Технологическая карта урока геометрии Признаки параллельности прямых
Технологическая карта изучения темы
Учитель/Школа
Попова Марина Геннадьевна / МБОУ г. Иркутска СОШ №50
Предмет
геометрия
Класс
7
Тип урока
урок открытия нового знания
Технология построения урока
проблемно-диалогическая
Тема
Признаки параллельности прямых
Цель
создание условий для овладения обучающимися знаниями об углах, образованных при пересечении двух прямых третьей-секущей, признаки параллельности прямых, способов построения параллельных прямых
Основные термины, понятия
Углы: накрест лежащие, односторонние, соответственные; признак, теорема.
Планируемый результат
Предметные умения
- Знать:
- углы, образованные при пересечении двух прямых третьей;
- определение параллельных прямых;
- формулировки признаков параллельных прямых
- Уметь:-
- распознавать и изображать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей;
- применять признаки параллельности прямых и понятия углов при решении задач.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Книгопечатная продукция
Геометрия 7-9;учебник.А.С. Атанесян; В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадамцев и др.
Т.М.Мищенко: «Тематическое и поурочное планирование по геометрии. 7 класс». Изд. «Экзамен». М: 2004г.
Н.Ф. Гаврилова «Поурочные разработки по геометрии. 7 класс». Изд.: Москва, «ВАКО»-2010г.
Е.М. Рабинович, «Задачи и упражнения на готовых чертежах», Геометрия 7-9 класс. Изд. М: «ИЛЕКСА», 2010г.
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
Карточки- задания и карточки рефлексии
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок геометрии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки.
Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", есть ли транспортир, линейка, карандаш.
- Почему это важно?
Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Актуализация знаний и пробное действие 10 мин
Предметные:
- правильно называть углы;
- знать определение параллельных прямых.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- выполнять анализ;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1)Проверка знаний об углах, образованных при пересечении двух прямых секущей с последующей самопроверкой.
Заполнение заранее приготовленных карточек по готовым чертежам.
Указать Указать
накрест лежащие односторонние
1)Учащиеся заполняют заготовленные карточки, устно дают понятие углов: накрест лежащих, односторонних и соответственных. Проводят самопроверку по слайду №1.
Накрест лежащие Односторонние
D и P C и P
C и S D и S
N и T N и Х
E и Х E и T
Постановка учебной проблемы
Постановка учебной проблемы
Предметные:
- выполнять построения прямых и уметь определять углы.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
Повторим: какие прямые называются параллельными?
Какая прямая называется секущей?
Учитель показывает слайд №2.
Говорит: «Я вижу, что рельсы пересекутся, но я знаю, что рельсы параллельны. Докажите, что рельсы параллельны.»
Вопрос остался открытым.
Тогда учитель предлагает вторую задачу:
При пересечении двух прямых а и в третьей прямой с, образуется восемь углов. Четыре из которых равны 80°, а другие четыре- 100
·. Следует ли отсюда, что прямые а и в параллельны? (Ответ: нет, не следует)
Обучающиеся высказывают свои предположения. Сталкиваются с незнанием. И в доказательстве параллельности рельс, мало вероятно, что кто-либо из учащихся будет использовать шпалу как секущую. Задача останется недоказанной.
Задача переносится в тетради, тема урока не указывается.
В процессе решения учащиеся рассматривают два случая с помощью учителя.
Изменение углов при прямой а приводит к противоположному результату - а пересекается с в.
Примечание: построение выполнять с помощью транспортира.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?
- Какие условия (признаки) необходимы, чтобы две прямые были параллельными?
Опираясь на решение предыдущей задачи и знание углов, образованных при пересечении двух прямых третьей, выявите эти признаки.
Укажите признаки параллельности двух прямых.
Сформулируем и вместе запишем тему урока.:«Признаки параллельности прямых».
Выявление признаков параллельности прямых осуществляется в группах, состоящих их четырех учащихся соседних парт.
Обучающиеся пытаются это сделать, но обращают внимание на неточность высказываний.
- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
Выявленные признаки фиксируются.
1-й и 2-ой признак будет выявлен сразу, 3-й вызовет затруднение.
Открытие нового знания
Предметные:
- знать каждый признак;
-владеть понятиями: накрест лежащих, односторонних и соответственных углов;
-уметь классифицировать признаки и распознавать их;
-владеть математической записью;
- уметь выполнять построения;.
Итак, мы выявили три признака параллельности двух прямых, необходимо их записать. В каком виде удобнее? Может в виде таблицы?
Создание заполнение таблицы в тетрадях с помощью учителя.
Учащиеся выбирают таблицу.
Обучающиеся объясняют свой ответ тем, что так удобнее.
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
-оценивать содержание у сваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Теорема
Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны.
Если 1= 2, то а в
Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны.
Если 1= 2, то а в
Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180
·, то прямые параллельны.
Если 1+ 2=180
·, то а в
Графическая иллюстрация
Применение нового знания
Предметные:
- уметь применять изученные признаки для решения задач.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
После создания и заполнения таблицы, учитель предлагает самостоятельную работу (творческую).
1) Выдает листки нелинованной бумаги с начерченной на ней одной прямой. Дает пояснение и задание: построить прямую, параллельную начерченной.
Далее учитель разбирает одну из работ учащихся и обращает внимание на коррекцию построенной прямой.
2) Учитель предлагает учащимся решить задачу №190 по готовому чертежу учебника (рис.109)
Задача №186в (рис.106)
Обучающиеся под руководством учителя выполняют работу индивидуально. Используя для этого начерченную прямую, построенную ими и транспортир с линейкой.
Учащиеся высказывают свои предположения для выполнения задания с последующей записью решения задач учащимися у доски.
Рефлексия учебной деятельности
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
-Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Проверьте себя.
Попробуйте заполнить таблицу.
Работа в парах
- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале
Учитель оценивает работу на уроке и задает домашнее задание.
п.25; п.26; №186 а,б; №187
13 PAGE 141015
13 PAGE 141115
а
· в
прямые бывают
а || в
чтобы прямые были параллельны надо знать
не понял
понял, но ?
понял
Геометрия 1рельсы 1Геометрия 215