Развитие детей с высоким уровнем познавательной сферы на уроках в начальных классах

Развитие детей с высоким уровнем познавательной сферы на уроках в начальной школе.
Высокий уровень развития познавательной сферы включает:
- самостоятельность
- оригинальность
- новизна способов деятельности
Показатели высокого уровня развития познавательной сферы детей.
- Высокий уровень интереса к урокам
- Способность к фантазированию, воображению
- Проявление догадливости и сообразительности
- Проявление радостных эмоций в процессе работы
- Умение преодолевать возникшие трудности
- Стремление к оригинальности
- Проявление самостоятельности в работе
Формы активизации познавательной сферы учащихся:
- Игра
- Сочинения и творческие диктанты
- Частично-поисковые задания
- Задания с несколькими вариантами решения
- Интеллектуальные атаки (прием «Мозговой штурм», «Две шляпы критического мышления» )
- Составление детьми заданий к урокам
ИГРА.
Например: Спустись по лесенке. Составление кроссворда из словарных слов. Составление ребусов к словам.
На уроках использую различные виды сочинений.
Сочинения – описания
Сочинения – рассуждения
Сочинения – сказки
По опорным словам
В виде письма друг другу
Задания . Вставь в текст слова одной части речи, чтобы они не повторялись.
Арбуз.
На. столе лежит большой. арбуз. Вся . семья собралась на кухне, чтобы его попробовать. Папа разрезает . корку, и нашему взору предстаёт . мякоть. К счастью, арбуз оказался . . Сердцевина его . цвета, а косточки . . Мы с удовольствием съели по три . куска.
К частично-поисковым задачам можно отнести задания:
на нахождение закономерности;
на нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений;
на подбор возможно большего количества примеров к какому-либо теоретическому положению;
на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос;
на нахождение наиболее рационального способа решения;
Задачи частично-поискового характера
В какие группы можно объединить следующие слова: шкаф, конфеты, астра, ромашка, пряник, стол, шоколад, тюльпан, диван, роза, варенье?
Проанализируйте следующие ряды чисел, выявите закономерность и продолжите их запись:
1, 3, 4, 7, 11, 18 ...
2, 8, 3, 7, 4, 6 ...
Решение частично-поисковых задач разного уровня
Ребята, сейчас мы проверим вашу слуховую память. Я громко и медленно назову шесть чисел. Ваша задача выслушать меня внимательно и записать эти числа в том же порядке.
Начали: 5, 12, 10, 3, 8, 2.
А теперь послушайте следующий ряд:
3, 21, 15, 48, 6, 10, 11, 16, 4, 5, 19, 9.
Назовите лишь два числа данного ряда - самое большое и самое маленькое.
«Ребята, сегодня я дам вам задание, которое могли бы предложить будущим разведчикам для проверки у них быстроты реакции. Перед вами ряд чисел:
4, 15, 36, 8, 12, 5, 21, 24, 16, 3, 7, 20
Как можно быстрее подчеркните те из них, которые делятся без остатка на 4».
Найдите способ, которым можно нарисовать данную фигуру, не отрывая руки от бумаги и не проводя дважды линии:

Сколько треугольников и четырехугольников можно найти на этом рисунке? Как вы получили ответ?
Назовите все возможные варианты имен по модели
ВА – Я
Разгадайте внешне похожие ребусы: 10ЧКА, Ш1А, 2Д, ПО2Л

Сколькими способами можно разделить квадрат на четыре равные части? Покажите все варианты.

Задачи педагога:
развивать у детей подвижность и гибкость мышления;
настойчиво стимулировать процессы поисковой активности;
учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;
учить находить новые, оригинальные подходы, получать красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.











Рисунок 6Рисунок 715