Занятие по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе по теме:Водный мир
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группыТема: «Водный мир»
Задачи:
Речевое развитие:
Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Побуждать образовывать прилагательные от существительных.
Познавательное развитие:
Вызвать у детей познавательный интерес.
Расширять у детей знания и представления о водных обитателях - рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) во время разгадывания загадок о рыбах.
Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие:
Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно – эстетическое развитие:
Развивать фантазию, воображение во время выполнения аппликации
Развивать мелкую моторику во время работы с ножницами.
Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальных композиций.
Физическое развитие:
Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход НОД.
1. Путешествие.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть - не говорю. (Рыба.)
2. Что мы знаем о рыбах?
- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?
Плавают в воде;
Имеют обтекаемое тело;
Тело покрыто чешуей;
Есть жабры для дыхания;
Имеют центральную кость - позвоночник;
Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей воспитатель сопровождает показом иллюстраций.)
- Чем питаются рыбы?
Насекомыми;
Маленькими рачками;
Листьями и стеблями водорослей;
Хищные рыбы.
Планктоном;
Мелкими рыбешками;
Икрой;
Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
- Как мы называем водных обитателей:
живущих в море? (морские);
живущих в реке? (речные);
в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
3. Речные рыбы.
На Земле много водоемов с пресной водой - реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Карась, линь, лещ, ёрш, сом и другие.
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них. Рассматривание иллюстраций.
Морской ёрш, морской язык, треска, акула, морской конек и другие.
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Телескоп, гурами, гуппи, золотая рыбка и другие.
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок».
Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш.)
Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь.)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуёй.
- Молодцы, отличные домики у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (Поровну, столько же и др.)
7. Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)
Просмотр презентации об обитателях морей и океанов.
8. Аппликация тема: Моя аквариумная рыбка" Программные задачи: 1.Закреплять представления о море. 2.Формировать об обитателях моря. 3.Добиваться выразительности образа путем контрастного сочетания цветов. 4.Воспитывать эстетическое отношение к природе. 5.Обогащать словарь детей глаголами и существительными, прилагательными 6.Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрашивания предложенной темы. 7.Развивать и составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей. 8.Развивать способности детей в коллективной работе. Предварительная работа: Подготовка композиции основы «Моря» и просмотр мультфильма «Немо». Рассматривание иллюстрации. Материал: Бумажная одноразовая тарелка ( с вставленными в дырочки из целлофана -плавники) Клей ПВА Краски - гуашь Кисть Ножницы Тряпочка Белые зубчатые полоски (зубы) Кусочек салфетки (глаза) Пособия: Запись шума моря Карточки с изображением рыб
Ход.
А сейчас я вам покажу как можно сделать очень красивую рыбу и отпустим мы ее в море(показываю рыбу из тарелок). Показываю: Вырезаем из тарелочки треугольник, он у вас нарисован. Этот треугольник будет хвостом у рыбы (приклеиваем с противоположной стороны). А то место где мы вырезали наш хвостик (треугольник) будет ртом. У нее открытый рот значит она хищная рыба. На рот наклеиваем белые зубчатые полоски - это зубы( по желанию детей).
Дальше дети раскрашивают рыбу разной краской (украшают).
Затем работа высыхает. Дальше рисуем шарик - это будет глаз.
А в дырочках у нас уже вставлены полоски из целлофана - это плавники.
А кто сделал свою рыбку - тот отпустит ее в синее море.
Выставка: « Море» (Дети помещают своих рыбок на картину.)
А кто сделал свою рыбку - тот отпустит ее в синее море.