Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
МБОУ «Кош – Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И. Чаптынова»
Интеллектуальная игра
"Умники и умницы"
(255- летие вхождения алтайского народа в состав России)
Предмет: История Горного Алтая
Классы: 6-7
Учитель истории: Чокубаева Бекжана Деренченовна
Цель: расширить кругозор (в ходе которой школьники научатся нестандартно думать, проверят свою эрудицию, узнают новое); формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, природы, лучших традиций и нравов; раскрыть знание о Родине, о населении.
Задачи: воспитание в детях чувство любви к родному краю, чувство гордости, восхищения; привить обучающимся любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животному миру; развить у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям родной культуры.
Оборудование:
Дорожки красного, желтого и зеленого цветов, «Ордена», карточки с заданиями, памятные призы для финалистов и победителям игры, эпиграф, мультимедийная презентация.
Действующие лица: 1-й и 2-й ведущие, участники игры.
Эпиграф: … Как прекрасен и добр мой Алтай!
Как богат он – поди, сосчитай!
Перед ним я вечно в долгу,
Как его я прославить смогу?
Как воздам благодарность ему?
Где слова я также возьму.
Вступление. 1-й ведущий.
Живет на Земле человек. Он маленький, Земля огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без рек, без синей мохнатой головки василька в поле. Теплый ветер пролетает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, высокие горы, блистающие вечными ледниками. Широки знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном.
Музыка, слайды. Есть на карте России
Величавый Алтай.
Многолик, многогранен
Это сказочный край
Снежные вершины - словно до небес,
Горные вершины и могучий лес.
Дух парит крылатый высоко в горах,
Отражаясь в водах, словно в зеркалах.
Водопады, реки песнь свою поют,
А цветы и травы за собой зовут:
Красоту Алтая не пересказать-
Это нужно видеть, сердцем ощущать.
2- ведущий. – Ребята, знаете ли вы, что обозначает слово «Алтай» ? (Ответы детей)
2- ведущий. Алтай – жемчужина, гордость Сибири, сказочный край. На алтайском языке оно звучит «Алтын» - значит «золото». Золотой колыбелью своей называют Алтай многие племена и народы, те, что ушли давным - давно, покинув навсегда его степи и горы.
Алтай – это наш прекрасный дом.
(Ведущий показывает по карте территорию Республики Алтай).
Алтай – это огромная территория на юге Западной Сибири. Когда произносишь слово Алтай, то представляешь себе – голубые горы, голубые реки, голубое небо.
(Музыка, Слайды) Алтай не просто горы, леса, реки, водопады,
А живой дух, щедрый, богатый исполин- великан.
Сказочно красив он своей много - цветной одеждой
Лесов, цветов, трав.
Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все
страны мира.
Озёра – это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Водопады и реки – его глаза, смотрящие
Во Вселенную.
Водопады и реки – его речь и песни
О жизни, о красоте земли, гор…
1-й ведущий. Богат, и разнообразна природа нашей Родины. На суше, в воздухе, в воде и под водой всюду кипит жизнь. Это жизнь полна тайн, загадок, чудес. Сколько интересного можно увидеть вокруг. Наша небольшая планет Земля, добра к нам, будем отвечать ей теплом на тепло, любовью на любовь.
Благодарю тебя, мой Алтай
Мои благопожелания.
Пусть коснутся твоих ушей
С восходящим ранним утром,
Полярною звездой.
С восходящим ранним вечером
Венерою звездой.
Знакомство с игрой.
2-й ведущий. Для, проведение игры мы отбираем трех участников финала. Чтобы отобрать участников проведём отборочный тур. Кто первый поднимет руку, и правильно ответит на заданный вопрос, получит «Орден умника». На обдумывание, дается 30 секунд. Следить за тем, кто первый поднимет руку или оценить полноту и правильность ответа приглашается жюри.
1-й ведущий. Участникам предлагается выбрать дорожку по цвету красную, желтую или зеленую. Первый выбирает дорожку тот, у кого больше «Орденов», второй (по числу «Орденов») выбирает одну из двух оставшихся дорожек, а третьему достается оставшаяся дорожка. Если участники не отвечают на вопрос, то вопрос передается в зал, и правильно ответивший в зале получает «Орден умника»
2-й ведущий. Вопросы, по одному задаются в такой последовательности, участнику на красной дорожке, участнику на желтой, на зеленой ит.д.
Правила игры:
Чтобы получить орден умника, вы должны отвечать на вопросы.
Получив орден, вы становитесь «теоретиками».
Те из участников, кто наберет большее количество орденов, станет на «дорожку практики».
Если «практик» справится с заданиями на своем пути, то он выходит в финал.
Финальный тур определит победителя – «Умника».
Игру обслуживает техническая группа, оценивает наше уважаемое жюри.
Примечание.
На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.
Вопрос отборочного тура.
«Люби и изучай Горный Алтай»
Историческое название Горного Алтая. (Улалу)
Столица Республики Алтай. (г. Горно -Алтайск)
Главная река Горного Алтая. (Катунь)
Самая, высокая гора Алтая. (Белуха)
Автомобильная дорога Новосибирск-Бийск - Ташанта. (Чуйский тракт)
Ручей, со студёной чистой водой. Каждый путешествующий по Чуйскому тракту останавливается здесь напиться. (Золотой ключик)
Ценнейшее лекарственное сырьё мараловодства. (Панты)
Самый длинный, пологий перевал. (Семинский)
Самый крутой, извилистый перевал. (Чикет - Аманский)
Река, в честь которой назвали главный тракт. (Чуя)
Другое название Телецкого озера. (Золотое озеро – Алтын - Кёль)
Село, которое граничит с Монголией. (Ташанта)
Чем знаменит Укок? (принцесса)
Какого животного разводят в Чуйской котловине. (Верблюд)
1-й ведущий. Прошу игроков занять свои места. Болельщики будьте внимательны и вы в зависимости от набранных очков, можете получить призы. Желаем вам успехов!
Первый тур.
1-е задание. Расположите в хронологической последовательности изменения статуса Горного Алтая:
А) Горно-Алтайская автономная область;
Б) Ойротская автономная область;
В) Республика Алтай
2-е задание. Знаешь ли ты карту республики?
А) озеро Телецкое находится в Кош-Агачском районе;
Б) гора Белуха дает начало реки Бия;
В) Алтайские горы очень высокие.
3-е задание. Какая река образуется в результате слияние Бии и Катуни?
А) река Челушман;
Б) река Урсул;
В) река Обь.
Второй тур.
1-е задание. Перечислите, пожалуйста, наиболее типичные черты характера жителей Вашего села, проявляющиеся: в труде-
(трудолюбие, работоспособность, выносливость, добросовестность, терпеливость, взаимопомощь, упорство, настойчивость, сильные, стойкие, содержит домашний скот)
2-е задание. Перечислите, пожалуйста, наиболее типичные черты характера жителей Вашего села, проявляющиеся: в отношениях с соседями-
(доброжелательность, добрососедство, дружелюбие, взаимопомощь, гостеприимство, уважение, терпеливость)
3-е задание. Перечислите, пожалуйста, наиболее типичные черты характера жителей Вашего села, проявляющиеся в семье-
(дружные, взаимное уважение, хозяйственные, трудолюбивые, заботливые; любят детей и близких, уважение к старшим, чтят обычаи и традиции)
Третий тур
1-е задание. Перечислите алтайские национальные блюда?
2-е задание. Перечислите алтайские национальные инструменты?
3-е задание. Перечислите алтайских писателей?
Сейчас мы назовём победителей туров.
Финал.Выбор дорожек. (Подсчитываем у кого больше «Орденов», выбирает первую дорожку тот , у кого больше «Орденов», второй (по числу «Орденов») выбирает одну из двух оставшихся дорожек, а третьему достаётся оставшаяся дорожка)
Примечание.
На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.
Финал.
Кто стоял у истоков Республики Алтай? В честь него названа одна из школ? (В.И. Чаптынов).
Законодательный орган власти Республики Алтай? (Госсобрание Эл- Курултай).
Когда принята Конституция Республики Алтай? (1997 г. 7 июня).
В каком году был основан Кош- Агач, и что означает в переводе? (1801 г. памятник из дерево или «Прощай дерево»).
Самый большой по площади район? ( Кош-Агачский – занимает земли, равные территории Кувейта)
Самый населённый район? (Майминский – имеет больше жителей, чем европейское государство Сан-Марино и Монако).
Кто является соседями Республики Алтай? (Казахстан, Монголия, Тува, Хакасия, Кемеровская область и Алтайский край).
Кто открыл Улалинскую стоянку и в каком году? (Окладников 1961 г.)
Расположите в хронологической последовательности эпохи в истории человечества? А) Неолит; Б) палеолит; в) мезолит; г) энеолит. (б,в,а,г)
«Я обязан передавать все то, что мне рассказывают, но верить всему не обязан…» кто писал эти строки. И кто он будет для истории? ( Геродоту, отцом истории)
Подводятся итоги игры.
Вот подошла к своему завершению игра. Ребята, мы с вами должны гордиться, что живём в этом сказочном крае – Алтай. Туристы приезжают на Алтай лишь на несколько дней, а мы с вами имеем возможность каждый день наслаждаться ароматами свежего воздуха, любоваться неповторимой красотой природы. И не зря Алтай называют райским уголком, жемчужиной, гордостью Сибири. Сейчас, назовем умника или умницу в области Истории Горного Алтая, но мы с вами не прощаемся, и надеюсь, что встретимся вновь, чтобы показать свои знания