Переживание одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска.

.....................5
1 Теоретические основы исследования переживания одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска....6
1.1 Суицидальный риск подростков................................................................6
1.2 Одиночество подростков как причина суицида.....14
2 Экспериментальное исследование особенностей переживания одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска..22
2.1 Организация и методы исследования..................22
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования ......................26
Заключение.......32
Список использованных источников ....34
Приложение А Выявление суицидального риска у детей  (Кучер А.А., Костюкевич В.П.)36
Приложение Б Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.).42
Приложение В Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона45














ВВЕДЕНИЕ

Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах Министерства Здравоохранения РФ за 2013 год, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 38% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 12 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
По данным психиатров, это случается буквально каждый месяц, по 2–3 случая. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах самоубийство как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на детский подростковый возраст.
Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. А количество самоубийств среди лиц в возрасте 15–24 лет в последние 15 лет, увеличилось в два раза.
Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. В том числе и переживание одиночества.
Подросткам присуще переживание одиночества в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, не получили эмпирической проверки.
В работах С.Г. Корчагиной описано понятие суицид, а также причины суицидального поведения. С.Г. Корчагина, Б.С. Волков выделяют особенности суицидального поведения подростков. Б.С. Волков описывает способы консультирования клиентов с суицидальными намерениями. Однако изучению особенностей переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска в психологических трудах не уделено достаточно внимания.
Целью нашего исследования является изучение особенностей переживания одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска.
Объектом нашего исследования является переживание одиночества подростками.
Предмет исследования – переживание одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую литературу по теме исследования, охарактеризовав понятия «одиночество», «уровень суицидального риска», выделив особенности переживания одиночества подростками с разным уровнем суицидального риска.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня суицидального риска и уровня одиночества подростка.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска
Методы исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2.Методы сбора эмпирических данных («Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.); «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.); «Методика субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассел и М. Фергюсон).
3.Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.
Методологическая основа исследования: методические и научные исследования Н.П. Бадьиной, Б.С. Волкова, С.Г. Корчагина, И.А. Погодина, Ю.В. Синягина и других.
В качестве базы исследования выступает КГБУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Лесосибирский", Красноярский край. Выборка исследования состоит из 16 подростков. Средний возраст испытуемых - 15-16 лет.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут использоваться школьными психологами, учителями; а также в работе клинического психолога с подростками при оказании экстренной психологической помощи.
Структура исследовательской работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (22 наименования). Результаты исследования представлены в 3 таблицах, 2 рисунках. Объем работы составляет 35 страниц.






ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Суицидальный риск подростков

Суицид (от лат. sui себя, саеdо убивать, уничтожать); под ним понимают акт лишения себя жизни, при котором человек действует преднамеренно, целенаправленно и осознанно. В последние годы в литературе получил распространение термин парасуицид, обозначающий преднамеренное самоповреждающее поведение, которое повышает риск смерти. При парасуицидальном поведении осознанное намерение умереть может отсутствовать или являться амбивалентным [1:427].
Принято различать следующие формы суицидального поведения: суицидальные мысли (тенденции), суицидальные попытки и завершенные суициды. Под суицидальными мыслями понимают мысли о смерти, суициде или серьезном самоповреждении. Суицидальные тенденции более общее понятие, которое включает как суицидальные мысли, так и суицидальные побуждения, когда человек испытывает позывы к самоубийству. Термин суицидальная попытка обозначает попытку нанести повреждение самому себе или совершить самоубийство, не закончившуюся летальным исходом. Понятие абортивной суицидальной попытки отсылает к случаям, когда индивид близок к тому, чтобы совершить суицид, но изменяет свои намерения непосредственно перед совершением суицидального акта. Наконец, под завершенным суицидом понимают смерть от нанесенных самому себе повреждений.
В отечественной литературе широко применяется разграничение демонстративно-шантажного, самоповреждающего (парасуицидального) и истинного суицидального поведения. Демонстративно-шантажное суицидальное поведение предполагает своей целью не лишение себя жизни, а демонстрацию субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих. Самоповреждающее (парасуицидальное) поведение характеризуется нанесением самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения. Истинное суицидальное поведение характеризуется последовательной реализацией обдуманного плана лишения себя жизни.
Существует три степени суицидального риска:
1. Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).
2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
3. Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
К подростку, который обсуждает идею самоубийства или пытается его совершить, следует относиться серьезно. Оценка риска суицида включает выявление психического или соматического заболевания, наличия или отсутствия социальной поддержки, недавней утраты близких, предшествующих суицидальных попыток или актов насилия, плана самоубийства и доступности средств для выполнения этого плана, возможного влияния психоактивных средств; необходимо также изучение семейного анамнеза (истории семьи) [16:205].
На первоначальном этапе педагог-психолог достаточно информации получает, используя диагностические минимумы, которые проводятся в учреждении образования согласно плану. Потребность в дополнительной диагностике возникает в ситуации среднего суицидального риска, когда у подростка есть мысли о самоубийстве или он высказывает намерения совершить суицид. В этом случае многие авторы предлагают воспользоваться следующей диагностической схемой: диагностическое интервью, тест Личко «ПДО», тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, определение направленности личности Баса, тест тревожности Спилбергера-Ханина, опросник Баса-Дарки, метод неоконченных предложений Подмазина, проективные рисуночные тесты [14:149].
Кроме этого, существуют различные признаки и словесные маркеры, указывающие на опасность.
Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:
1. Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой присуще каждому человеку. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смысле жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить, что если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то невыносимой ситуации.
2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда наблюдается, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не будут замечать перемен в их поведении. Единственный выход в таких случаях прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.
4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако такое поведение обычно дает противоположный результат неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.
5. Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.
6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Подростки в такой ситуации раздаривают любимые вещи (диски с играми, музыкой, одежду или коллекцию постеров и др.) или наоборот начинают игнорировать их (ходят в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушают любимые музыкальные диски, не смотрят любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.
7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.
8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
9. Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти их жизни это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях недопустимо невнимание и агрессивность к суициденту. Подобные реакции только подтолкнут его к исполнению угрозы.
10. Активная предварительная подготовка. Выражается в том, что подросток изучает специфическую литературу или Интернет и собирает информацию об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства), ведет разговоры о суициде как о легкой смерти, о загробной жизни, посещает кладбища и красочно описывает их и т.п. [10:327].
Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстра - и интроперсональные (Корчагина С.Г., Волков Б.С.).
К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:
- психозы и пограничные психические расстройства;
- суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
- подростковый возраст;
- экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
- утрату статуса;
- конфликтную психотравмирующую ситуацию;
- пьянство, употребление наркотиков.
Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:
- особенности характера;
- сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
- неполноценность коммуникативных систем;
- неадекватную (завышенную, заниженную или неустойчивую) самооценку;
- отсутствие или утрату целевых установок и ценностей, лежащих в основе жизненной позиции и т.д. [20:73].
Если внимательно наблюдать за подростками, то можно вовремя заметить эмоционально-поведенческие нарушения и признаки суицидального поведения. У подростков, попавших в кризисную ситуацию, изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.
Выделяются внешние, поведенческие и словесные маркеры суицидального риска.
Поведенческие маркеры:
- Тоскливое выражение лица.
- Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
- Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
- Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
- Гипомимия (повышенная, часто неестественная мимика).
- Амимия (отсутствие мимических реакций).
- Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость или отсутствие ответов.
- Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
- Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
- Двигательное возбуждение.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, «бесчувственность».
- Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
- Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
- Постоянная тоска, взрывы отчаяния, безысходности, усиление мрачного настроения когда вокруг много радостных событий.
- Пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий прошлого.
- Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
- Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту, поиски сочувствия, обращение за помощью к врачу) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими.
- Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное давление, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди, то же в других частях тела (голове, животе), запоры, нарушение менструального цикла (задержка) [22: 37].
Словесные маркеры (высказывания подростка):
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
- Прощания.
- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.) [21:79].
Таким образом, учитывая вышесказанное, мы можем определить следующую группу риска:
- Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30%.
- Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
- Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
- Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
- Подростки, злоупотребляющие алкоголем. Риск суицидов очень высок до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
- Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы.
- Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
- Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
- Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
- Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что психологическое понятие суицида заключается в осознанном акте устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Причинами суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.

1.2 Одиночество подростков как причина суицида

Одиночество социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации [1:326].
Проблема одиночества предмет исследования представителей различных наук философии, медицины, психологии, педагогики, социологии, богословия. В наши дни проблема одиночества стоит особенно остро в связи с тем, что общество выдвигает на первый план потребности в самореализации, достижении жизненного успеха, обещая за это материальные блага, и человек, стремясь к этому, проявляет социальную активность, забывая о потребностях души, нередко страдающей от одиночества.
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви.
Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.
Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.
Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего – лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.
Вместе с тем, у проблемы одиночества имеются не только отрицательные аспекты. При всех плюсах общения, социальных контактов, социальной активности человек нуждается в определенном времени, чтобы побыть наедине с собой, собственными мыслями и переживаниями; это особенно актуально в подростковый период. Эту потребность испытывают не только представители творческих профессий (художники, писатели и т.д.) и ученые, но и обычные люди. Ее учитывают и воспринимающие человека как неотъемлемую часть общности восточные культуры, предполагая её удовлетворение через углубленное самопознание и медитацию.
Истоки одиночества следует искать в самом субъекте, его личностных, эмоциональных особенностях. Такие психологические характеристики как неадекватная самооценка, тревожность, застенчивость, агрессивность не способствуют нормальной коммуникации. Напряженность, чувство неполноценности, подавленность поддерживают психологию одиночества и связанные с ней состояния. Истоки проблемы могут корениться и в семейной истории человека, если, к примеру, между родителями и детьми не складывалось отношений, основанных на доверии, а наоборот возникало взаимное отчуждение. Психология одиночества может выражаться и в том, что на поверхности оказывается проблема отношений, но подсознательно речь идет о более глубинных моментах например, об отсутствии цели жизни, которая бы наполнила ее интересным смыслом и содержанием [12:69].
Иногда трудно выявить причины, по которым человек поддерживает состояние одиночества: помимо факторов, обусловленных семьей, это может быть разочарование в ранее создаваемых отношениях, страх довериться людям, а, быть может, привычка воспринимать «другого» как отражение себя, не уважая его личностные качества и индивидуальность. Эти и другие моменты составляют основу психопатологии одиночества.
Человек, считающий себя одиноким, нередко склонен оправдывать собственные неудачи, неуспех в жизни, как уверяя себя («меня никто не любит», «меня никто не понимает» и т.п.) так и подсознательно выбирая такие ситуации, которые бы в итоге подтверждали неизбежность такого психологического состояния [5:128].
Одиночество как социальная проблема возникает вследствие особенностей семейного воспитания, с одной стороны, и недостаточного внимания общества к внутреннему миру и эмоциональной сфере человека, с другой. Среди подростков одиночество нередко порождает развитие форм поведения, противопоставляющих личность обществу, либо направленных на уход из него (криминал, алкоголизм, наркомания) [6:37]. В поведенческом плане проблема одиночества у подростков проявляется в том, что они нередко замыкаются в себе, избегают других людей, становятся агрессивны, а в эмоциональном плане испытывают отчаянье, безнадежность, грусть, печаль.
Психологами выделены три, основные типа одиночества:
1. Одиночество, как изолированность от самого себя, когда индивидуум отказывается от своих желаний, не знает их, не осознает, или не доверяет себе, вместо этого следует за другими, ориентируясь на «правильно» или «нужно».
2. Одиночество как изолированность от других людей, когда индивидуум избегает отношений с другими людьми по причине, возможно, неумения строить взаимоотношения, страха оказаться в зависимости, личностных особенностей характера или негативного опыта предыдущий отношений.
3. Одиночество по жизни, когда индивидуум осознает, что никто и ничто кроме него самого не смогут дать ему суть для чего жить [5:135]. Он приходит к пониманию, что сам отвечает за свою жизнь. И эту ситуацию изменить никто не может. К осознанию этого факта приходят не только старики. Этот задача возникает перед каждым, когда индивидуум вплотную сталкивается со смертью. После этого он чувствует боязнь и беспомощность перед чем-то более могущественным и понимает, что в жизни все когда-нибудь заканчивается. А в тот период, когда индивидуум еще жив, он должен в одиночку справляться и силами природы и с силами, действующими в обществе. В результате он испытывает боязнь и дискомфорт, который компенсирует обществом других людей. У такого человека могут быть хорошие отношения с другими людьми и с самим собой, поскольку он осознает реальность одиночества, как своего, так и каждого из окружающих и это душа помогает ему понимать других и находить с ними общий язык.
В раннем детстве и в подростковом возрасте человек испытывает жгучую потребность в общении и тесном контакте с другим человеком. Однако если подросток в силу тех или иных причин не встречает со стороны родителей адекватной реакции, он не приобретает и соответствующих навыков общения, что впоследствии может вести к возникновению одиночества. Драматичным может стать для подростка и опыт первой романтической влюбленности, не встретившей взаимности [6:44].
Отмеченное выше позволяет более глубоко исследовать природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность (я – иной). Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение [7:53].
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Трудности этого возраста в большой мере связаны с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взглядов, несмотря на контакты с людьми) [13:81].
Любопытно заметить, что некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных показаний к этому не было. Иначе говоря, субъективные и объективные факторы одиночества не совпадают.
Субъективно одинокие подростки по–разному реагируют на одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Для тех, кто стремится его избежать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что одни при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением. Для других характерно преобладание спокойствия, смирения, безразличия. Они позитивно переживают одиночество, представляют себе уединение как вполне удовлетворительную ситуацию. Они часто спокойны, расслаблены, а иногда чувствуют прилив творческих сил.
В современном обществе увеличивается число подростков, испытывающих чувство одиночества, что нередко приводит к личностным девиациям с такими социально опасными последствиями, как депрессия, алкоголизм, наркомания, игромания и попытки суицида. Выявлено, что за последние 10 лет количество попыток самоубийства среди молодежи увеличилось почти в 3 раза [14:479]. Основными причинами являются безответная любовь, конфликты в семье и учебном процессе, безотчетный страх перед будущим и тотальное одиночество. Каждый год один из 12 подростков пытается свести счеты с жизнью. По количеству самоубийств среди молодежи Россия занимает первое место в мире. Именно в этом контексте Э. Дюркгейм использовал понятие «аномическое самоубийство» вид самоубийства, в основе которого лежит социальная дезорганизация личности: разрыв социальных связей, чувство одиночества, подавленности.
Для решения этой проблемы исследователи советуют помогать улучшению взаимопонимания в семье и среде сверстников, формировать позитивное мышление и способность к адекватной самооценке и критической оценке действий. Суицидальный настрой у подростков в основном объясняется отсутствием матери, злоупотреблением алкоголем отца, безденежьем в семье. Однако есть и такие, чьи родители состоятельные люди, но родителям нет дела до ребенка. Такие подростки попадают в группу риска от невнимания и одиночества.
Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.). Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.
Понятием «одиночество» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску [13:96].
Подростки, испытывающие чувство одиночества, обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Вместе с тем ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей.

























ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Организация и методы исследования

Исследование проводилось на базе КГБУ Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Лесосибирский". В данном исследовании принимали участие 16 подростков, возраст испытуемых 15-16 лет.
Для проведения эмпирического исследования были подобраны следующие диагностические методики:
«Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.);
«Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.);
Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона).
Далее рассмотрим методы эмпирического исследования.
«Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.).
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
- учет перенесенных заболеваний или травмы мозга; 
- влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора; 
- анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
- можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть; 
- я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни; 
- выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; 
- я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
14 "$&(*
·
·
·
·йЦель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Обработка результатов. После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
2. Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.).
Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.
Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма «карты риска» и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов риск суицида незначителен;
9–15,5 баллов риск суицида присутствует;
более 15,5 балла риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.
3. Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
Инструкция. Испытуемому предлагается ряд утверждений. Необходимо рассмотреть последовательно каждое и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к жизни испытуемого при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отмечается знаком «+».
Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» на 2, «редко» на 1 и «никогда» на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества 60 баллов.
Интерпретация. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

На первом этапе исследования мы провели диагностику суицидального риска у подростков с помощью методики «Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.), результаты которой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Выявление суицидального риска у детей» (Кучер А.А., Костюкевич В.П.).
Код испытуемого
Количество баллов
Показатель суицидального риска

№1
8
Не требуется особое внимание

№2
10
Требуется особое внимание

№3
11
Требуется особое внимание

№4
13
Требуется формирование антисуицидальных факторов

№5
7
Не требуется особое внимание

№6
16
Требуется формирование антисуицидальных факторов

№7
5
Не требуется особое внимание

№8
11
Требуется особое внимание

№9
2
Не требуется особое внимание

№10
13
Требуется формирование антисуицидальных факторов

№11
14
Требуется формирование антисуицидальных факторов

№12
10
Требуется особое внимание

№13
15
Требуется формирование антисуицидальных факторов

№14
11
Требуется особое внимание

№15
12
Требуется особое внимание

№16
15
Требуется формирование антисуицидальных факторов


По результатам диагностики все испытуемые были разделены на три группы:
1 группа - дети, у которых фактор суицидального риска не требует особого внимания – 4 подростка (25%). У детей данной группы отсутствуют суицидальные мысли.
2 группа - дети, у которых фактор суицидального риска требует особого внимания – 6 подростков (37,5%). В данной группе выявлен суицидальный незначительный риск. У испытуемых есть суицидальные мысли без определенных планов.
3 группа – дети, которым требуется формирование антисуицидальных факторов – 6 подростков (37,5%). У данной группе детей суицидальный риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
Для определения степени выраженности факторов риска суицида у подростков мы использовали методику «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.). Результаты данной методики представлены в таблице 2,3,4.
Таблица 2
Результаты исследования по методике «Карта риска суицида» 1 группы (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.)
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№1
5
Риск суицида незначителен

№5
4
Риск суицида незначителен

№7
2
Риск суицида незначителен

№9
3
Риск суицида незначителен




Таблица 3
Результаты исследования по методике «Карта риска суицида» 2 группы (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.)
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№2
8
Риск суицида незначителен

№3
10
Риск суицида присутствует

№8
12
Риск суицида присутствует

№12
10
Риск суицида присутствует

№14
8
Риск суицида незначителен

№15
13
Риск суицида присутствует


Таблица 4
Результаты исследования по методике «Карта риска суицида» 3 группы (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.)
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№4
16
Риск суицида значителен

№6
17
Риск суицида значителен

№10
15
Риск суицида присутствует

№11
16
Риск суицида значителен

№13
18
Риск суицида значителен

№16
16
Риск суицида значителен


По результатам методики «Карта риска суицида» (модификация для подростков Шнейдер Л.Б.) получены следующие результаты. У 6 подростков (37,5%) риск суицида незначителен. У 5 подростков (31,25%) риск суицида присутствует. А у 5 подростков (31,25%) наблюдается значительный риск суицида.
Сравнительный анализ выявления суицидального риска у подростков с использованием методик «Выявление суицидального риска у детей» и «Карта риска суицида» представлен в рисунке 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис.1. Результаты исследования по методикам «Выявление суицидального риска у детей» и «Карта риска суицида»
Из рисунка 1 видно, что данные по двум методикам практически совпадают.
В 1 группе испытуемых (25% выборки) фактор суицидального риска не требует особого внимания. По методике «Карта риска суицида» в данной группе риск суицида незначителен у 100% данной группы.
Во 2 группе испытуемых (37,5% выборки) выявлен суицидальный незначительный риск. По методике «Карта риска суицида» в данной группе у 33,3% выборки выявлен незначительный риск суицида, а у 66,7 % выборки присутствует риск суицида.
В 3 группе испытуемых (37,5% выборки) суицидальный риск средней степени. По методике «Карта риска суицида» в данной группе у 16, 7 % выборки присутствует риск суицида, у 83,3% выборки риск суицида значителен.
Далее мы проводили исследование по методике субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Целью данного исследования было выявление уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким. Результаты исследования представлены в таблице 5,6,7.
Таблица 5
Результаты исследования по методике субъективного ощущения одиночества 1 группы Д. Рассела и М. Фергюсона
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№1
5
Низкий уровень одиночества

№5
2
Низкий уровень одиночества

№7
28
Низкий уровень одиночества

№9
14
Низкий уровень одиночества


В данной группе у 100 % испытуемых выявлен низкий уровень одиночества.
Результаты исследования по методике субъективного ощущения одиночества
2 группы Д. Рассела и М. Фергюсона
Таблица 6
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№2
45
Средний уровень одиночества

№3
48
Средний уровень одиночества

№8
53
Средний уровень одиночества

№12
49
Средний уровень одиночества

№14
51
Средний уровень одиночества

№15
43
Средний уровень одиночества

В данной группе у 100 % испытуемых выявлен средний уровень одиночества.
Таблица 7
Результаты исследования по методике субъективного ощущения одиночества
3 группы Д. Рассела и М. Фергюсона
Код испытуемого
Количество баллов
Степень выраженности суицидальных факторов риска

№4
61
Высокая степень одиночества

№6
70
Высокая степень одиночества

№10
63
Высокая степень одиночества

№11
68
Высокая степень одиночества

№13
64
Высокая степень одиночества

№16
72
Высокая степень одиночества

В данной группе у 100 % испытуемых выявлена высокая степень одиночества.
В результате исследования по методике субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона получены следующие результаты. 4 подростка (25%) – имеют низкий уровень одиночества; 6 подростков (37,5%) – имеют средний уровень одиночества; а у 6 подростков (37,5%) наблюдается высокая степень одиночества.
Тем самым, можно сделать вывод о том, что существует две взаимосвязанных особенности переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска. Первая особенность - с повышением уровня одиночества подростка, повышается и степень выраженности суицидальных факторов риска. Вторая, прямо противоположная – с повышением степени выраженности суицидальных факторов риска, повышается уровень одиночества.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое понятие суицида заключается в осознанном акте устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Причинами суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением.
Выявление категории детей с суицидальным поведением, тех чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью остается актуальным на протяжении последних десятилетий. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни.
Можно определить следующие группы риска подростков:
- Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30%.
- Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
- Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
- Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.
- Подростки, злоупотребляющие алкоголем. Риск суицидов очень высок до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
- Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы.
- Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
- Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
- Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
- Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.
В раннем детстве и в подростковом возрасте человек испытывает жгучую потребность в общении и тесном контакте с другим человеком. Однако если подросток в силу тех или иных причин не встречает со стороны родителей , близких адекватной реакции, он не приобретает и соответствующих навыков общения, что впоследствии может вести к возникновению одиночества.
Одиночество – такое свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Вместе с тем ощущение своей ненужности приводит к формированию нигилизма реакций. Последнее часто характерно для подростка. Неразрешенные им самим и другими негативные стороны одиночества являются деструктивными компонентами личности, которые вместо созидающей направленности приведут к разрушающей.
В ходе проведенного нами исследования, мы пришли к выводу о том, что существует две взаимосвязанных особенности переживания одиночества подростков с разным уровнем суицидального риска. Первая особенность - с повышением уровня одиночества подростка, повышается и степень выраженности суицидальных факторов риска. Вторая, прямо противоположная – с повышением степени выраженности суицидальных факторов риска, повышается уровень одиночества.
Таким образом, поставленные нами задачи в ходе экспериментального исследования были полностью реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Авдеева Н.Н. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 666 с.
Акопов Г.В. Методы профилактики суицидального поведения. - Самара: СГПУ, 2008. – 372 с.
Бадьина Н.П. Профилактика суицидальных проявлений среди несовершеннолетних. – Курган: КГПУ, 2011. - 107 с.
Вагин И. Психология жизни и смерти. - СПб: Питер, 2011. – 160 с.
Волков Б.С. Психология подростков. - СПб.: Питер, 2010. - 240 с.
Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. - М.: Академический Проект, 2010. – 56 с.
Вульфов Б.З. Интересы и потребности современных детей и подростков. – М.: КАРО, 2007. – 114 с.
Ефремов В.С. Основы суицидологии. – СПб.: Питер, 2004. - 274 с.
Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. – СПб.: Прайм-Еврознак , 2009. – 184 с.
Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. - М.: Феникс, 2010. – 640 с.
Киселева В. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2012. - №8. - С. 56-59.
Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. - М.: МПСИ, 2013. – 196 с.
Корчагина С.Г. Психология одиночества. - М.: МПСИ, 2008. – 194 с.
Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. - М.: Эксмо, 2010. - 928 с.
Пепло Л.Э. Одиночество и самооценка. Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 2009. – 206 с.
Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. – М.: Эксмо, 2008. – 318 с.
Реан А.А. Психология подростка. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 512 с.
Реан А.А. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. – СПБ.: Прайм-Еврознак, 2007.- 128 с.
Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. М.: Генезис, 2012. – 193 с.
Синягин Ю.В. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб.: Питер, 2010. – 296 с.
Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – М.: Сфера, 2009. – 230 с.
Шнейдер Л.Б. Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога // Школьный психолог, 2012. - №11. – С. 36-46.
















ПРИЛОЖЕНИЕ А

Выявление суицидального риска у детей  ( А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)
Профилактика самоубийств - это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;  влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора;  анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;  я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;  выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;  я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Цель: исследование аутоагрессивных тенденций и факторов, формирующих суицидальные намерения
Объект: учащиеся 5- 11 класса
Форма проведения: индивидуальная и групповая
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний.
Текст методики
Выкормил змейку на свою шейку.
Собрался жить, да взял и помер.
От судьбы не уйдешь.
Всякому мужу своя жена милее.
Загорелась душа до винного ковша.
Здесь бы умер, а там бы встал.
Беду не зовут, она сама приходит.
Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
Кто пьет, тот и горшки бьет.
Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
Сидят вместе, а глядят врозь.
Утром был молодец, а вечером мертвец.
Вино уму не товарищ.
Доброю женою и муж честен.
Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
Кто не родится, тот и не умрет.
Жена не лапоть, с ноги не сбросишь.
В мире жить - с миром быть.
Чай не водка, много не выпьешь.
В согласном стаде волк не страшен.
В тесноте, да не в обиде.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком столкнется.
Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
Болячка мала, да болезнь велика.
Не жаль вина, а жаль ума.
Вволю наешься, да вволю не наживешься.
Жизнь прожить - что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
Всякий родится, да не всякий в люди годится.
Других не суди, на себя погляди.
Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
Живет - не живет, а проживать - проживает.
Все вдруг пропало, как внешний лед.
Без копейки рубль щербатый.
Без осанки и конь корова.
Не место красит человека, а человек - место.
Болезнь человека не красит.
Влетел орлом, а прилетел голубем.
Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
В уборке и пень хорош.
Доход не живет без хлопот.
Нашла коса на камень.
Нелады да свары хуже пожара.
Заплати грош, да посади в рожь - вот будет хорош!
Кто солому покупает, а кто и сено продает.
Седина бобра не портит.
Бешеному дитяти ножа не давати.
Не годы старят, а жизнь.
В долгах как в шелках.
Бранись, а на мир слово оставляй.
Зеленый седому не указ.
А нам что черт, что батька.
Моя хата с краю, ничего не знаю.
Лежачего не бьют.
Что в лоб, что по лбу - все едино.
Все люди как люди, а ты шиш на блюде.
Ученье свет, а не ученье - тьма.
И медведь из запасу лапу сосет.
Жирен кот, коль мясо не жрет.
Выношенная шуба не греет.
Совесть спать не дает.
Вали с больной головы на здоровую.
Мал, да глуп - за то и бьют.
Не в бороде честь - борода и козла есть.
Одно золото не стареется.
Наш пострел везде поспел.
Муху бьют за назойливость.
Надоел горше горькой редки.
Живет на широкую ногу.
Легка ноша на чужом плече.
Не в свои сани не садись.
Чужая одежда - не надежда.
Высоко летаешь, да низко садишься.
Двум господам не служат.
Мягко стелет, да твердо спать.
За одного битого двух небитых дают.
За худые дела слетит и голова.
Говорить умеет, да не смеет.
Кто до денег охоч, тот не спит и всю ночь.
Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
Красив в строю, силен в бою.
Гори все синим пламенем.
Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
Если все время мыслить, то на что же существовать.
На птичьих правах высоко взлетишь.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Бланк ответов

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Алкоголь, наркотики


Несчастная любовь


Противоправные действия


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проблемы с ними


Добровольный уход из жизни


Семейные неурядицы


Потеря смысла жизни


Чувство неполноценности, ущербности, уродливости


Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути


Отношения с окружающими


Обработка результатов
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой колонке. Ответы интерпретируются на основе таблиц 1-6. О наличии суицидального риска свидетельствует результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
Таблица № 1 (мальчики 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
13-15
Более 15

Несчастная любовь
10-12
Более 12

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
12-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 2 (девочки 5-7 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
9-11
Более 11

Противоправные действия
12-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
15-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
10-11
Более 11

Семейные неурядицы
13-14
Более 14

Потеря смысла жизни
12-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
13-14
Более 14

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
12-14
Более 14

Отношения с окружающими
15-18
Более 18

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 3 (мальчики 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-13
Более 13

Противоправные действия
13-15
Более 15

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проблемы с ними
16-18
Более 18

Добровольный уход из жизни
10-12
Более 12

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
10-12
Более 12

Отношения с окружающими
14-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 4 (девочки 8-9 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
11-12
Более 12

Несчастная любовь
11-12
Более 12

Противоправные действия
13-14
Более 14

Деньги и проблемы с ними
16-17
Более 17

Добровольный уход из жизни
9-11
Более 11

Семейные неурядицы
11-12
Более 12

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
15-16
Более 16

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 5 (мальчики 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
10-11
Более 11

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
11-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-12
Более 12

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
11-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-12
Более 12

Отношения с окружающими
19-23
Более 23

* Правая граница числового интервала дается исключительно
Таблица № 6 (девочки 10-11 класс)
Факторы суицидального риска
Требуется особое внимание
Требуется формирование антисуицидальных факторов

Алкоголь, наркотики
9
Более 9

Несчастная любовь
8-10
Более 10

Противоправные действия
13-15
Более 15

Деньги и проблемы с ними
18-20
Более 20

Добровольный уход из жизни
7-8
Более 8

Семейные неурядицы
12-13
Более 13

Потеря смысла жизни
11-13
Более 13

Чувство неполноценности, ущербности, уродливости
12-13
Более 13

Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути
11-13
Более 13

Отношения с окружающими
22-25
Более 25

* Правая граница числового интервала дается исключительно
При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат, полученный в колонке "Добровольный уход из жизни", а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Карта риска суицида»
(модификация для подростков Л.Б. Шнейдер)

Цель: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Карта риска суицида

Фактор риска
Не выявлен
Слабо выражен
Сильно выражен

I. Биографические данные

1. Ранее имела место попытка суицида
– 0,5
+2
+3

2. Суицидальные попытки у родственников
– 0,5
+1
+2

3. Развод или смерть одного из родителей
– 0,5
+1
+2

4. Недостаток тепла в семье
– 0,5
+1
+2

5. Полная или частичная безнадзорность
– 0,5
+0,5
+1

II. Актуальная конфликтная ситуация

А вид конфликта:

1. Конфликт с взрослым человеком (педагогом, родителем)
– 0,5
+0,5
+1

2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой
– 0,5
+0,5
+1

3. Продолжительный конфликт с близкими людьми, друзьями
– 0,5
+0,5
+1

4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность
– 0,5
+0,5
+1

Б поведение в конфликтной ситуации:

5. Высказывания с угрозой суицида
– 0,5
+2
+3

В характер конфликтной ситуации:

6. Подобные конфликты имели место ранее
– 0,5
+0,5
+1

7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье, отвергнутая любовь)
0,5
+0,5
+1

8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий
– 0,5
+0,5
+1

Г эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

9. Чувство обиды, жалости к себе
– 0,5
+1
+2

10. Чувство усталости, бессилия, апатия
– 0.5
+1
+2

11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности
– 0.5
+0,5
+2

III. Характеристика личности

А волевая сфера личности:

1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений
– 1
+0,5
+1

2. Решительность
– 0,5
+0,5
+1

3. Настойчивость
– 0,5
+0,5
+1

4. Сильно выраженное желание достичь своей цели
– 1
+0,5
+1

Б эмоциональная сфера личности:

5. Болезненное самолюбие, ранимость
– 0,5
+0,5
+2

6. Доверчивость
– 0,5
+0,5
+1

7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься)
– 0,5
+1
+2

8. Эмоциональная неустойчивость
– 0,5
+2
+3

9. Импульсивность
– 0,5
+0,5
+2

10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах
– 0,5
+0,5
+2

11. Низкая способность к созданию защитных механизмов
– 0,5
+0,5
+1,5

12. Бескомпромиссность
– 0,5
+0,5
+1,5


Для определения степени выраженности факторов риска у подростков высчитывается алгебраическая сумма и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:
менее 9 баллов риск суицида незначителен;
9–15,5 баллов риск суицида присутствует;
более 15,5 балла риск суицида значителен.
Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности (знаки беды) начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к психологу или врачу-психиатру за квалифицированной помощью.





















ПРИЛОЖЕНИЕ В
Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
Тест насколько ты одинок? Методика субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона:
Инструкция.
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».
Текст опросника (вопросы).
 

 
Утверждения
 
Часто
 
Иногда
 
Редко
 
Никогда


Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
 
 
 
 


Мне не с кем поговорит
 
 
 
 


Для меня невыносимо быть таким одиноким
 
 
 
 


Мне не хватает общения
 
 
 
 


Я чувствую, будто никто не понимает меня
 
 
 
 


Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне
 
 
 
 


Нет никого, к кому бы я мог обратиться
 
 
 
 

2
Я сейчас больше ни с кем не близок
 
 
 
 


Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
 
 
 
 


Я чувствую себя покинутым
 
 
 
 


Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
 
 
 
 


Я чувствую себя совершенно одиноким
 
 
 
 


Мои социальные отношения и связи поверхностны
 
 
 
 


Я умираю от тоски по компании
 
 
 
 


В действительности никто как следует не знает меня
 
 
 
 


Я чувствую себя изолированным от других
 
 
 
 


Я несчастен, будучи таким отверженным
 
 
 
 


Мне трудно заводить друзей
 
 
 
 


Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
 
 
 
 


Люди вокруг меня, но не со мной
 
 
 
 



Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.
Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» на 2, «редко» на 1 и «никогда» на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества 60 баллов.
Интерпретация
высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов,
от 20 до 40 баллов средний уровень одиночества,
от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




Root Entry