, урок окончен.