Мои сильные и слабые стороны
Мои сильные и слабые стороны
Казахстан, Актюбинская область, г.АктобеДО №44 «Тулпар» Узакпаева Д.М.
Задачи:
Научить детей анализировать свои сильные и слабые стороны;
Научить детей делать выводы относительно своих возможностей и находить средства использования новых знаний о себе в реальной жизни и учебе;
помочь детям увидеть перспективы и средства развития возможностей.
Очень важно научить ребенка осознавать и находить в себе различные свойства, как общие для всех людей, так и уникальные. Важно также научить его соотносить те особенности и возможности, которыми он наделен, с учебной деятельностью. Это поможет ему «присвоить» саму учебную деятельность, сделать ее частью себя: «Вот то, что я могу и то, чего я не умею, и вот моя учеба. Они связаны друг с другом ». Занятие ориентировано также и на работу с самооценкой ребенка. Очень важно слово этого урока – слово «зато». Оно как бы уравновешивает недостатки и достоинства и создает психологический перевес в пользу последних.
Приветствие
Напомните детям (если они забыли сами) о придуманном ритуале приветствия и выполните его вместе с ними.
Разминка
Учитывая подвижный, игровой характер занятия, она может не проводиться. Естественно, кроме тех случаев, когда детей необходимо настроить на урок.
Игровые упражнения
(дети выполняют их, стоя на свободном пространстве).
Упражнения «Какого цвета у тебя глаза?».
Сейчас вы будете свободно ходить, внимательно смотреть друг другу в глаза и пытаться определить, какого они цвета. Постарайтесь определить цвет глаз каждого из вас. (Можно задать дополнительный вопрос: «А какого цвета бывают у людей глаза?»). Затем, по моей команде, разбейтесь на группы по цвету глаз, как считаете нужным.
Когда дети разобьются на группы, предложите им дать название своей команде.
Упражнение «Какого цвета у тебя волосы?».
Предложите детям выполнить такое же задание, но на этот раз, обращая внимание на цвет волос. После того как каждая команда озвучила свое название, обсудите, совпали ли группы по составу в первый и во второй раз.
Упражнение «У кого нога больше?»
Предложите детям выстроиться в одну шеренгу в соответствии с размером обуви (конечно, не по номеру, далеко не каждый младший школьник свой размер обуви, а зрительно). После того как суета уляжется, и ребята выстроятся в шеренгу, предложите им посмотреть, получилась ли шеренга выровненной по росту.
Помогите детям сделать небольшие устные обобщения: если у человека светлые глаза, у него, как правило, светлые волосы; если большая нога – высокий рост. Предложите придумать несколько своих обобщений. И самое главное – акцентируйте внимание на том, что из этих правил есть много исключений. Хорошо, если Вам удастся продемонстрировать это на ребятах или на себе.
Итак на первом уроке мы с вами узнали, чем все люди друг на друга похожи. А чем они отличаются друг от друга?
Сейчас ребята мы попробуем ответить на вопрос:
«Какой Я? Чем я отличаюсь от других?»
Сейчас я буду читать вслух каждую пару определений, а вы вслед за мной будете подчеркивать, отмечать то определение из пары, которое вам лично больше подходит. Если выбрать очень трудно, можно подчеркнуть оба или пропустить. Например, я подчеркиваю оба, потому что во мне есть и то и это. Или таких качеств как мне кажется, нет совсем, тогда я пропускаю оба. (После завершения работы под диктовку детям обязательно нужно дать время подумать самостоятельно, чтобы по желанию они могли дополнить предложенные списки). А теперь, пожалуйста, сдайте мне свои тетради с выполненным заданием. Мы поступим следующим образом: я буду зачитывать работу, не называя фамилию ученика, а вы попробуйте догадаться, чья это работа.
Общий вывод, к которому следует подвести детей: мы все похожи друг на друга и в то же время все очень разные, у каждого есть свои особенности.
Подвижная игра в круге.
А сейчас мы с вами будем играть в игру «Мои сильные и слабые стороны». Прошу всех сесть в круг. Вам дается 2 минуты для того, чтобы каждый из вас подумал и определил свои сильные и слабые стороны в учебе. Теперь я прошу вас по кругу рассказать сначала о своих сильных сторонах, а затем – о слабых.
Конечно, у многих детей возникнуть затруднения. Начните с тех учеников, которым проще всего даются такие сложные и рефлексивные задания. Остальным оказывайте помощь. Предложите детям помочь своему товарищу, если он затрудняется выделить свои сильные и слабые стороны. Следите за тем, чтобы сначала были названы положительные черты и их было бы, по крайней мере, не меньше, чем слабых сторон. Особое внимание уделяйте тому, как дети формулируют те и другие особенности своих одноклассников. Очень важно, чтобы в окончательном варианте они звучали не оценочно, а в описательном ключе. Например, сильная сторона – старательный; слабая сторона – медлительный.
Общий вывод, к которому следует подвести детей: мы все похожи друг на друга и все очень разные, у каждого есть свои особенности, т.е. все люди имеют как сильные, так и слабые стороны и хочет от них избавиться, сможет найти способы преодоления своих недостатков.
Рефлексия текущего занятия
Чем мы сегодня занимались?
Что узнали о себе и других?
Как работалось сегодня каждому из нас? Что мешало? Что помогало?
С каким настроением, чувством я заканчиваю занятие?
Прощание