Статья «Влияние биологических ритмов на организм человека»
ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ
НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Выполнил:
Дмитриев Дмитрий Викторович
Преподаватель - организатор ОБЖ
и учитель физической культуры.
МОУ« Средняя общеобразовательная школа № 48».
Омск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРОБЛЕММА УЧЕТА БИОРИТМИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Биоритм как многоаспектное явление в 4.-8
образовательном пространстве
Характеристика компонентов содержания биоритмов 8-12
Биоритмы учащихся и воспитание
в общеобразовательных школах 12-13
Глава 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ВОПРОСОВ
БИОРИТМИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ НА ДЕТЕЙ
В ВОСПИТАНИИ В МОУ «СОШ №48»
2.1 Практическая деятельность по определению 13-20
индивидуальных биоритмов у детей
2.2 Обработка результатов тестирования 20-23
и коррекция поведения учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
ВЕДЕНИЕ
Уровень здоровья детей и подростков – гарантия гармонического развития социума залог стабильности и экономического прогресса государства.
Проблема сохранения и развития здоровья человека в динамично меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике, и так много профессий связаны с поиском и разработкой путей ее решения.
Изучение факторов, вызывающих негативное или позитивное влияние на организм человека составляет, прежде всего, фундаментальную основу для разработки технологий сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает содержательный компонент при создании личной и коллективной безопасности жизни.
Ритм присущ всему живому. Установлено, что развитие всего живого на земле протекает под непосредственным воздействием космоса, а многие биосферные процессы находятся под влиянием циклической деятельности Солнца. На жизнь человека оказывают не только природные факторы, но и социальные: расписание занятий, или сменность работы, график движения транспорта, время отпусков и. т. п.
Факторы окружающей среды имеют сигнальное значение. Благодаря этим факторам развиваются опережающие реакции приспособления, вырабатываются адаптивные суточные сезонные, годовые ритмы.
Ценность и значимость работы по теме: « Биоритмы и влияние их на здоровье человека» несомненна, прежде всего, как необходимая составляющая для разработки ключевых подходов к сохранению и укреплению здоровья,
которые помогут в практической деятельности в этом направлении.
Поэтому цель работы систематизировать знания об оздоровительном факторе учета и применения биоритма учащихся.
Задачи курсовой работы:
1) Анализ методической литературы в данном направлении;
2) предоставить практическую работу по изучению индивидуальных биоритмов с целью оптимизации работоспособности.
Глава 1. ПРОБЛЕММА УЧЕТА БИОРИТМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1. Биоритм как многоаспектное явление в образовательном пространстве.
Все в мире подчинено времени, и всему отпущен свой срок. Рождаются, стареют и умирают не только люди, но и горы, озера, реки, вспыхивают и угасают звезды, ученые считают, что через определенные стадии развития проходят звездные системы, галактики и даже вселенная. Так человеку по космическим законам отпущено достаточно много времени. А умирает он практически в «младенчестве», в сравнении с тем возрастом, который он должен прожить. Иными словами, человек должен прожить четыре процессионных круга Зодиака, то есть столько времени, пока каждая планета Солнечной системе не окажет на него своего воздействия. По скромным подсчетам – это около 1440 лет. А средняя продолжительность нашей жизни 70 лет. Рождение и сгорание космических тел, а также их различные конфигурации создают разнообразные ритмические колебания, которые и оказывают непосредственное влияние на события и явления в природе, а следовательно, на жизнь человека. Эти ритмические колебания, жизненные ритмы биологических систем принято называть «биоритмами». Каждая Биологическая система имеет свой жизненный ритм, именуемый биоритмом. Биоритмы – это изменения в природе и живых организмах, связанные со сменой времен года или суток. Своим биологическим ритмом обладает и человек. Достоверно известно, что уже в 17 веке проводился эксперимент, подтвердивший воздействие небесных светил на растения. За комнатными цветами , помещенными в совершенно темную комнату, наблюдали в течении продолжительного времени. И удивительно: цветы вели себя, так как будто росли под открытым небом. Вечером они закрывали свои бутоны, а утром открывали их, при этом лепестки растений становились более или менее упругими. У растений, лишенных возможности «определить» время суток биоритмы чередовались с очной периодичностью все 24 часа. Так было положено начало исследованию биологических ритмов человека. Ведь с людьми происходит то же самое, что и с растениями. Даже если человек вынужден долгое время находиться в таком месте, куда не проникает свет, он все равно придерживается естественного ритма смены сна и бодрствования, часов расслабления и максимальной активности. Все протекающие в его организме процессы, так или иначе, связаны с 24-часовым циклом смены дня и ночи. Суточные ритмы человеческого организма характеризуются не только сменой жизненной активности и отдыха, но и многими другими показателями. Замечено, что наши биоритмы можно выявить путем измерения температуры тела и артериального давления, анализа состава крови, а также многими другими показателями. Всего их насчитывается около 300. Еще в середине прошлого века ученые обратили внимание на то, что температура человеческого тела непостоянна. Как известно средняя наша температура -36,6 ,
Но в течение суток она. Хоть незначительно, понижается или повышается. Когда только занимается рассвет, температура опускается ниже среднего показателя, к полудню она определенно повышается, вечером достигает своего максимума, а потом понижается. Быстрое снижение температуры тела идет в то время когда человек засыпает. Оказывается, между температурой тела, с одной стороны, и работоспособностью и усталостью, с другой стороны, имеется заметная связь: чем бодрее чувствует себя человек, тем выше температура его тела. Всех людей принято делить на две категории: жаворонков и сов, их суточные ритмы совершенно не совпадают. Жаворонки бодрее чувствуют себя утром. К середине дня их работоспособность постепенно снижается, а ранним вечером они нуждаются в отдыхе. Совы же, наоборот встают довольно поздно, утром чувствуют себя разбитыми, а к вечеру их активность возрастает и достигает своего пика только поздним вечером или ночью. Периоды изменения температуры тела у сов и жаворонков совершенно различны. У сов она начинает повышаться после полудня, а вечером еще остается высокой, у жаворонков же пик наблюдается в первой половине дня, а к вечеру температура постепенно снижается. То есть совы отстают от жаворонков приблизительно на 2-2,5 часа. Биологические ритмы можно определить и с помощью ритма сердца. Замечено, что когда температура тела снижена, сердце гонит кровь по венам и артериям гораздо медленнее. Ритм сердца очень реагирует на повышение или понижение температуры: когда она становиться выше всего на 0,5 градуса, частота сердечных сокращений увеличивается на 10-15%. Таким образом, частота сердечного ритма у жаворонков высокая утром, а у сов к вечеру. Также ритмично функционируют почки, причем в разное время суток по- разному. Когда человек спит, почки замедляют свою активность, когда бодрствует – функционируют гораздо эффективнее. Словом весь человеческий организм действует в соответствии с 24-часовой цикличностью, что можно объяснить сменой дня и ночи, влиянием солнечного излучения. Ученые пришли к выводу, что помимо 24-часового цикла биоритмов существуют еще и недельные. Путем наблюдений выяснили, что именно раз в неделю достигают своего пика некоторые процессы обмена веществ. Было также установлено. Что организм лучше всего функционирует, тогда когда после 6 дней работы человек обязательно отдыхает. День отдыха снимает усталость, накопившуюся за 6 рабочих дней, и человек снова готов приступить к активной деятельности.
В 30-е годы в нашей стране попытались вместо нормальной семидневки ввести десятидневку. Этот эксперимент наглядно показал, что для человеческого организма оптимален именно семидневный цикл. В результате напряженной работы в течении 10 дней люди очень уставали, работоспособность сильно падала, возрастало количество несчастных случаев и обострялись хронические заболевания. В начале ХХ века немецкий врач В. Флисс заметил , что некоторые заболевания у его пациентов повторяются с правильной периодичностью, не зависящей не от расписания учебы, ни от графика работы. И тогда Флисс приступил к кропотливой работе. Он фиксировал не только время начала заболевания и его обострения. Но также и дату рождения и смерти пациента (если он умирал). Врач пришел к очень интересному выводу. У всех людей, вне зависимости от того является ли они совами или жаворонками, с момента их рождения действуют два ритма: физический – его цикл составляет 23 дня – эмоциональный – 28 дней. От этих ритмов и зависели в большей степени начало заболевания и смерть. Подобные исследования в это же время. Подобные исследования в это же время проводил и венский психолог Г. Свобода. Он занимался психоанализом и подтвердил, что способность пациентов проявлять те или иные эмоции также подвержена ритмичным колебаниям. Самостоятельно, не вступая в деловые контакты с Флиссом, он выявил 23- и 28 – суточные ритмы, которые назвал мужским и женским. 23 – суточный ритм характеризуются такими проявлениями человеческих черт характера, как храбрость, физическая сила, воля, а28-суточному ритму присущи такие колебания, как эмоциональная возбудимость, чувствительность, интуиция. Был Выявлен еще один ритм – интеллектуальный. Анализируя результаты экзаменов в высших учебных заведениях, инженер из Инсбурга установил, что успехи и неудачи практически всех студентов колеблются со строгой ритмичностью в33дня.
Все три цикла: физический (23 дня), эмоциональный (28дней), и интеллектуальный (33дня) – запускаются с момента появления человека на свет. Однако ритмы могут сбиваться. Это происходит в результате тяжелого заболевания, когда организм вынужден прервать собственные ритмы ради сохранения жизни, а также в результате очень сильного внешнего воздействия или обстоятельств, в корне меняющих жизнь человека. Доказано, правда, что даже в таких случаях меняется не периодичность ритмов, а точка их отсчета. Цикличность же сохраняется очень долго, до самой старости, лишь длительность их несколько увеличивается. Любой человек может рассчитать свой график, вычислить, когда он будет в наиболее хорошей физической форме, в лучшем эмоциональном состоянии, когда достигнет наиболее активной интеллектуальной деятельности. Для этого нужно вычислить, сколько дней прошло с момента рождения, и разделить число на 23, 28, 33. Результат и покажет день каждого цикла. Можно понаблюдать за собственным здоровьем и проследив его изменения в течение месяца, установить, не сбилась ли точка отсчета. Чтобы знать, когда вы будете в лучшей форме, постройте три графика, которые покажут ваше физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние. Можно составлять такие графики на любой интересующий период не только для себя. Они помогут выявить степень совместимости – ведь часто ссоры и непонимания являются следствием разных биоритмов. Каждый из перечисленных периодов можно разделить на две равные части, причем первая является положительной, а вторая отрицательной. Когда человек находится в положительной части периода, он ощущает подъем физических, бодрость, работоспособность, в отрицательный же период активность несколько снижается, усилия направленные достижения какой-либо цели, оказываются напрасными. При одновременном анализе всех трех циклов было определено, что любой человек имеет так называемые критические дни. Эти дни, когда положительная часть периода сменяется отрицательной, и наоборот. Особенно опасно, когда совпадают критические дни сразу 2-х или 3-х периодов. В такие моменты человек чувствует себя разбитым, эмоционально опустошенным, не способным на интеллектуальную деятельность. Графики помогут выявить критические дни. Таким образом, можно уменьшить риск, уберечься от болезней или других проблем. Графики биоритмов были впервые проверены на практике в1969 году. Тогда японская фирма «Оми рейлвей компании» провела эксперимент. 500 водителей этой фирмы получили карточки, в которых были указаны их критические дни, высчитанные спецотделом. На этот период водители были освобождены от работы. Эксперимент дал поразительные результаты: количество ДТП снизилось вдвое. Этот же опыт был применен и во время Московской олимпиады1980 года. Тогда графики тренировок нескольких команд и их выступлений были составлены с учетом анализа жизненных ритмов каждого спортсмена. Результаты этих спортсменов оказались более высокими, чем у тех, кто этой практикой не пользовался. Составив график своих биоритмов, рекомендуется планировать жизнь так, чтобы заниматься спортом в положительной фазе биоритма физического состояния, а во время наступления отрицательной фазы нужно поберечь свое здоровье. Лучшие для романтических встреч и занятий искусством те дни, когда на подъеме эмоциональный цикл. Если предстоит принять важное решение или обдумать серьезные проблемы, нужно использовать вершину интеллектуального ритма. Есть еще один значительный ритм нашей жизни – годовой. По мере того как Земля делает оборот вокруг Солнца, происходит смена сезонов, к которой волей – неволей приспосабливается человеческий организм. Мы знаем, что весной и осенью происходит всплеск простудных заболеваний, обостряются хронические. Летом люди более активны, чем зимой, именно в зимний период наиболее часто они прибавляют в весе и т. д. Все изменения вызываются изменениями в нервной и гормональной системах. С наступлением весны повышается возбудимость, острее воспринимаются внешние раздражители. Такое поведение людей обусловлено реакцией эпифиза, который реагирует на увеличение светового дня и посылает сигнал всем системам человеческого организма. Осенью все системы человеческого организма опять перестраиваются, в этот раз на зимний период. Баланс резко нарушается, нервная система становиться неустойчивой. Именно по этой причине осенью обостряются различные заболевания, имеют место депрессии и нервные срывы. Сезонность отмечена не только в проявлении болезней. Весной и в самом начале осени отмечается самая высокая работоспособность, наименьшая активность человеческого организма наступает зимой. В том, что биоритмы оказывают на человека огромное влияние, можно убедиться, слушая музыку. Издавна известно, что медленная и плавная музыка расслабляющее воздействует на организм. Походные же марши, имеющие темп 100-120 ударов в минуту, являются оптимальными для передвижения в строю на большие расстояния. Музыка может благотворно воздействовать на работу внутренних органов – это происходит в результате совпадения ритма музыки с нормальными частотами процессов в человеческом организме. Беспорядочные, совершенно неритмичные колебания могут полностью разрушить работу организма, вызвать сбой частоты происходящих в нем процессов. Именно по этой причине так важно изо дня в день соблюдать определенный ритм и стараться планировать свою жизнь, прислушиваясь к состоянию своего организма.
1.2 Характеристика компонентов содержания биоритмов.
Все в организме (каждый орган, клетка состав крови, температура тела, частота сердечных сокращений, давление крови и. т. д.) имеет свой собственный ритм. Он измеряется в секундах, часах, днях, неделях и даже годах. Необходимо учитывать биоритмы при разработке и обосновании различных режимов деятельности человека, так как обнаружено, что они могут влиять на его работоспособность.
Не будем углубляться в планирование распорядка дня, но некоторые моменты активной деятельности ребенка все же рассмотрим. Как же удобнее и практичнее соотнести деятельность ребенка с его общими наклонностями и привычным образом жизни?
У взрослых, как уже было отмечено, существует два пика активности: с 10 до12 часов и с 16 до 18 часов. Но поскольку дети не могут столь длительное время проводить за постоянной работой, у них эти пики немного сдвинуты. Они распределяются примерно так. Первый – с 10 до 11, второй – с 13 до 14.30 и третий – с 16 до 17 часов. С 14.30 до 16 часов у них наблюдается самый большой спад активности, поэтому зачастую в это время их клонит в сон. У детей – жаворонков это время чуть сдвинуто назад, а у детей – сов немного запаздывает, Исходя из этого, и надо планировать их день.
Сначало рассмотрим группы жаворонков. Их активная деятельность начинается с раннего утра.
Как можно заполнить эти часы, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в физической активности? Поскольку маленькие жаворонки более активны в утренние часы, в первый пик, который приходится примерно на 9 часов, нужно подобрать детям такое занятие, выполнение которого не займет длительного времени, но потребует достаточного физического напряжения. Во второй пик, начинающийся в 12 часов, также необходимо занять детей каким - то делом. В эти два промежутка времени дети наиболее энергичны, поэтому надо стараться, чтобы важные для детей развивающие, обучающие занятия, выполнение домашних заданий были завершены до обеда.
С детьми – жаворонками довольно легко. Они встают рано и не требуют к себе много внимания. Их кипучая деятельность начинается буквально с рассветом. Они могут быстро справиться с утренними делами и приступить к завтраку без контроля со стороны взрослых. Поскольку их активность высока с утра, в школу они собираются быстро. Родителям не нужно их постоянно подталкивать и торопить. Дети стараются сделать все самостоятельно. Умственная деятельность у них усиливается в первый пик биологической активности, физическая – во второй, третий пик у них практически отсутствует. В вечернее время жаворонки становятся довольно вялыми и неподвижными, их что-то беспокоит, они начинают капризничать. Чтобы этого не происходило, нужно найти им занятие, не требующее особого физического напряжения. В вечернее время такие дети нуждаются во внимании и поддержке, Если они с чем – то не справляются им нужно оказать помощь. Перед сном нужно заняться с ребенком чтением или спокойно побеседовать о том, как прошел день. Ко сну жаворонки готовятся довольно вяло, поэтому вам придется им помочь. Группа детей, которая по образу жизни не относится, ни к жаворонкам ник совам, можно сказать, самая активная, Эти дети способны «трудиться» целый день, с утра до вечера, если конечно, их деятельность нас не слишком утомляет. Они встают каждое утро в определенные часы и начинают день довольно активно. Их не нужно подгонять с утра и не придется возиться с ними вечером. В течение всего дня они достаточно подвижны. Их биологическая кривая совпадает с общепризнанной. В течение дня их биоритмы активизируются и угасают три раза. Самая большая активность, тем не менее, наблюдается именно в утренние часы, когда ребенок еще не устал. В это время ему лучше всего заниматься именно физической деятельностью. Второй пик чуть более слабый – в это время ребенок уже не столь подвижен, ему больше подойдет какое либо занятие, требующее не физической, а мыслительной активности. Посильной окажется довольно сложное задание, причем материал усвоится гораздо легче и запомнится надолго. После таких занятий детям необходим непродолжительный отдых. Третий всплеск активности почти незаметен. Тем не менее он существует и происходит примерно с 20 до 22 часов. В это время рекомендуется занять детей такой деятельностью, от которой он не устанет, типа каких – то подвижных игр или уборки комнаты. Вечером он не должен испытывать, сильных нагрузок занять нужно детей настольными играми или чтением книг. Ко сну дети готовятся самостоятельно, правда, медленно. Не надо их подгонять и торопить - их нервная система уже почти отключена, а своими действиями мы можем вновь ее активизировать. Это приведет к тому, что ребенок начнет капризничать и будет плохо, спать, а утром мы с трудом сможем поднять их. День, начавшийся с такой проблемной ситуации, вряд ли будет удачным и у педагога и детей. У детей, которых можно назвать совами, день начинается немного позже, они медленно встают и в утренние часы совсем не активны, если ребенок встал раньше положенного времени, его постоянно придется подгонять, чтобы он не уснул «на ходу». Но немного погодя, как только он «проснется», его не остановишь.
У детей – сов биологическая активность в течение дня достигает своего пика три раза. Первый чуть запаздывает по сравнению с наиболее распространенным – он начинается примерно в11 часов. В это время дети очень активны, они с удовольствием займутся выполнением посильной физической работы. Второй пик достаточно слаб, в это время им лучше заняться мыслительной деятельностью. Правда, они не очень усидчивы и быстро устают от такой работы. Так что надо чередовать ее с физической. Чтобы внимание детей оставалось, достаточно заинтересованным и дети не отвлекались на разные мелочи. После второго пика им необходимо расслабиться. Поскольку активность сов немного сдвинута по времени, а под вечер им нежелательно спать, отдых их должен быть не слишком продолжительным. Третий пик биологической деятельности у детей сов довольно сильный. В послеобеденное время они могут заниматься такими же делами, как и в утренние часы. Это время хорошо для умственной деятельности. Дети становятся более усидчивыми и воспринимают новую информацию довольно хорошо.
Под вечер таким детям, как правило, хочется гулять или играть в подвижные игры. Спокойные прогулки весьма полезны, а вот подвижными играми злоупотреблять не стоит – пред сном не рекомендуется перевозбуждать нервную систему. Даже если ребенок - сова, все равно нужно постараться в вечернее время свести его деятельность к минимуму. Иначе он просто не уснет до середины ночи, пока его нервная система не придет в норму. Ко сну дети совы готовятся довольно резво, так как они все еще не исчерпали дневной запас энергии. Подготовка ко сну может чередоваться с играми и другими занятиями, постоянно отвлекающими от основного дела. Желательно следить, чтобы дети чересчур не увлекались посторонними делами, а привели комнату в порядок, умывались и укладывались. Если не уследить за дисциплиной, то с утра перед нами с утра встанет обратная проблема. Дети гораздо активнее, чем взрослые, но они быстрее устают. Их биоритмы сильно отличаются от биоритмов взрослого. Если у взрослых существуют только два пика биологической активности, у детей их может быть три и даже больше. Все зависит не только от того, кто он – сова или жаворонок, но еще и от общей подвижности. Есть дети, которые все время крутятся, как юла, соответственно и устают они быстрее, и отдых у них будет короче, У них биологическая кривая может иметь до пяти пиков – в течение дня активная деятельность будет сменяться пассивным отдыхом пять раз.
А есть наоборот, такие дети, которых стоит заставить лишний раз пробежаться. Они не столь активны, поэтому могут дольше заниматься каким - то одним делом, но затем им требуется довольно длительное время для отдыха. Соответственно биологические кривые у них будут совершенно другими.
Даже в основные пики активности дети могут по нескольку раз включаться в работу и по нескольку раз отдыхать. Разница состоит в том, что в активный период работоспособность более высокая, а в пассивный она доходит почти до нуля, но в принципе возможна. (Это не относится лишь ко времени обеденного сна или отдыха.)
Поскольку существует такая разница между взрослыми и детьми, взрослым необходимо планировать свой день с учетом детских особенностей. Зачастую биоритмы детей и родителей совпадают – это может объединять общие привычки и образ жизни. Родители и ребенок могут относиться к одной категории, и даже в этом случае необходимо ориентироваться на наклонности детей. А может случиться, что ребенок имеет свой, отличный от родителей биоритм. Что предпринять в этом случае? Попробовать постепенно ребенка приучить к тому ритму жизни, который ведут родители, чтобы его биологические часы совпадали с родительскими. Допустим, родители – жаворонки, а ребенок сова. Второй пик жаворонка будет сочетаться с первым пиком совы. По времени это произойдет примерно после обеда. В этот период на активную физическую деятельность: нужно поиграть, заняться спортом – это только сблизит вас.
Можно наоборот, являясь совой и имея ребенка – жаворонка, устроить распорядок дня так, чтобы ваш первый пик совпадал с его вторым, и заняться каким – нибудь делом сообща.
1.3 Биоритмы учащихся и воспитание в общеобразовательных школах.
У подавляющего большинства школьников максимум работоспособности приходится на 9-12 часов и на 16-18 часов. Что логично объясняет работу общеобразовательных учреждений в первую с 08.00 – 13.00 и вторую с 14.00- 18.00 смены, которые включают в себя эти ритмы
Многими наблюдениями установлено, что на протяжении года установлена сезонность многих явлений. Хорошо известно, что летом дети растут быстрее, Обыденная: «Как он (она) вытянулась (вытянулся) за лето!» Оказывается, рост костной системы у детей ускоряется весной и замедляется осенью. Это зависит от большего поступления витаминов и минеральных веществ в организм, Значительно большего содержания ультрафиолетовых лучей в солнечном спектре и от других причин. Осенью у учащейся молодежи отмечается наибольшая работоспособность, в конце лета и в начале осени – Лучшая сопротивляемость простудным заболеваниям (следовательно, это и наиболее подходящее время для планомерного закаливания и занятий физической культурой). Именно осенние месяцы отмечены наибольшей работоспособностью людей, занятых преимущественно умственным трудом; осень это пора вдохновения для творческих натур, вспомним хотя бы всплески творческого гения А. С. Пушкина («Болдинская осень»). Осень как подтвердили многие исследователи, пора биологического пика для человека. Соответственно всех развитых странах мира учебный год, как правило, начинается именно осенью в сентябре, а время каникул совпадает с летним периодом годового цикла. А теперь рассмотрим недельную ритмичность. Природное ли это явление? Однозначно ответить нельзя, В самом деле, годовая цикличность прослеживается легко – один оборот земли вокруг солнца, тоже самое, можно сказать про месячную – около тридцати дней происходит один оборот Луны вокруг земли и наконец дневной – один оборот земли вокруг своей оси. А вот недельный ритм, как указывают ученые, соответствует ритму работоспособности человека. У учащихся и рабочих в понедельник – относительно низкая работоспособность; во вторник, среду – высокая работоспособность; в четверг у младших классов работоспособность снижается, у старших классов еще достаточно высока; в пятницу – у всех работоспособность низкая; у учащихся второго – девятого классов в субботу – некоторое повышение работоспособности, это так называемый эмоциональный подъем производительности умственного труда в связи с предстоящим воскресеньем.
Кроме того существует определенная фазность при выполнении любой работы: сначала она не очень высокая (понедельник – стадия врабатываемости), затем наступает максимальная работоспособность (нашем случае - вторник, среда, четверг), далее происходит спад, Если работа не мила, если для учащегося, например не стала вторым домом, то понедельник становиться еще более тяжелым днем – прибавляется психологический груз. Характерно, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается в понедельник и пятницу. Это результат очевидно снижения двигательных реакций человека.
Исследования показали, что введение пятидневной рабочей недели значительно повысило работоспособность, хотя казалось, должно быть наоборот – рабочий день удлиняется. Но при шестидневной рабочей неделе люди, особенно женщины, практически не имеют возможности отдохнуть: за неделю накапливалось много разных домашних дел, которыми и приходилось заниматься в воскресенье. Теперь же для этих целей выделялась суббота, а воскресенье отводилось отдыху. Введение в опытном порядке пятидневной учебной недели в ввузе также оказалоссь очень благотворным, Студенты стали лучше заниматься, больше уделять внимания физической культуре и активным видам отдыха. Умственная работоспособность не снизилась, несмотря на удленнение рабочего дня. Положительные результаты дал другой эксперимент: занятия школьников с двумя выходными – в четверг и воскресенье. Те школы которые работают по пятидневной рабочей недели имеют такие же положительные сдвиги в процессе обучения и отмечают более тесную связь детей с родителями в связи с совпадением режима работы и учебы.
Глава 2. СОСТОЯНИЕ УЧЕТА ВОПРОСОВ БИОРИТМИЧЕСКИХ ВЛИЯНИЙ НА ДЕТЕЙ В ВОСПИТАНИИ В МОУ «СОШ №48»
2.1. В программном материале по курсу основ безопасности жизнедеятельности существует раздел основы здорового образа жизни, там же запланирована тема биоритмы человека и их влияние на здоровье. На запланированном уроке ОБЖ помимо теоретических занятий планируется практические занятия по тестированию учащихся старшей ступени, а именно 10-х классов. Так как работа требует значительных затрат времени дается задание на дом и ставится зачетная оценка по итогам практического задания.
Затем выдаются обоснованные рекомендации каждому учащемуся для практического применения в своей дальнейшей деятельности Практическая деятельность по определению наклонностей у детей. Как правило, высокий подъем работоспособности человека наблюдается с 8-12 и с17-19ч. В эти часы активизируются все функции организма, в то время как с 2-3 ч и с 13-15 ч. Они значительно снижаются. Это можно проследить по корректурной пробе. Известно, что люди с хорошо выраженными биоритмами быстрее адаптируются к изменяющимся условиями среды.
Практическая работа. Исследование индивидуальных биоритмов
Цель работы: изучить особенности индивидуальных биоритмов с целью оптимизации работоспособности.
Оборудование: Таблица «Биоритмотест».
Порядок работы.
1. Биоритмотест
Каждый день регулярно по вечерам, в одно и то же время, отвечайте на вопросы таблицы №8. Вопросы отражают наиболее типичные состояния организма в течение суток: ночью, утром. Днем, вечером. Например вопрос: «Как вам спалось прошлой ночью?» предусматривает два критерия оценки - положительность (количество) и глубина (качество) сна. Оцените оба критерия по семибальной шкале(+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3) и в клеточку, обозначающую день месяца, внесите соответствующее число красных кружков (1,2,3), если оценка со знаком «+», или синих, если оценка со знаком «-« . При отсутствии определенного ответа оставьте клетку пустой. Ежедневно баллы суммируются, подводится, подводится итог, затем строится кривая. Для того чтобы проверить результаты самооценки своего состояния, проводят дополнительные испытание с помощью штрихтеста: В максимально бастром темпе на чистом листе бумаги шариковой ручкой в одну или несколько строчек чертят возможно большее число вертикальных несоприкасающихся линий высотой около сантиметра. Подсчитайте число штрихов, сделанное за 30 секунд. Поскольку в течение дня работоспособность меняется, лучше получить усредненное значение выполнение штрихтеста. Оптимально выполнять – выполнять этот тест каждые 2 часа с 7 часов до 23 часов. Допустима и меньшая частота - 5 проб через 4 часа. Второй контрольный график надо для наглядности построить под первым в той же системе координат. За норму (0) принимается выполнение 160 штрихов за 30 секунд. Лучше всего фиксировать итоги на листе миллиметровой бумаги. Те кто проявит терпение и будет выполнять все условия теста, через несколько недель, заметят, что их самочувствие. Подчиняется определенной зависимости. Периоды жизненного подъема и спада отчетливо видны, в связи с этим можно сделать выводы относительно организации своего труда. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, смогут заранее предупредить появление очередного приступа или обострения недуга. В настоящее время в связи с представлениями о чрезвычайной важности биоритмов в жизни человека, в медицине и биологии определились отдельные отрасли – «хрономедицина» и «хронобиолония». Циклический характер носят не только физиологические процессы в организме, но и психические: от инстиктивных потребностей до сложных процессов мышления, творческой деятельности. Опыт показывает, что даже психологическая совместимость в коллективе зависит от совместимости биоритмов его членов.
2. Тест на определение работоспособности
Большинство людей предпочитают для работы определенное время суток. Одни наиболее продуктивно трудятся утром, а другие – в вечернее время. Люди, обладающие разным ритмом работоспособности, отличаются особенностями характера и тем как они реагируют на окружающее и как болеют. Все это позволяет считать ритм работоспособности не результатом привычки к определенному режиму труда, а внутренне присущим человеку качеством.
1. Когда вы бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?
Часы зимой
Часы летом
Баллы
5.00-6.45
4.00-.5.45
5
6.46-8.15
5.46-7.15
4
8.16-10.45
7.16-9.45
3
10.46-12.00
9.46-11.00
2
12.01-13.00
11.01-12.00
1
2. когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались бы при этом исключительно личными желаниями?
Часы зимой
Часы летом
Баллы
20.00-20.45
21.00-21.45
5
20.46-21.30
21.46-22.30
4
21.31-00.15
22.31-1.15
3
00.16-1.30
1.16-2.30
2
1.31-3.00
2.21-4.00
1
3. Нужен ли вам будильник, если утром вы должны встать в строго определенное время?
Вариант ответа
Баллы
Совершенно не нужен
4
В отдельных случаях нужен
3
Нужен почти всегда
2
Не могу обойтись без будильника
1
4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23-2ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
Вариант ответа
Баллы
Абсолютно бесполезной. Не мог работать
4
Была бы некоторая польза
3
Работа была бы достаточно эффективной
2
Работа была бы высокоэффективной
1
5. Легко ли вы встаете утром?
Вариант ответа
Баллы
Очень трудно
4
Довольно трудно
3
Довольно легко
2
Очень легко
1
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся впервые полчаса после подъема?
Вариант ответа
Баллы
Не чувствую: очень большая сонливость
4
Чувствую небольшую сонливость
3
Довольно ясная голова
2
Полная ясность мыслей
1
7. Каков ваш аппетит впервые полчаса после подъема?
Вариант ответа
Баллы
Аппетита совершенно нет
4
Аппетит снижен
3
Довольно хороший аппетит
2
Прекрасный аппетит
1
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жестокого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4-7ч.), насколько продуктивной была ба ваша работа в это время?
Вариант ответа
Баллы
Абсолютно бесполезной. Я бы совершенно не мог работать
4
Была бы некоторая польза
3
Работа была бы достаточно эффективной
2
Работа была бы высокоэффективной
1
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые часы после подъема?
Вариант ответа
Баллы
Большая вялость вплоть до полной разбитости
4
Небольшая вялость
3
Не чувствую усталости
2
Чувствую себя бодрым и отдохнувшим
1
10. Если вам не нужно на работу на следующий день, когда вы ляжете спать?
Вариант ответа
Баллы
Не позже чем обычно
4
Позже на 1 час и меньше
3
На 1-2 часа
2
11. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?
Вариант ответа
Баллы
Очень трудно
4
Довольно трудно
3
Довольно легко
2
Очень легко
1
12. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью занятий физической культурой. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу два раза в неделю, лучшее время для вашего друга с 7 до 8 часов утра. Является ли этот период наилучшим для вас?
Вариант ответа
Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме
4
Я был бы в довольно хорошем состоянии
3
Мне было бы трудно
2
Мне было бы очень трудно
1
13.В какое время вечером вы чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
Вариант ответа
Баллы
20.00-.21.00
5
21.00-22.15
4
22.16-00.45
3
00.45-2.00
2
2.01-3.00
1
14. Для выполнения двухчасовой работы требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырех предлагаемых периодов времени вы выбрали бы если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаниями?
Вариант ответа
Баллы
8.00-10.00
6
11.00-13.00
4
15.00-17.00
2
19.00-21.00
0
15. Насколько вы устаете к 23 часам?
Вариант ответа
Баллы
8.00-10.00
5
11.00-13.00
3
15.00-17.00
2
19.00-21.00
1
16. По какой – то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро вам нет необходимости вставать в определенное время. По какой из четырех предполагаемых схем вы будете себя вести?
Вариант ответа
Баллы
Я проснусь в обычное время и больше не усну
6
Я проснусь в обычное время и буду дремать
4
Я проснусь в обычное время т снова засну
2
Я проснусь позже, чем обычно
0
17. Вы должны дежурить ночью. Следующий день у вас свободен. Какой из четырех предполагаемых вариантов будет для вас наиболее приемлемым?
Вариант ответа
Баллы
Спать я буду только после ночного дежурства
6
Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать
4
Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после еще подремлю
2
Я полностью высплюсь перед дежурством
0
18. Вы должны в течение 2 ч. Выполнить тяжелую физическую работу. Какое время вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?
Часы
Баллы
8.00
6
11.00-13.00
4
15.00-17.00
2
19.00-21.00
0
19. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него – 22-23ч. Насколько подходит, судя по самочувствию, это время для вас?
Вариант ответа
Баллы
Да, я был бы в хорошей форме
1
Пожалуй , я был в приемлемой форме
2
Немного поздновато, я был бы в плохой форме
3
Нет в это время я бы совсем не мог тренироваться
4
20. В котором часу вы вставали по утрам в детстве во время летних каникул когда час подъема выбирался исключительно по вашему личному желанию?
Часы
Баллы
5.06.45
5
6.45-7.45
4
7.46-9.45
3
9.46-10.45
2
10.46-12.00
1
21. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать свое рабочее время, Предположим, у вас 5 часовой рабочий день(включая перерывы) и ваша работа интересна и удовлетворят вас. Выберите отрезок времени, когда эффективность вашей работы была наиболее наивысшей.
Часы
Баллы
00.01-5.00
1
5.01-8.00
5
8.01-10.00
4
10.01-16.00
3
16.00-21.00
2
21.00-24.00
1
22. В какое время суток вы полностью достигаете «Вершины» своей трудовой деятельности?
Часы
Баллы
00.01 -4.00
1
4.01 -8.00
5
8.01-9.00
4
9.01-14.00
3
14.01-17.00
2
17.01-24-00
1
23. Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа, так называемых «жаворонках» и «совах». К какому из типов вы относите себя?
Вариант ответа
Баллы
Четко к утреннему («жаворонок»)
5
Скорее к утреннему, чем к вечернему
4
Скорее к вечернему, чем к утреннему
3
Четко к вечернему(«сова»)
2
2.2 Обработка результатов тестирования и коррекция поведения учащихся
Для обработки результатов тестирования следует
Подсчитать сумму полученных баллов, определить ваш тип:
Свыше 92 –четко выраженный тип;
77-91 – слабо выраженный утренний тип;
58-76 – аритмичный тип;
42-57 – слабо выраженный вечерний тип;
ниже 41 – четко выраженный вечерний тип.
Для достижения оптимальных результатов в работе необходимо совпадение ее нагрузок с биологическим ритмом трудоспособности, так считают хронобиологии.
Коррекция поведения
Не надо забывать, что в этой жизни существует только преподаватель и учащийся. Есть достаточно много проблем и забот, есть работа и домашние обязанности. И ко всему этому необходимо приспособиться. Если взрослый человек способен постепенно привыкнуть к тому распорядку дня, который ему выгоден, со временем он впишется в тот ритм жизни, который отвечает его целям. А как в этом случае лучше всего поступить с детьми? Ведь сам он не сможет перестроиться и изменить свои укоренившиеся привычки. Это придется делать взрослым. Биологическая кривая не всегда совпадает с тем образом жизни, к которому необходимо стремиться. Что предпринять в этом случае и вообще стоит ли стараться что – то изменить? Нужна ли коррекция биологической кривой детей. В первую очередь, если мы намерены приучить детей к определенному распорядку дня, заняться этим нужно как можно раньше. Чем младше возраст детей, тем легче перестроить его режим. Учеными доказано, что возраст серьезно влияет на становление характера и привычек. Если для коррекции маленького ребенка потребуется достаточно непродолжительное время (всего несколько месяцев или даже недель), то с подросшим придется повозиться. Из этого можно сделать вывод: чем раньше начнем приучать детей к определенному ритму жизни, тем легче в итоге будет ему адаптироваться к жизни в обществе. Мы уже отмечали, что если дети – жаворонки, им достаточно легко втавать по утрам и собираться в школу. Здесь не нужна ни какая коррекция. Поскольку они способны сразу после подъема включиться в активную деятельность, Нои могут сделать все сами. Без помощи взрослых. Но в вечерний период такие дети довольно вялы. В данном случае рекомендуется что – то предпринять. Можно пойти двумя путями: откорректировать его режим или более равномерно распределить нагрузки второй половины дня. Занявшись коррекцией, постарайтесь удлинить время активной деятельности детей. Но вечером не стоит чрезмерно загружать всевозможными занятиями, чтобы не перебить сон. Лучше читать книги перед сном. Занятие это не сложное, но довольно серьезное. Постепенно надо увеличивать время чтения – с каждым днем человек будет засыпать чуть позже. В результате время его бодрствования вечером увеличится, и постепенно он привыкнет ложиться спать позже обычного. Можно не вносить изменения в режим ребенка, а приучить его к тому, чтобы он успевал делать все до отхода ко сну. Если человек не относится ни к одной из категорий, то есть ложиться спать и просыпается в «нормальное» для большинства людей время, корректировать его поведение нет смысла. У таких детей биологическая кривая можно сказать совершенна. Единственная проблема, которая может возникнуть, в том, что он не будет успевать заканчивать важные дела до сна. В этом случае также рекомендуется чуть – чуть удлинить время его бодрствования. Хотя наилучшим вариантом остается рациональное планирование его дневной деятельности.
Дети совы. Это, пожалуй, самые сложные дети. Если ребенок привык вставать довольно поздно, он с большим трудом привыкнет к распорядку дня школы. Ранние подъемы непременно отразятся на его самочувствии. Ребенок не захочет одеваться, и будет тянуть время. В любой момент он постарается приложить голову к подушке. Как этого можно избежать? Что предпринять? Коррекция в данном случае просто необходима. Ему не составит сложности привыкнуть к определенному графику жизни, если приучать его постепенно. В первое время выходные дни, конечно. Должны оставаться за ребенком. Иногда ему все – таки необходим продолжительный сон, а в выходные подойдут как нельзя лучше. В остальные дни, когда ребенок должен посещать учебное заведение, поднимать его надо чуть раньше, так, чтобы у него и у вас в запасе было немного времени.
Поскольку дети – совы по утрам медлительны, в первое время придется помогать им собираться. А чтобы взбодрить ребенка, нужно включить ритмичную музыку. Самыми тяжелыми в период коррекции будут именно утренние часы, пока ребенок не привыкнет к ранним подъемам. Но этим все не заканчивается, придется не только рано будить его, раньше обычного укладывать спать. То может доставить немало хлопот. В первую очередь, не допускайте ни каких стрессов или чрезмерных нагрузок перед сном. Очень эффективны непродолжительные нагрузки типа вечерних прогулок на свежем воздухе. Через некоторое время ребенок будет без напоминаний ложиться спать чуть раньше, так нагрузка всего дня скажется на его вечерней активностью В этот период может возникнуть такая проблема: он перестанет успевать все делать вовремя. Дела которыми он занимался в вечернее время просто останутся без его внимания. Чтобы этого не случилось, нужно пересмотреть режим его дня. Обратите внимание на то время, когда он наиболее активен. Учтите, что с переменой жизненного ритма немного изменится биологическая кривая, соответственно поменяются некоторые привычки, время физической активности. И уже, исходя, из этого планируйте вечерние занятия. Но не всегда есть необходимость в коррекции поведения детей – сов, иногда лучше обойтись без вмешательств в их привычный ритм жизни. Если его основные биоритмы примерно совпадают с общим распорядком, пожалуй, ничего не следует менять. Если ребенок ведет достаточно активный образ жизни в соответствии с привычным для него ходом биологических часов, вам придется только правильно распланировать распорядок дня. Тем самым вы сумеете избежать многих проблем , связанных со сдвигами биологической кривой. Помогите ребенку в утренние часы – и вам не придется насильственно сдвигать его естественные биоритмы. А если ребенок сова учится во вторую смену, вставать чуть позже и выполнять домашние задания после школьных занятий ему будет очень удобно. Обратите внимание еще на одну очень важную деталь. Коррекция – довольно длительный и сложный процесс, и останавливаться в середине пути нельзя ни в коем случае. Если уж вы решили откорректировать жизненный биоритм ребенка, обязательно доведите начатое до конца. Если не закончите коррекцию полностью, биоритм ребенка собьется окончательно. Это может привести к нервным расстройствам и к ухудшению его здоровья. Не думайте. Что если ребенок стал вставать раньше, значит, он уже перестроился. Совсем нет! Как только ваш контроль ослабнет, организм ребенка возьмет свое и снова войдет в привычное русло. Только когда вы полностью убедитесь, что ребенок перестроился, можно на время ослабить контроль, для того чтобы проверить, сумеет ли он самостоятельно следовать новому распорядку дня. Так что перед коррекцией стоит очень серьезно заняться планировкой этого процесса. Иначе вы просто загубите здоровье ребенка. И если ребенка, кем бы он ни был – совой или жаворонком, вас устраивают, не торопитесь вмешиваться в программу, заложенную в него природой. Меняя ритм его жизни, вы покушаетесь не только на часы подъема и отхода ко сну – вы перестраиваете все, даже характер ребенка, его привычки и особенности. Так что задумайтесь, насколько необходима эта коррекция и что в итоге может получиться, если вы вторгнитесь в естественное течение жизни человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
А теперь сделаем некоторые практические выводы. Надо постараться так спланировать свою рабочую неделю, чтобы все дела, пусть даже с перегрузкой, но выполнить до воскресенья. Воскресенье полный отдых: для людей преимущественно умственного труда, мало двигающихся – загородный поход, дальняя экскурсия, работа на приусадебном участке, занятия физическими упражнениями для утомления «мускульного голода». И еще желательно в четверг совершить после работы (учебы) длительную прогулку, и вообще не следует в четверг очень загружать. А вот во вторник и среду надо поработать с полной отдачей сил.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. – М., 1991.
2. Вельховер Е. и др. Локаторы здоровья. – М.,1996.
3. Коростелев Н. Б. Слагаемые здоровья. – М., 1990.
4. Чижевский А. Л. Во власти ритма. – М., 1996.
5. Зверев И. Д. Организм и здоровье.- М., 2000.
6. Дичев Т. Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология.- М., 1994.
7.Дорохов А. Про тебя самого. – М.,1989.
8. Анастасова Л. П. и др. Человек и окружающая среда.- М., 1997.
9. Алиев Х. М. Ключ к себе. – М., 1990.
13PAGE 15
13PAGE 141615
15