статья Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»
Любить детей — этого мало,
надо знать их, а этому надо учиться.
Проф. М.Н. ГернетВ последнее время уделяется много внимания вопросу «Адаптации детей к школе». Проблема адаптационного периода учащихся в школе, приобретает масштабное значение в кругу родителей, педагогов, психологов. В этой связи особое значение приобретает создание таких педагогических условий, которые позволили бы детям лучше адаптироваться к новой социальной и образовательной среде и успешно осуществлять учебную деятельность.
Феномен адаптация связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. Адаптация рассматривается как особый момент, от которого в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и социального окружения.
Школьная адаптация - особый и сложнейший период адаптации в жизни ребенка. Все дети сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы, же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми.
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер и сформированность коммуникативных навыков. Неразвитость или незрелость любой из выше перечисленных сфер, может непосредственно привести к дезадаптации.
Школьная дезадаптация - это образование у ребенка неадекватного отношения к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышение тревожности и т.д.
Дезадаптация может быть вызвана следующими причинами:
- Особенностями нового школьного режима (режимные трудности).
-Необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми, одноклассниками, учителями (коммуникативные трудности).
- Содержанием учебного материала . Показателями дезадаптации школьников к условиям обучения в 5 классе являются: снижение успеваемости ученика; отсутствие интереса к учению, т.е. снижение мотивации, появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; нарушения во взаимоотношениях со сверстниками, высокая тревожность, низкая работоспособность. Учащиеся становятся недисциплинированными, невнимательными, безответственными, не могут приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей своего темперамента. Все это осложняет сам учебный процесс.
В переходный, адаптационный период обуч-ся 5 кл оказываются в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется их место в системе социальных отношений: они впервые начинают заниматься общественно значимой деятельностью, получают новые права и обязанности, попадают в другую систему взаимоотношений с окружающими.
Я говорила, что необходимость адаптации возникает вследствие смены деятельности человека и социального окружения.
Например: Вы долгое время жили в маленьком уютном районе, где все друг друга знают. Но вот у Вас появилась возможность приобрести квартиру большей площади, о которой вы так долго мечтали. И Вы покупаете квартиру в другом совершенно незнакомом районе, где всё незнакомо. И что же происходит, вы дезадаптированы. Тоже самое происходит и с детьми. Они из организованного мира начальной школы, попадают в совершенно новые условия основной школы (где новые учителя, а не учитель; где много кабинетов, а не один кабинет и т.д.).
Изменившиеся условия обучения предъявляют высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию. Высокая планка требований в основной школе, может угрожать эмоциональному благополучию учащихся, если не учитывать возрастные особенности младших школьников. Поэтому данный переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей. Однако не стоит забывать о кризисе переходного возраста (10-11-летний возраст). В этот период происходят изменения в психике ребенка. Усвоения новых знаний способствуют развитию теоретического мышления, вследствие чего происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е. «память становится мыслящей, а восприятие думающим», замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется. К концу младшего школьного возраста у детей сформированы новообразования: произвольность, способность к самореализации.
К началу подросткового возраста учебная деятельность теряет свое значение, но продолжает оставаться основной деятельностью школьников, и влияет на содержание и степень развитости интеллектуальной, мотивационной сфер обучения и познавательной активности учащихся. Данный этап можно охарактеризовать как время овладения самостоятельными формами работы. Поэтому само понятие «учение», выходит за рамки учебных программ, за пределы не только класса, но и школы (особенно в век компьютеризации) может осуществляться самостоятельно, целенаправленно.
Каждый переходный период характеризуется изменениями во внутренней позиции жизнедеятельности школьника, которые вызывают сильные эмоциональные переживания (как положительные, так и отрицательные), дискомфорт. В рассматриваемом переходном периоде, наибольшие изменения связаны с взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего с одноклассниками. В начале года класс проходит через стадию ориентации (знакомства). Даже если дети уже не первый год вместе в таком составе, все равно они меняются. За лето они повзрослели, выросли. Из мальчиков и девочек превратились в юношей и девушек. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка влияют складывающиеся отношения с одноклассниками, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Данный период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой формируется отношение к себе как члену общества. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми. Резко возрастает количество негативных самооценок, появляется потребность в необходимости положительной оценке себя в целом, вне зависимости от конкретных результатов. Однако в этом возрасте эта потребность выражена сильнее. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учебы — все это может стать стимулом к развитию самовоспитания, а может негативно отразиться на самоуважении, стать препятствием на пути формирования личности.
«Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика актуальность и привлекательность.
5 класс - это переломный этап в жизни и развитии детей, так как они переходят к предметному обучению. Учитель в начальной школе требовал одинаково успешного овладения всеми предметами. Он был заинтересован в успешном овладении детьми знаниями по всем основным школьным предметам в равной степени. Обычно он выделяет в классе сильных, средних и слабых учеников: сильные ученики хорошо усваивают по всем предметам, средние — средне по всем предметам, слабые - слабо, опять же по всем предметам.
Иная картина в средней школе. Каждый учитель преподает один предмет и представляет, какими качествами должен обладать ученик, чтобы успешно усвоить материал по данному предмету. Он видит специфику своего предмета и пытается сформировать у учеников специфические качества, необходимые для успешного овладения материалом по данному предмету. Учитель стремится определить, выделить способных к своему предмету детей и пробудить у них любовь к нему. Если раньше ученики делились на сильных, средних и слабых, то теперь ученик, сильный по одному предмету, оказывается часто слабее по другому предмету. Если ученик один, другой, третий раз за ответ по данному предмету получил одобрение учителя и прочитал уважение в глазах товарищей, то он задумывается, почему такого не бывает с ним на других уроках. Этот процесс самопознания происходит постепенно, часто неосознанно. В зависимости от характера самооценки способностей у ребенка складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка может быть либо стимулом, либо тормозом развития. Дети, не нашедшие подтверждения своим способностям к учению хотя бы по одному или нескольким учебным предметам, уже навсегда теряют интерес к школе и учению вообще.
Иными словами, в данный период ребенок должен уметь учиться, хотеть учиться и верumь в свои возможности.
Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе из начальной школы в основную, является адаптация детей к новым учителям (сопровождаются конфликтами и недовольством учителей и учеников друг другом). Иногда появляются конфликтные ситуации с родителями. Родители, привыкшие получать информацию о своих детях от одного учителя, теперь получают от разных и могут сравнивать успехи в учебе, в поведении на разных уроках. Они сравнивают удачи и неудачи с теми, которые были ранее, и замечают изменения в худшую сторону. Объясняют недостаточной квалификацией, предвзятостью к детям и т.д. Это, естественно, отражается на отношениях между учителем и родителями, и характере отношения детей к школе, учебе, учителям и усложняют трудности переходного возраста.
Возникшая школьная дезадаптация не исчезает с возрастом, а превращается в комплексы, которые позже становятся не лучшими чертами характера ребенка.
Профилактика и пути преодоления школьной дезадаптации.
Для того, чтобы адаптационный период был эффективен, необходимо помнить, что адаптационный период в школе предназначен для обеспечения доброжелательной атмосферы и возможности учителю и ученику принять друг друга в новой для них социальной ситуации. Необходимо провести:
- работу с родителями (проведение родительских собраний по ознакомлению с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации; рассказать о первых трудностях и успехах детей, о возможной помощи, как детям, так и родителям со стороны учителей и психологов школы);
- работу с учителями (разработать программы адаптационного периода с учетом индивидуальных особенностей детей, обеспечение условий для проведения адаптационного периода — создание атмосферы доброжелательности; привлечение других специалистов, проведение психолого-педагогического совещания с целью осмысления результатов адаптационного периода);
- работу с детьми:
5 класс (познакомить детей друг с другом; разработка собственных правил - интеллектуальных, творческих, трудовых и их применение; сплочение коллектива; создание портрета настоящего школьника)
Успешность адаптации
Мы рассматриваем адаптацию детей к школе, как создание педагогических условий для овладения наиболее важными умениями и навыками учебной деятельности.
С первых дней пребывания в школе необходимо создать для учащегося благоприятную атмосферу, так как только в этом случае возможен прогресс в его развитии. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки. Используя оценку для развития мотивационной сферы учащегося, нельзя допускать хронических неуспехов и неудач, чтобы не отбить интерес к учебе. Оценка должна использоваться таким образом, чтобы ребенок то выигрывал, то проигрывал. В случае проигрыша, то есть плохой оценки, необходимо подбодрить проигравшего, выразить уверенность, что следующий раз у него наверняка все получится, и вместе с ним проанализировать его ошибки. Это также поможет ему адекватно воспринимать оценку учителя.
Большое внимание должно уделяться развитию у детей способности к самооценке своей работы. Самооценка позволяет спокойно относиться к результату своей деятельности и оценке со стороны взрослого.
Создание общего положительного эмоционального фона, сотрудничество между родителями и учителями, ребенком и родителями, учеником и учителем обеспечивает снижение уровня тревожности, что позволяет сделать период адаптации недолгим, а его результат — высоким.