Открытый урок по русскому языку Сочинение-описание « Моя любимая игрушка» ( 5 класс)
План конспект открытого урока по русскому языку
Класс : 5
Тема: ( р/р) Сочинение-описание « Моя любимая игрушка»
Цель: подготовить учащихся к самостоятельному описанию игрушки.
Задачи:
- обучающие: 1.воспроизвести и закрепить знания учащихся о тексте
типа описания предмета;
2. сформировать умения выделять основные композиционные элементы текста;
-развивающие: 1.развивать творческие способности учащихся и самостоятельность суждений;
- воспитывающие : 1.вызвать у учащихся интерес к нашей истории, к нашим национальным истокам.
Оборудование:
-Запись на доске вспомогательных материалов к уроку;
- Грамзапись;
- Русские народные игрушки
Ход урока.
Орг.момент.
Слово учителя (объявляет тему и цель урока).
-Игрушка… Конечно, у каждого из вас есть игрушки, были и у нас взрослых. Ведь игрушки от слова играть- забавляться, резвится, развлекаться, проводить в каком-либо занятии, служащем для отдыха.
-Кто тот человек, кто создал первую игрушку, теперь, конечно, не выяснить. Но игрушка сопутствует человеку с древних времен. И у каждого народа- свои любимые игрушки, забавы.
- Но в одном мы можем быть уверены, что этот человек был добр, весел, жизнелюбив, талантлив. Ведь создать хорошую игрушку может только добрый человек.
- А можете ли вы сказать, в какие игрушки играли ваши предки? Хорошо. Знаете, в какие игрушки играли раньше на Руси? А ведь интересно узнать, как их создавали, какова их история.
3. (Грамзапись. Музыка.) -- Кто к нам скачет на лошади?
(заходят девочки в русско-народных костюмах с подносами, на которых игрушки : Матрешка, Ванька-встанька, глиняные свистульки)4.Учитель:
-- Заходите, гости дорогие. С чем вы к нам пожаловали? Ах, с игрушками! Расскажите нам о них, а мы послушаем и поудивляемся.
5.Рассказ детей про игрушки. ( Приложение.)
6.Учитель:
Интересно было вам послушать , ребята? Спасибо, гости дорогие. Игрушки ваши нам понравились. Оставьте их нам , пожалуйста.
А теперь давайте посмотрим, в какие игрушки играют современные дети. Достаньте игрушки, расскажите нам о ваших любимцах.
7. Рассказы детей об игрушках.
-( Откуда взялась игрушка, как она выглядит, почему вы ее любите, как играете с ней)
- Вот эти игрушки нам предстоит с вами описать)8. Учитель
- Давайте вспомним, какие стили речи вы знаете?
- В каком стиле мы будем описывать наши игрушки? (худ-ом)
- А какие типы речи вы знаете?
- Что значит описание? (вопрос КАКОЙ? В описании изображаются предметы, люди, животные, природа) -Повествование? ( Говорится о действиях и событиях: что было снвчала, потом, затем… и наконец)
-Рассуждение? ( Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Вопрос : ПОЧЕМУ?
-Название нашего сочинения «Моя любимая игрушка». Не просто игрушка, а любимая. А что значит слово ЛЮБИМЫЙ?
Дорогой единственный
неповторимый драгоценный
- Скажите, а заложена ли в формулировке темы сочинения его идея, основная тема? (Да. За описанием игрушки должен чувствоваться автор, его интерес. Ведь выбор игрушки не случаен) - В каком стиле должно быть выдержано описание?
- Представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазины, чтобы получить заказы.
( ЩЕНОК—МЯГКАЯ ИГРУШКА ИЗ ИСКУССТВЕННОГО МЕХА. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина 25 см, высота – 20 см. Цвет коричневый с белым. Неозвученная, с механическим заводом) -Соответствует ли данное описание нашей теме?
-А если про нашу зверюшку написать так:
(Приложение: текст №1)
- В каком стиле дано описание? Докажите.
- Найдем композиционные части.
-общее впечатление
- описание деталей
-оценка
9. Словарная работа (на доске слова)
Мета..ический забавная
Прекр..сная симпатич..наяЧуде..ная инт..реснаяЗанимательная автоматическая
Уд..вительная зав..днаяМеханическая оч..ровательная - Найдите слова нейтральные, те,которые несут оценку.
Ребята, каждому слову нужно найти свое место, иначе потеряется его значение и красота.
10.Слово учителя.
Обратите внимание на памятки, лежащие на столах. Они помогут начать работу над сочинением о своей любимой игрушке.
«Это игрушка очаровала меня сразу…»
«Моя маленькая смешная зверюшка, как бы я без тебя жила?!»
«Для меня было полной неожиданностью, когда в подарок я получила…»
«Я так давно мечтала об этой игрушке, что просто устала ждать. Но…»
«У меня есть маленький друг, которому я доверяю все свои тайны. Я хочу рассказать о нем»
11. Работа в черновиках.
Звучит музыка, учитель читает стихи-пожелание:
Хочу вам, дети, пожелать,
Писать сочинения только на»5».
Для этого нужно усердно учиться,
Ни в коем случае не лениться!
Знать написание многих слов,
Тогда к сочинению ты готов!
А чтобы добрым быть и счастливым,
Не обижайте игрушек любимых!
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
История матрешки
Каждый иностранец знает, что из России обязательно нужно привезти матрешку – удивительную игрушку с широкой русской душой. Уж так повелось. Да и у самих коренных жителей России, то есть у нас с вами, матрешка вызывает неподдельную национальную гордость. Вот только эта самая гордость не исключает совершенную неосведомленность о происхождении этой знаменитой на весь мир куклы. А знания об истории Матрешки необходимы каждому, чтобы не попасть впросак, когда очередной заграничный гость, знающий об этой кукле намного больше, не ткнет в детали происхождения русской деревянной красавицы. Вокруг матрешки и её возникновения ходят совершенно противоположные версии. По одной версии её привезли в Россию как уникальную игрушку из Японии, и потом она прижилась в России. По другой версии, наоборот, японские мастера утверждают, что идею такой чудо-игрушки завез им русский монах. Но как бы там ни было, матрешка стала символом России. Появление первой матрешки связано с русским меценатом Савой Мамонтовым. В конце 19 века он окружил себя русской интеллигенцией, загоревшись идеей сохранить и передать потомкам культуру и самобытность русского народа. Среди его друзей были самые знаменитые художники - Репин, Васнецов, Врубель, Малютин. Именно Сергей Малютин в 1891 году первым создал эскиз матрешки - игрушки, изображающей круглолицую крестьянку в сарафане, которая считается сегодня классической. Внутри этой игрушки располагались фигурки поменьше. Своему названию эта игрушка обязана популярному в конце 19 века имени Матрена, а ласково Матрешка. Имя означало с латинского «мать» или «почетная женщина». И дано было такое имя не случайно, так как матрёшка своими игрушками внутри символизировала продолжение жизни и плодородия. Производство настоящей деревянной матрешки – сложный и трудоёмкий процесс. Не каждая порода древесины подходит в качестве материала. Чаще всего используют мягкую и податливую липу. Деревья заготавливаются заранее и хранятся не один год, чтобы древесина достаточно хорошо высохла, но не пересушилась. Каждая куколка проходит 15 операций. Начинают процесс создания матрешки с самой крошечной, неразборной фигурки, которая будет прятаться в самой глубине игрушки. Количество кукол может достигать от пары до 60 штук и больше.
Вот как пишет Самуил Яковлевич Маршак об одной из любимых кукол детства ванька–встанька, неваляшке: Уснули телята, уснули цыплята, Не слышно веселых скворчат из гнезда. Один только мальчик — по имени Ванька, По прозвищу Встанька — не спит никогда. У Ваньки, у Встаньки — несчастные няньки: Начнут они Ваньку укладывать спать, А Ванька не хочет — приляжет и вскочит, Уляжется снова и встанет опять. Укроют его одеялом на вате — Во сне одеяло отбросит он прочь И снова, как прежде, стоит на кровати, Стоит на кровати ребенок всю ночь. Лечил его доктор из детской больницы. Больному сказал он такие слова: — Тебе, дорогой, потому не лежится, Что слишком легка у тебя голова!
История Ваньки-встаньки
В Россию куклы ванька-встанька пришли из Японии, а в Страну восходящего солнца – из Китая. Одна из таких игрушек – японская неваляшка Дарума – божок с «пустыми» глазами, приносящий удачу.
Принцип действия игрушки был заимствован русскими мастерами. Первые ваньки-встаньки появились на ярмарках в конце позапрошлого века. Это были изображения клоунов и купцов. Описание куклы ванька-встанька в то время характеризует типичного представителя сословия. Народ прозвал невиданные ранее изделия кувыркунами. Кувыркуны изготавливались из липы. Мастер вырезал две половинки, затем соединял их друг с другом, предварительно поместив в нижнюю часть неваляшки грузик. Готовая игрушка расписывалась, сушилась и покрывалась лаком. Иногда в неваляшку добавлялся бубенчик. Такая кукла использовалась в качестве погремушки.
Чем полезна неваляшка для детей? Ванька-встанька – игрушка, с которой ребёнок знакомится, как только научится сидеть. Кроха упражняется в различении звуков, получает представления о внешнем виде и разнообразии всего, что попадает в поле зрения, пытается называть предметы. А яркая, красочная кукла, которая к тому же не падает, вращается или танцует, заинтересовала не одно поколение детей.
«Свистунья»
В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. А затем на лодках привозили яркий самобытный товар в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминовения жителей Хлынова и Великого Устюга, погибших во время печальной битвы, вошедшей в историю города как Хлыновское побоище, когда «своя своих не познаша». В память об этом событии у Раздерихинского оврага был поставлен поминальный крест, а затем и часовня. После этого наступал разгульный веселый праздник, длившийся в течение трех дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки. Вот как описывает видевший этот праздник в 1811 году генерал Хитрово: «Жители города Вятки толпами собираются в сей день к небольшой деревянной часовне, где поют панихиды о упокоении душ своих соотечественников и родных, убиенных в тот день… Все утро посвящается молитве, а остальная часть сего достопримечательного дня — прогулке и увеселениям. Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и, стоя на валу, бросает глиняные шарики в ров. В честь оставшихся после сражения вдов продаются на тех местах куклы из глины, расписанные красками и позолоченные. Сей праздник называется в сем крае «свистопляска». Будучи очевидцем, вятский писатель В.В. Лебедев писал в «Вятских записках»: «Когда попадаешь на площадь и идешь среди свистящей толпы, кажется, что идешь по воздуху. У всех смеющиеся и какие-то дерзкие лица. Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках. В хвост этому барану и свистят…». Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина так вспоминала свое детство: «…Все горожане шли на Свистунью с детьми — три дня ребята свистели в свистульки, дудки дома, на улице — и получали всяких игрушек на целый год. Отец с матерью бывало тоже продает свои глиняные игрушки — сунет нам денег на сласти - конфеты, пряники, а пряники были особенные — привозили их из Архангельска — больше из черного теста с белым сахаром, фигурные...». К сожалению, сейчас этот праздник, существовавший до 1920-х годов, утрачен, но представление о нем дают нам творческие композиции дымковских мастериц разных поколений, выполненные на протяжении ХХ и в начале ХХI веков. Известно, что дымковская игрушка, имеющая древние корни, упоминается в летописях в XV–XVI веках. В конце XIX – начале XX века она представляла собой одиночные самостоятельные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы — представления людей о мире.
Хранители промысла: Анна Мезрина и Алексей Деньшин Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Изготовление дымковской игрушки шло постепенно на убыль, «не кормило», как раньше, и многие мастерицы из потомственных семей прекращали работать, уходили в поисках другого ремесла. В самой слободе Дымково в противовес глиняной игрушке расцветали мастерские по изготовлению гипсовых изделий, пользующихся большим спросом у местного населения и на ярмарках в других крупных городах. Часть мастериц подрабатывали «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853–1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц.