Программа летней оздоровительной площадки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа им. В. Г . Подпругина с.Троица
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
Составила: учитель русского языка и литературы
Курилова И.Ю.
Троица, 2012г.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»
Содержание программы.
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи организации работы лагеря.
3. Содержание и формы реализации программы.
4. Условия реализации программы.
5. Критерии эффективности программы.
6. Предполагаемые результаты программы.
7. Примерный план работы.
8. Литература.
Пояснительная записка.
Программа «Радуга» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимание детей и взрослых воспитателей.
Не секрет, что в течение учебного года дети накапливают в себе стрессы, проблемы, которые негативно сказываются на их физическом и психологическом здоровье. Наша задача – избавить ребёнка от негативных эмоций и стрессов, помочь ему сбросить психологический груз, который он приобрёл в обычной жизни. Помимо этого на физическое и психологическое здоровье школьников оказывают влияние дефицит духовности, снижение моральных устоев и переоценка ценностей. Поэтому наиболее актуальной сейчас является деятельность по развитию системы воспитания и досуга школьников во время летних каникул, здорового образа жизни и оздоровления.
Необходим новый, неформальный подход к проблеме организации досуга, подход, предполагающий создание системы оздоровительных, развивающих и воспитательных мероприятий. Таким подходом является программирование воспитательного процесса в летнем лагере. Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «ШОК-это маленькая страна».
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Воспитатели учитывали желания и любимые развлечения детей, чутко реагировали на запросы, интересы, настроения, выслушивали каждого ребёнка. Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:
спортивно-оздоровительное,
содержательно-досуговое,
нравственное,
гражданско-¬патриотическое,
эстетическое,
Цели программы:
1.Организация познавательного, развивающего, оздоровительного и творческого отдыха детей
2. Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
3. Развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка.
4. Развитие навыков коллективного общения, лидерских качеств.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.
Задачи смены:
- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;
- создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления;
- развитие творческого потенциала личности ребёнка, включение участников программы в творческую коллективную и индивидуальную деятельность.
– способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей.
Содержание программы.
Тематика смены «Радуга» обыгрывает идею строительства и функционирования города творчества и радости в рамках большой сюжетно-ролевой игры. Жизнь лагерной смены моделирует жизнь города, в котором каждый отряд – семейка цветных творческих человечков. Названия семеек, традиции, внешний облик жителей выдумывают сами дети. У каждой семейки есть тайна, или изюминка, которая отражается в семейном уголке. Лагерь кроме этого делится на 2 сектора, в которых и живут семьи человечков: голубой сектор, зелёный сектор, оранжевый сектор и красный сектор. В городе проводятся городские праздники, в которых каждый житель города может продемонстрировать свои таланты, посмотреть на выступления своих соседей, повеселиться и заработать капитошки и лучики.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.
Так как наш лагерь называется “Радуга”, то каждый день имеет свой цвет, в зависимости от того, какое КПД планируется. Например, если символом дня является красный цвет, то соответственно, этот день будет коллективным (на букву “К”), т.е. каждый ребенок будет принимать участие в мероприятии.
№
п/п
День
Символ
дня
В это день проводятся
1
Коллективный
Красный
цвет
коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие
2
Особый
Оранжевый
цвет
такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены
3
Житейский
Желтый
цвет
такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
4
Задорный
Зеленый
цвет
смешные конкурсы, веселые мероприятия
5
Главный
Голубой
цвет
мероприятия патриотического направления
6
Спортивный
Синий
цвет
спортивные соревнования
7
Фантазийный
Фиолетовый
цвет
мероприятия, развивающие фантазию детей
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке: (Красный цвет – классный день! Оранжевый – очень хороший день! Желтый – день как день и т.д.) Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.
В течение смены ведётся работа по выявлению различных способностей и интересов ребят, изучаются их личностные особенности. Когда отмечаются достижения отдельных детей, они получают капитошек – маленькие весёлые капли дождя, кроме этого в сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ качества: луч юмора, луч знаний, луч дружбы, луч смелости, луч здоровья, луч спорта и т.д. Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. Задача смены: накопить как можно больше капитошеки собрать все солнечные лучи. На гала-концерте в конце смены солнце сияет всеми лучами, капитошки, собранные детьми, в его лучах образуют радугу, а рR°азноцветные человечки – дети – веселятся. По своей направленности данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, по продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение лагерной смены.
Символики и атрибутики: оформление уголка.
Символы и атрибуты: флаг, эмблемы, значки.
Сроки и условия пребывания: По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены (июнь). Финансирование лагеря осуществляется из фонда социального страхования, из бюджетного финансирования.
Коллективно-творческие дела.
КТД развивает творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. За подготовку и проведение КТД отвечает конкретный отряд во главе с вожатыми. Координирует всю работу по организации воспитатель лагеря. Вопросы подготовки обсуждаются на линейке и на совете лидеров.
Спорт и физкультура.
Проводиться работа по вовлечению детей в систематические занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике наркомании, табакокурения, токсикомании.
Организационный период смены.
1. Решение организационно-хозяйственных вопросов. Приём детей в лагерь. Изучение законов и традиций лагеря. Предъявление Единых Педагогических Требований по режиму и дисциплине.
2. Адаптация детей к условиям лагеря.Первичный срез эмоционального состояния через анкетирование. Диагностика настроения проводится постоянно. Выявление интересов и предрасположенностей детей. Формирование отрядного коллектива.
3. Введение в программу «Город Радуги». Ролевое погружение. Участие детей в выборах семеек, выдумывание своего флага, герба, шуточных обращений, оформление уголков, выбор песен. Запуск программы. Торжественное открытие «Города Радуги».
4. Анализ организационного периода для детей, отрядов, педагогов.
Предполагаемый результат:
- общее представление о смене, определение творческих планов отрядов;
- формирование коллектива отрядов-семеек;
- выявление лидеров, включение их в работу по развитию игрового сюжета программы;
- выбор видов деятельности семеек;
-при необходимости коррекция деятельности и оказание методической помощи воспитателям (по итогам анализа организационного периода).
Основной период смены.
1. Реализация программы «город Радуги» через идею взаимодействия и дружбы семеек разноцветных человечков, которые любят все цвета радуги и знакомятся с другими человечками. Введение игровых моментов программы (городские праздники, тематические дни).
2. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, творческих конкурсов, интеллектуальных и ролевых игр.
3. Создание условий для самореализации детей в системе пришкольного лагеря с учётом их интересов.
Предполагаемый результат:
- создание доброжелательной комфортной атмосферы для каждого ребёнка;
- раскрытие и развитие творческих способностей.
Заключительный период смены.
1. Завершение работы программы «Город Радуги». Подведение итогов смены. Закрытие смены.
2. Итоговое анкетирование, диагностика и анализ смены детьми.
3. Решение организационно-хозяйственных вопросов по окончании смены.
Предполагаемый результат:
- формирование самооценки, навыков самоанализа у детей и воспитателей;
- настрой на применение полученных знаний в жизни.
Предполагаемый результат по итогам смены.
1. Физическое и психологическое оздоровление детей. Формирование потребностей в духовном и физическом здоровье.
2. Приобретение детьми позитивного жизненного опыта, взаимодействие с другими в духе взаимного уважения и доверия.
3. Развитие социальной активности детей.
4. Знакомство детей с разнообразными интеллектуальными, спортивными, подвижными играми.
Режим дня лагеря:
9.00-9.30 Мы рады вам! Чтобы быть весь день в порядке, надо делать всем зарядку!
9.40–10.00 Пора – пора на линейку, детвора!
10.00 -10.30 Нас столовая зовет, бутерброд отличный и компот!
10.30–12.00 Лучше отряда нет на свете
Знают воспитатели, знают дети.
Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
12.00 – 12.30 – Лишь заслышав зов игры,
На улицу выбежим мы,
Ждет нас здесь много забав интересных,
Соревнований, прогулок чудесных!
12.30 – 13.00. Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!
13.00– 13.30 Время обеда настало, и вот отряд за отрядом к столовой идет
14.00. До свидания! До новых встреч!
Условия реализации программы
- творческий и активный ученический коллектив;
- семинары-практикумы по формированию и обучению воспитателей и вожатых;
- разработка документации по лагерю.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
· Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
· Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
· Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
· Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты реализации Программы
- оздоровление воспитанников, укрепление здоровья детей;
- улучшение социально-психологического климата летней оздоровительной площадки дневного пребывания;
- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;
- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Примерный план работы
на июнь 2012 года
Дата
Мероприятия
Ответственный
1 июня
День защиты детей
Огонёк знакомств «Ба! Знакомые всё лица».
Знакомство детей с организацией лагеря. Анкета. Распределение поручений. Выбор актива и органа детского самоуправления. (К)
2 июня
Открытие смены.
Открытие ЛОЛ «Радуга»: презентация отрядной песни, названия и девиза(К)
3 июня
«Весёлые старты».
Спортивные игры на свежем воздухе.
4 июня
День дикого Запада.
(К)
6 июня
День отдыха.
Посещение сельской библиотеки (К).
7 июня
День спорта.
Первенство по пионерболу. Турнир по настольным играм(С).
8 июня
«Умелые ручки»
трудовая деятельность. (Ж)
9 июня
День здоровья.
Игра-путешествие «Поезд здоровья» (З)
10 июня
День пиратов Карибского моря.
(К)
11 июня
Марафон сказок
(К)
13 июня
День России.
Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»(Г)
14 июня
День цветных карандашей.
Выставка рисунков о лете (Ф).
15 июня
День моряков
Программа «Морские волки». (К)
16 июня
День отдыха
Поход на речку.Конкурс полевых букетов(З)
17 июня
День радуги.
Подвижные игры. Фестиваль песен. (О)
18 июня
Экологический десант.
Поход на речку. (Ж)
20 июня
День кукольного театра. Эстафета Карабаса.
Путешествие по станциям. Дискотека кота Базилио и лисы Алисы. Стоп-игра. (З).
21 июня
День эстрады
Конкурс КВЧГ (кто во что горазд)(З).
22 июня
День памяти.
Линейка, посвящённая ВОВ. Беседа и выполнение рисунков на тему «Священная война» (К) (Ф)
23 июня
День открытий и творчества
Книга рекордов Гиннеса лагеря «Радуга» (Ф)
24 июня
День закрытия лагерной смены.
Диагностика. Анкетирование. Прощальный концерт. Вручение призов. (К)
Литература:
1. «Школьная площадка» А. Н. Никульников, Новосибирск. 2009.
2. «С игрой круглый год» М. С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2010.
3. Серия: «Праздник в школе». Екатеринбург. «Красико-Принт». 2011.
15