Методическая разработка по теме: Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся


centertop00
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
65786082169000РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ПРИМОРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
-5670551786890004102735155829000
Методическая разработка«Ликвидация пробелов в знаниях и умениях обучающихся по физике в СПО»
В разработке предлагаются различные методы ликвидации пробелов в знаниях и умениях по физике. Эти методы могут использовать преподаватели спецдисциплин при подготовке профессий: электромонтажник электрических сетей и электро-оборудования, слесарь по ремонту строительных машин, сварщик.
Разработала Шатная О.Г. преподаватель I категории
24.10.2016
Феодосия
2016

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ПРИМОРСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
тЕМА: лИКВИДАЦИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ И УМЕНИЯХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ФИЗИКЕ
РазработалаШатная О.Г. – преподаватель I категории
Феодосия 2016
Введение
Реформа основного общего образования и основной профессиональной образовательной программы поставила перед системой среднего профессионального образования ряд задач. Одна из них– подготовка конкурентноспособных, квалифицированных рабочих.В этих условиях особенно острой становится проблема предупреждения неуспеваемости. Она возникает с первых же дней пребывания обучающихся в образовательном учреждении.
Многих педагогов и мастеров производственного обучения волнует, как добиться успешного учения от каждого обучающегося. В настоящей разработке предлагаются некоторые рекомендации.
Изучение учебных возможностей обучающихся
Каждый преподаватель или мастер производственного обучения стремится к тому, чтобы, прежде всего, выяснить возможности обучающихся в овладении знаниями, умениями, навыками, необходимыми для усвоения преподаваемой им дисциплины. Учебные возможности проявляются по-разному, в зависимости от многих обстоятельств: отсутствие или наличие интереса к предмету, нужного объема знаний и умений, методического мастерства преподавателя, его собственной увлеченности предметом и т.д.
Через 1 – 1,5 месяца учебных занятий мастера и преподаватели собираются на «консилиум», куда приглашаются представители администрации, учкома, врач техникума. Имеющиеся у участников «консилиума» сведения обобщаются и заносятся в характеристику учебных возможностей обучающихся в виде следующих оценок:
«+» - если оцениваемый компонент развит достаточно хорошо и положительно проявляется в большинстве случаев;
«ср» - если развитие оцениваемого компонента в целом удовлетворительное, но проявляется неустойчиво;
«-» - если развитие оцениваемого компонента недостаточно, очень слабо или почти не проявляется в действиях обучающихся.
Предлагается оценивать следующие характеристики учебных возможностей:
состояние здоровья (слух, зрение, работоспособность на уроках);
бытовые условия и влияния (условия для самоподготовки, влияние семьи, влияние сверстников);
отношение к изучаемому предмету (общеобразовательного цикла, общетехнического цикла и спецдисциплин);
отношение к производственному обучению;
умственное развитие (умение выделять главное, делать выводы, применять знания из смежных дисциплин, запоминание, речь, самостоятельность мышления);
навыки (планирование, самоконтроль, соблюдение режима дня);
навыки учебного труда (умение действовать в темпе всей группы, укладываться в отведенное время, умение работать с книгой);
общетрудовые навыки (культура поведения, дисциплина, моральные качества, отношение к воспитательным воздействиям, общественным поручениям);
волевые черты (настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности);
интересы и увлечения (своей специальностью, учебным предметом(конкретно), спортом, другое);
наличие пробелов в знаниях (перечень предметов);
выводы и рекомендации (основные причины отставания в учении, меры предупреждения отставания).
Обсуждая развитие отдельных компонентов учебных возможностей, участники «консилиума» должны определить, что же является основной причиной, мешающей обучающемуся учиться успешнее. Установив причину, сообща намечают меры, направленные на предупреждение отставания и неуспеваемости учащегося.
«Педагогический консилиум» проводится обычно два раза в году:
в начале I семестра и в начале II семестра, с тем чтобы своевременно определить, у каких обучающихся какие изменения произошли в учебных возможностях. Анализируя педагогические воздействия, выясняется, какие из них особенно эффективны, какие оказались малорезультативными. Все это позволяет внести в намеченные ранее мероприятия и средства воздействия соответствующие изменения.
В случае затруднений, которые могут возникнуть у мастера при изучении личности учащихся, в организации «консилиума» или в дальнейшем контроле за осуществлением мер, намеченных в результате «консилиума», ему должны помочь (а вернее взять на себя решение многих вопросов) классные руководители, администрация, методический совет техникума.
Ликвидация пробелов в знаниях и умениях обучающихся
Курс физики в системе среднего общего образования в средних профессиональных образовательных учреждениях занимает одно из ведущих мест, так как физика является научной основой современного производства. Изучение различных физических понятий, явлений, законов помогает обучающимся понять многие технологические процессы, принцип действия и устройства инструментов, механизмов, машин.
Для успешного овладения программой общеобразовательной учебной дисциплиной «Физика» на IиII курсах необходимо прежде всего определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся, принятых на I курс.
В опыте передовых преподавателей профессиональных учебных заведений сложилась определенная система работы по ликвидации пробелов в знаниях, в которую входит следующее:
определение уровня усвоения знаний и умений обучающихся по материалу общего образования;
определение типичных для предмета и для конкретных обучающихся пробелов в знаниях и умениях;
анализ содержимого учебного материала по физике за общеобразовательную школу и выявление базовых тем в соответствии с профилем подготовки учащихся;
установление преемственных связей между программным материалом общего и общего среднего (полного) образования;
систематическое использование для восполнения знаний и умений (за курс общего образования) разнообразных приемов, средств и форм работы и их сочетаний;
осуществление строго учета ликвидируемых пробелов;
создание благожелательной атмосферы и уверенности в своих силах у слабоуспевающих обучающихся.
Обнаружение и ликвидация пробелов в знаниях и умениях обучающихся по материалу основного общего образования
Анализ образовательной программы среднего общего образования, позволяет видеть, что изучение молекулярной физики, электродинамики и квантовой физики опирается достаточно широко на знание таких основных понятий, как «масса», «сила», «скорость», энергия», «работа» и др., на знание формул, отражающих связи между соответствующими физическими величинами, знание законов Ньютона и Гука, законов сохранения и т.д.
Вне зависимости от профильности разделов физики для оценивания единого уровня усвоения обучающимися образовательной программы основного общего образования, есть необходимость в целенаправленном, организационном повторении основных вопросов раздела «Механика» В этом же убеждают типичные ошибки, допущенные обучающимися при демонстрации знаний и умений по этому разделу. К ним относятся:
незнание символики физических величин;
единиц измерения физических величин;
формул;
неумение перевести единицы измерения из одной системы единиц в другую;
пользоваться уравнением движения для расчета физических величин
строить график движения и пользоваться им.
Можно выделить следующие пути ликвидации пробелов в знаниях и умениях по физике общего образования у обучающихся в средних профессиональных образовательных учебных заведениях:
предварительная работа (специальные уроки повторения);
текущая работа (использование учебного материала по физике основного общего образования в процессе изучения физики за 8-9 классы);
осуществление межпредметных связей (использование материала физики при изучении общетехнических дисциплин, спецтехнологии, в производственном обучении).
В перспективно-тематическом планировании учебного материала не отводится время на полноценную контрольную работу №1 по теме: «Входной контроль» по материалу курса физики за общеобразовательную школу. Повторить материал всего курса механики за короткое время невозможно, поэтому, проанализировав, какие знания, умения и навыки понадобятся обучающимся для успешного усвоения специальных дисциплин из курса общеобразовательной школы, проведен отбор материала для повторения. За 10-15 минут до окончания урока обучающимся предлагается контрольная работа по курсу основного общего (в десяти вариантах). Вопросы и задания очень просты, например:
Выразить в СИ: 40км, 2см, 72км/час.
Какой буквой принято обозначать скорость, ускорение?
В каких единицах в СИ измеряются работа, мощность?
Из уравнения выразить ускорение.
На ликвидацию пробелов в знаниях удобнее всего отвести шесть уроков, используя уроки по теме: «Решение задач». Каждый из пяти уроков посвящен одному большому вопросу раздела «Механика» (кинематика, динамика, работа, энергия, кинематика вращательного движения).
На последнем уроке по теме: «Решение задач» проводится контрольная работа. Обучающимся предлагаются те же вопросы и задания, что и на первом уроке. Это позволяет увидеть результаты повторения и восполнение пробелов.
Для тех обучающихся, кто не смог успешно пройти первый этап обучения (5-6 человек), преподаватель проводит несколько дополнительных занятий, после чего они сдают зачет по данному материалу.
Подход к выявлению пробелов в знаниях и умениях за курс основного общего образования может быть различным. Важно отметить, что при диагностике (хотя бы на отдельных этапах обучения) целесообразно использовать один и тот же подход, что бы можно было путем сравнения определить, появились ли какие изменения в усвоении материала, являются ли эти сдвиги положительными и т. д.
Учет пробелов в знаниях и умениях по теме «Механика» может проводиться по-разному:
- одни преподаватели физики делают это с помощью таблицы (таблица 1), в которой напротив каждой фамилии обучающегося отмечается наличие или отсутствие знаний и умений по основным вопросам курса физики;
- другие представляют результаты выполнения контрольной работы № 1 по теме: «Входной контроль» иначе (таблица 2).
Учет качества усвоения материала ведется при помощи таблицы.
Таблица 1
Список учащихся Время работы Оценка СИ
КИНЕМАТИКА ДИНАМИКА ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
Перевод в СИ Графики Первый закон Ньютона
Фамилия, имя обучающегося Контр.р..№ 1
2 + + № урока темы: «Кинематика» + +
+ + + + +
+ № урока темы: «Динамика» + + +
+
+ + № урока темы: «Законы сохранения» + + + +
Контр.р. № 1 4 + + + + + + + + + + + + + + + +
Таблица 2
№п/п Фамилия, имя
обучающегося Знание кинемати-ческихформулЗнание видов движения Знание II закона Ньютона Знание законов сохранения энергии Умение работать с графиком движения Знание действий с векторами
Примерные тексты заданий для контрольной работы № 1 по теме: «Входной контроль»
Усиление профессиональной и политехнической направленности позволяют теснее связать материал физики с профессиональной подготовкой обучающихся, что в свою очередь способствует более глубокому осознанию обучающими необходимости знания физики для их будущей профессиональной деятельности.
Представленный ниже текст контрольной работы может быть предложен будущим слесарям по ремонту строительных машин, токарям и т. д.
Выразите в СИ: v=45кмчас; m= 200г; l= 3см; t= 15мин.
310134032258000297751542735500Укажите вид движения и запишите условия движения тела по данным траекториям (а, б). v4908552959100031013405207000v FF а) б)
Почему основание станков и других машин делают тяжелыми и широкими?
282511536512500272986537465000261556537465000251079038417500243459039370000232029038417500Покажите точку приложения и направления силы тяжести и веса, действующих на тело.
25774657048500223456562229002225040-571500
23583903302000
Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
Запишите формулы, по которым можно рассчитать общие: напряжение, сопротивление и силу тока при последовательном соединении проводников.
К содержанию контрольной работы можно подойти с точки зрения требований, предъявляемых к усвоению программного материала.
По графику, представленном на рисунке, определите скорость движения велосипедиста в момент времени t= 3с. Какой характер движения? Запишите уравнение скорости для этого движения.

Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью и в направлении по часовой стрелке. Какое направление имеет вектор скорости в точке М? Как в этой точке направлен вектор ускорения?
270129030861000258699018478500 М
Определите массу легкового автомобиля, который под действием силы 4кН движется с ускорением 2м/с2.
Предлагается на выбор задача на условия равновесия тел.
Опишите изменение энергии взлетающего самолета.
Возможен иной метод составления текста контрольной работы, например, уровневый.
При уровневом методе следующее задание предъявляет обучающемуся более высокие требования, чем предыдущее, требования к применению все более сложных способов учебно-познавательной деятельности. Такого рода задания позволяют выяснить не только, знает ли учащийся формулу, закон и т.д., но и на сколько глубоко он усвоил знания.
41878254334510Какой из графиков, представленных на рисунке, соответствует движению, при котором вектор ускорения направлен в противоположно вектору и скорости и имеет максимальное по модулю значение?
а). 1; б). 2; в). 3; г). 4;
Составьте текст из фраз А, Б, и В.
А:
Одним из признаков криволинейного движения является …
Б:
постоянство скорости;
изменение скорости.
В:
по направлению;
по числовому движению;
по числовому значению и направлению.
Автомобиль при торможении движется равнопеременно с ускорением 0,5м/с2 и останавливается через 20с после начала торможения. Какую скорость имел автомобиль в начале торможения? Какой путь он прошел при торможении до остановки?
Текущая работа по ликвидации и предупреждению пробелов в знаниях и умениях
При изучении физики на I и II курсах профессиональных образовательных организациях СПО привлечение программного материала основного общего образования практически происходит на каждом уроке. В связи с этим возникает необходимость заранее предусмотреть специальные мероприятия по ликвидации пробелов в опорных знаниях и умениях. Передовой опыт показывает, что заблаговременная работа со слабоуспевающими обучающимися, направленная на то, чтобы обеспечить у них весь необходимый для урока объем знаний и умений, оказывается эффективной – в этом случае обучающиеся с большим желанием, увереннее действуют, лучше воспринимают и усваивают новый материал.
Из всех видов уроков на занятиях по физике чаще всего практикуются уроки изучения нового материала, уроки лабораторных работ, уроки решения задач. На каждом из этих уроков может быть организована ликвидация пробелов в знаниях и умениях.
Урок изучения нового материала
Опорный материал к урокам по теме: «Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ», которые являются уроками изучения нового материала, включают несколько понятий : траектория, перемещение, путь, скорость, сила. Эти понятия повторно рассматриваются на первых уроках раздела «Механика», поэтому необходимость в их повторении пропадает (в исключительных случаях преподаватель напоминает об этих понятиях по ходу изучения нового материала).
Однако изучение идеального газа невозможно без понятия «сила давления», так как именно с опорой на него проводится объяснение свойства идеального газа оказывать давление на три поверхности. Важно обеспечить осмысление понятия, а в дальнейшем на него опираться.
В зависимости от уровня усвоения обучающимися понятия «давление», работа может строиться по-разному:
на дополнительном занятии (предшествующем уроку) преподаватель отмечает большое значение знания о давлении для будущих слесаре, сварщиков, судосборщиков и др. Затем излагает основные сведения о «давлении»: определение, физический смысл, обозначение, единицы измерения, формула для расчета). Далее вместе с учащимися рассматривается вопрос о том, как учитывается давление в окружающей жизни, в профессиональной деятельности.
В заключение преподаватель обращает внимание обучающихся на то, что учет давления осуществляется по двум направлениям – увеличение или уменьшение (формула для определения изменения физической величины);
другие наиболее распространенные способы ликвидации пробелов в знаниях состоят из выполнения обучающимися определенного задания или в напоминании им необходимых сведений в процессе изучения нового материала.
Предварительное задание, например, может быть таким: «Объясните с точки зрения физики, почему режущие инструменты (резцы, сверла, фрезы и др.) тщательно затачивают?»
До изучения темы преподаватель организует краткую беседу по результатам выполнения задания.
Если преподаватель сам напоминает на уроке суть понятия «сила давления», то целесообразно предложить одному-двум обучающимся повторить объяснение преподавателя.
Урок решения задач
Чаще всего пробелы наблюдаются в математической подготовке. Именно умения складывать и вычитать дроби, выполнять действия со степенями, решать уравнения с одним неизвестным и т.д. не позволяют в достаточной степени формировать умения решать физические задачи, в целом отрицательно влияют на интерес обучающихся к физике и усвоение программного материала
В опыте преподавателей сложились разнообразные подходы к ликвидации названных выше пробелов: дополнительные занятия, использование на уроках карточек с обучающими программами, организация коллективного решения задач.
Отработке необходимых умений у обучающихся необходимо уделять особое внимание на первых же уроках решения задач, стремясь выработать у них уверенность и правильное понимание значимости этой работы в овладении физикой.
Важной стороной работы преподавателя должно стать методически продуманное привлечение на уроках во время объяснения и бесед с обучающимися всевозможных наглядных средств: стенды, плакаты, презентации, образцы математических действий, единицы измерения физических величин в СИ и т.д.
Лабораторные работы
На уроках лабораторных работ успешное выполнение задания затрудняют и пробелы в умениях производить расчеты и то, что является специфическим для физики: неумение собирать электрические цепи, опытные установки, читать показания приборов, производить измерения т.д.
Методика проведения таких уроков должна обязательно состоять из двух этапов: подготовка обучающихся к выполнения работы и сборка опытной установки, снятие показаний, расчеты.
Подготовка обучающихся к выполнению работы.
Организация подготовительной работы зависит от содержания лабораторной работы.
Перед проведением лабораторной работы можно решить задачу по теме лабораторной работы, выучить теорию по учебнику, заполнить таблицу с физическими величинами, которые будут измеряться в лабораторной работе.
Например:
Перед лабораторной работой: «Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости» решить задачу по методике определения коэффициента поверхностного натяжения воды капельным методом
Перед лабораторной работой: «Изучение закона Ома для полной цепи» заполнить таблицу и повторить способы их измерения.
I, AU,Bℇ, BR, Oм r, Oм
? ? ? ? Преподаватель заполняет пустые клетки, обучающийся дома заполняет клетки со знаком «?». Первую строчку на уроке все решают вместе с преподавателем.
При проверке домашнего задания преподаватель просит обучающихся назвать все физические величины и формулы, необходимые для расчета и приборы, используемые для измерения в лабораторной работе.
Перед лабораторной работой: «Изучение явления электромагнитной индукции» необходимо повторить «Правило Ленца». На уроке лабораторной работы правило спросить или дать небольшую проверочную работу, которую обучающиеся будут решать в группах. Роль преподавателя: выяснять пробелы, помогать их ликвидировать.
Сборка опытной установки, снятие показаний, расчеты
Характерной особенностью работы с отстающими обучающимися должна стать направленность на актуализацию не только опорных знаний и умений, но и отработку алгоритма действий, обеспечивающего общий успех лабораторной работы.
В целом следует отметить присущую опыту передовых преподавателей систематичность и последовательность в работе по ликвидации пробелов в знаниях и умениях обучающихся за курс общеобразовательной школы, что и позволяет им добиваться значительных успехов в подготовке обучающихся по физике.